В Украине завершился мини кинофестиваль "Дни польского кино". В его рамках показали семь лент наших западных соседей, которые были сняты в последние годы. Открыл кинопоказы фильм "Мой велосипед", который презентовала в Киеве продюсер Марта Ларисса Плучинська.
После открытия кинофорума, мы встретились с госпожой Мартой, чтобы расспросить ее о том, как организована польская киноиндустрия. Ведь именно за ее моделью планируют развивать систему украинского кинопроизводства.
- В последнее время я все чаще замечаю, что в польских фильмах поднимают проблему "отцы и дети". Об этом говорится в лентах "Erratum", "Выпускные экзамены 1947" и других фильмах. Эта тема поднимается и в вашей ленте "Мой велосипед". Это актуально для современной Польши?
- В последнее время поляки уже устали от политических историй. А тема "отцы и дети" - универсальная. Это общечеловеческая проблема, которая актуальна для любой страны. В польских фильмах мы показываем ее под таким углом, чтобы у зрителя при просмотре отзывалось сердце. Поэтому наши ленты очень хорошо понимают славянские народы, которым очень близко именно такое искусство - которое заставляет отзываться сердце.
- В каких странах уже показали "Мой велосипед"?
- Практически везде. У него очень хорошая фестивальная судьба. Он был представлен в Южной Корее, Китае, Австралии, Великобритании, на минском фестивале "Листопад" и немецком "Go Eeast" и многих других фестах.
- На официальном сайте Каннского кинофестиваля есть раздел "История польского кинематографа". Там написано, что расцвет кино вашей страны пришелся на период с 1955 по 1995 годы. Тогда ваши фильмы часто побеждали на престижных кинофестивалях и были популярны среди зрителей. А в каком состоянии польский кинематограф сегодня?
- Могу сказать, что где-то пять лет назад польское кино родилось заново. Ведь в 2005 году появился Польский Институт Кинематографии. В нем действует очень прозрачная система складывания и финансирования проектов. Сегодня нам уже есть что представить международному зрителю и наши фильмы постепенно приближаются к тому уровню, какими они были где-то в 60-е годы.
- Лицо современного польского кинематографа популярное или авторское кино?
- Как по мне - это коммерческое кино, в котором есть душа.
- Когда разговариваешь с обычным любителем кино о польском кино, то он может вспомнить таких режиссеров, как Вайда, Кеслевский, Холанд... Скажите, какие современные молодые режиссеры станут в один ряд с упомянутыми мастерами?
- Конечно же Петр Ташскальский, снявший "Мой велосипед", а также Войчех Смажовский, автор гениального фильма "Роза".
- Какие польские фильмы вы бы посоветовали посмотреть кроме тех, что представлены в программе нашего кинофестиваля?
- "Зал самоубийц" Яна Комас. Также я бы посоветовала "Галерьянки" Катажины Росланец, однако это фильм для более молодого поколения.
- Польские фильмы активно снимаются в копродукции с другими странами. Скажите, какую часть всех польских лент снято именно в копродукции?
- Ежегодно в Польше снимают 35-40 фильмов в копродукции и еще примерно столько же фильмов за счет исключительно польского финансирования. При этом, однако, доля участия других стран в бюджете фильмов очень и очень отличается.
- Основной источник финансирования польского кинематографа - это госсредства?
- 50% бюджета фильмов обеспечивает Польский Киноинститут. Другую часть часто предоставляют частные телеканалы. Например, когда я собирала средства для "Моего велосипеда", то привлекала часть средств непосредственно из своей студии, а также из фондов города Лодзь. У каждого продюсера какие-то свои методы привлечения частных инвесторов. В Польше очень скоро наладится система отношений, при которой киноиндустрия будет базироваться прежде всего на частных инвесторах, как, например, в США. Думаю, польская киноиндустрия будет развиваться за голливудским сценарием не ранее чем за 20 лет.
- В Украине госсредства на съемки кино выделяются прежде всего молодым режиссерам. Действуют подобные возрастные критерии в Польше?
- В принципе Польский Киноинститут не ориентируется на возраст, но есть так называемая "программа дебюта". И если обычный фильм получает до 50% финансирования (это может быть и всего лишь 10% бюджета), то дебютная лента может получить до 70%. Конечно дебютантом можно быть и в 20, и в 90 лет. Тоесть никаких возрастных ограничений у нас нет.
- Легендарная польская анимация развивается по таким же правилам, как и игровое кино?
- Представители анимации всегда борются за то, чтобы получить больше средств на финансирование, чем выделяется на игровое кино. С одной стороны я их могу понять, ведь создание анимационного фильма очень дорогое. Зато польские мультфильмы очень хорошо продаются на международных кинорынках и вложенные средства нетрудно вернуть. Куда бы я не ездила, то в Канны, то на другие крупные кинорынки - везде приходится слышать восторженные возгласы: "Ой, польскяа анимация!"
Томек Багинский "Искусство падения"
Комментарии
3