Похвала, предупреждают психологи, обоюдоострое оружие. С одной стороны, хвалить нужно, потому что это окрыляет ребенка и побуждает к развитию. С другой - чтобы не перехвалить и не спровоцировать самовлюбленность.
Как часто хвалить?
Постоянная похвала вредна. Ребенок привыкает к тому, что им постоянно восхищаются, и постоянно будет ждать дифирамб в свою честь. Родители, конечно, могут постоянно восхвалять своего ребенка, но коллектив (детский сад, школа, потом институт) - вряд ли. Отсутствие привычной похвалы может вызвать внутренний дискомфорт, приведет к зависть, обидам, ревности к чужому успеху, подозрительности и тому подобное. Возможен и другой вариант: когда хвалят очень часто, это обесценивает похвалу и вызывает неверие в искренность старших. Поэтому надо найти "золотую середину" и придерживаться ее.
За что именно хвалить?
Секрет прост: похвала должна касаться не личности ребенка (какой ты умный, красивый, сильный), а тех действий, которые совершает ребенок. То есть: как замечательно у тебя получилось, красиво нарисовал и т.д. Кстати, этот принцип используют и тогда, когда делают нелестную оценку: рассматриваются только поступки, которые огорчили взрослых, но не сам ребенок в целом.
Когда ребенок начинает новое для него дело, похвала просто необходима. Это повышает уверенность, поддерживает интерес, придает дополнительную энергию для продолжения действия. "Так держать! У тебя очень хорошо получается! ". Кстати, после похвалы намного более позитивно воспринимаются советы, а предложенная помощь принимается с радостью.
Как хвалить?
Попробуйте похвалить ребенка и одновременно сделать "перенос" на другого человека. Например: "Мне нравится", "А как обрадуется папа!", "Дедушка будет просто счастлив!" Этим мы показываем, как и чем ребенок может нас порадовать, какое его поведение является для нас желанным. Но часто использовать этот метод не рекомендуется: ребенок только и будет думать, как доставить кому-то удовольствие. В дальнейшем из него может вырасти или лицемер (если ребенок на первое место все-таки поставит свои интересы), или человек, не имеющий своего мнения (если на первом месте будут интересы других).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выяснили, что влияет на детскую успеваемость
Cамый эффективный метод похвалы - комплимент.
Например, очень действенные комплименты о любых умениях: "Ты у меня такой самостоятельный и ответственный - сам убрал в комнате" или комплименты, направленные на личность через вещи, принадлежащие ребенку: "Какая ты аккуратная - у тебя все книги чистые, как новенькие! "
Беспроигрышными считаются комплименты, направленные на ощущения и чувства: "Мне с тобой так хорошо и надежно, ты всегда помогаешь мне". Говоря комплимент, мы не только формируем определенные качества у ребенка, но и улучшаем отношения с ребенком.
Но не стоит перебирать и с комплиментами: важно, чтобы комплименты были направлены на различные качества ребенка, чтобы они помогали ему стать целостной личностью. Ведь если все время обращать внимание на одно качество, можно превратить его в недостаток (а недостаток - это тоже качество, но проявленное максимально). Например, попробуйте постоянно говорить ребенку о том, какой он экономный, не дает кому угодно свои вещи - вырастет жадный человек.
Всегда можно найти, за что похвалить ребенка - даже если он не проявляет особых способностей и качеств. Он есть, он с вами, он смотрит вам в глаза, он вам верит, он на вас надеется. Он лучший, потому что он ваш. Ну как его не похвалить, хотя бы для того, чтобы увидеть, как в родных глазках рождается счастье?
Комментарии