Вчера в кинотеатре "Киев" показали дебютные и короткометражные работы классиков украинского кинематографа. Сюда вошли лучшие дебюты, снятые в Украине в течение 1925-1973 годов. Это оцифрованные версии фильмов.
Среди шестнадцати отобранных лент - работы Романа Балаяна "Вор", Николая Мащенко "Ребенок", Бориса Ивченко "Антракт", Сергея Параджанова "Киевские фрески", Киры и Александра Муратовых "Весенний дождь" и другие.
Показ начался с ранней комедии Александра Довженко "Ягодки любви". Это один из первых из уцелевших его фильмов (первая работа режиссера "Вася-реформатор" считается утраченной). Фильм рассказывает о парикмахере Жане Ковбасюке. Он узнает, что стал отцом, но это не входит в его планы. Хотя кому бы Жан не подбросил младенца, он каждый раз причудливым образом к нему возвращается. Только когда Жан узнает, что за ребенка можно получить материальную помощь, вновь найти его удается не так просто.
"Я работал у Александра Довженко на фильме "Поэма о море" и когда кто-то затевал разговор про "Ягодку любви" он очень злился: "Какая моя картина?! Что вы мне такое говорите?", - вспоминает режиссер, 78-летний Александр Муратов. - Он очень не любил этот фильм, как и предыдущую картину "Вася-реформатор". Его режиссерская деятельность началась с "Сумки дипкурьера".
"Довженко был не склонен к юмору. А вот человеком был придирчивым. Были разные моменты, когда снимали "Поэму о море". Семь месяцев прошло и он не начинал снимать, потому что не мог утвердить актеров. Я его убедил, что в роли писателя должен играть только он сам, потому что когда читал, то не был дидактическим как другие актеры. И он согласился. И когда оказывался по ту сторону камеры, уже актером, спрашивал "Ну, как у меня получилось?" - вспоминает режиссер.
"Я смотрю на дебютные работы тех времен и смотрю на дебютные работы наших времен и удивляюсь, - продолжает Александр Муратов. - Может современные иногда бывают совершеннее и по технике, и по киноязыку, но работы тех времен все так что-то пытались людям доказать, а не просто "вытребеньки" чтобы продемонстрировать себя. И меня это, честно говоря, огорчает. Должна же быть какая-то цель у того, что ты делаешь. Потому что столько же денег на это тратится. Должна быть цель идейная или зарабатывания денег. Когда "ни Богу ни Черту" все это дело, то для чего это делается никто не знает. Но к сожалению большинство этих наших работ, что покажут - "ни Богу ни Черту".
Сегодня, 24 апреля, в кинотеатре "Киев" в 19:00 покажут второй блок короткометражек.: "Ребенок" (1967, реж. Николай Мащенко), "Кто умрет сегодня" (1967, реж. Виктор Гресь), "Вор" ( 1969, реж. Роман Балаян), "Дети войны" (1969, реж. Ярослав Лупий), "Прощание" (1970, реж. Вячеслав Криштофович), "Второе апреля" (1970, реж. Олег Гойда), "Роль"(1972 реж. Владимир Бортко), "Рыцарь Вася" (1973, реж. Владимир Попов).
Масштабный проект "Великие Короткие Метры" инициирует Национальный центр Александра Довженко и Государственное агентство Украины по вопросам кино. Вторая серия показов стартует осенью 2013 года и хронологически будет охватывать период с 1975 по 1990-е годы.
Комментарии