вторник, 07 января 2014 17:01

"Если в Украине стать донором согласится каждый десятый, ежегодно мы будем спасать сотни жизней", - кардиохирург Борис Тодуров

Легендарный украинский кардиохирург, директор Киевского городского Центра сердца Борис Тодуров за десятки лет практики выполнил более 5000 операций. В 2000м впервые в Украине пересадил сердце. В тот памятный день с историческим событием Тодурова по телефону поздравил сам Николай Амосов. С тех пор в Украине сделали всего шесть пересадок сердца , потому становиться донором не позволяют украинские законы. Хотя пересадки сердца ждут не менее 2000 украинским ежегодно. Они умирают, так и не дождавшись спасения. Преодолев законодательную проблему, ежегодно можно было бы ежегодно спасать сотни жизней украинцев, убежден Борис Михайлович.

Почему в Украине практически не делают пересадок?

Основная проблема - законодательная . У нас людям не позволяют становиться донорами. Сердце или почки могут отдать лишь ближайшие родственники, но те, как правило, не соглашаются. Получается, что по нынешним законам мы вынуждены приходить к маме парня, который только что умер и просим отдать его орган, подписать документы и заполнить кучу бумаг. Это не гуманно даже по отношению к матери. Зато человек сам должен определять, готова ли она отдать органы или нет. Согласие на донорство - одно из требований для получения водительских прав в США. Там отдать органы соглашаются более 80 % людей. И если при жизни согласитесь стать донором, все равно очень мало шансов, что им когда-то станете. Зато в 10 раз больше вероятности, что орган однажды понадобится вам. А если от вас уже есть согласие отдать свой, сразу окажетесь в очереди на чужой первым. У таких людей - наибольший приоритет. Готов дать что-то людям - люди дадут что-то тебе. А другие будут ждать сердце или почки годами. Я подсчитал: если в Украине стать донором согласится каждый десятый, ежегодно мы будем спасать сотни жизней" . По статистике, у нас на это уже согласны более 40 % украинцев. Я сам первый подпишу согласие на забор органов. Потому что после смерти они не нужны. Православная церковь этого не запрещает. Наоборот: она говорит, что донорство - это жертвенность. А на входе в католические церкви Испании висит табличка "Не забирай свои органы на небеса, отдай их тем, кому они нужны на земле". И Испания - один из лидеров пересадки органов в мире.

А тем временем пересаживать органы позволяют законы не только в Западной Европе, но и в Беларуси и России.

Да. Здесь примером нам могут стать ближайшие страны - соседи. В Беларуси такой закон действует, и благодаря ему врачи могут полноценно работать. В этом году там уже провели около 30 операций, в том числе и украинцам. Конечно, за деньги. Пересадка там стоит около 60 тысяч долларов. Поэтому получается, что вместо развития медицины в Украине, мы развиваем и обогащаем медицину Беларуси.

Что нужно, чтобы у нас все же начали спасать жизни и делать пересадки?

Надо ввести поправки к закону. Думаю, это реально. Так сделала Беларусь, так сделала Россия. Надо, чтобы люди объединились вокруг этой проблемы и в Украине. Но у нас, к сожалению, присутствует такое клише, как "черные трансплантологи". Его придумали и раздули журналисты в погоне за сенсациями. В Европе такого нет, там СМИ имеют высокий уровень ответственности. Если бы какое-то издание безосновательно назвало бы немецкого или французского врача "черным трансплантологом", то разорилась бы в тот же день, оплачивая судебные штрафы. А у нас просто так могут назвать незаконными цели организации. Это основывается только на предположениях, на страшилках. Вот мне говорят: где-то под Днепропетровском нашли младенца, у которого явно забрали органы. Таких спрашиваю: а вы знаете, сколько сердце живет вне организма? И вообще, кому надо сердце, почки новорожденного? Их взрослому не пересадят. Не подойдут ни анатомически, ни функционально. А пересадить такую почку ребенку - это что-то из области фантастики. Куда продать орган нереально, потому что этого просто не успеют сделать - орган умрет. Но тем не менее, медицину и многих из энтузиастов продолжают безосновательно дискредитировать. А между тем трансплантология - это не наука, как забирать органы. Это наука, как спасать жизни безнадежно больных людей. За один день могут перечеркнули многолетние усилия, когда миллионы людей вдруг прочитают или увидят сюжет о "похищены органы".

Были уже попытки изменить эту ситуацию?

Были, и не раз. Министерство здравоохранения и некоторые депутаты недавно подали изменения в законопроект. Его рассматривали на медицинском комитете Верховной Рады. Но дальше общественных обсуждений дело пока не пошло. Потому что большинство депутатов даже не настроены вносить этот вопрос на обсуждение в правительстве. Они ошибочно думают, что с принятием такого закона люди станут пропадать на улицах

Как бы вы убедили их в обратном?

Центров, которые делают в Украине пересадки органов, можно пересчитать на пальцах. Их очень мало. Поэтому контролировать законность или незаконность пересадок не сложно. В самой простой трансплантации участвуют десятки людей. Кроме хирургов - анастезистки, перфузистки, санитарки. В тайне это сделать невозможно. Ведь как, например, можно определить совместимость донора и реципиента? Для этого у донора нужно брать кровь. Больной после пересадки лежит в больнице минимум месяц - проходят реабилитацию. Пожизненно принимают препараты, которые подавляют иммунитет и тем самым не позволяют отторгать чужой орган. Это должно происходить под контролем врачей, и в любом случае об этом все узнают. Возможно, где-то и есть незаконные действия. Когда у трупа берут кости для какого-то препарата. Но я в таких случаях говорю: когда один водитель нарушил правила и поехал на красный свет, вы же не перекрываете трассу для других водителей. Вы наказываете его одного. Так и здесь: нельзя из-за единичных случаев, которых, тем более, практически не бывает, препятствовать всей медицинской системе. Сейчас руководствуются принципом "как бы чего не случилось, давайте лучше запретим". Этот принцип можно сломать только одним: продолжать делать свое дело и информировать об этом людей. Показывать, как спасаем безнадежных больных. Также - показывать больных с почечной недостаточностью, которые живут на гемодиализе и умирают, так и не дождавшись органа. На это не нужны деньги. Надо только поменять закон.

Но даже если у людей сформируется положительное мнение о пересадке органов, поможет ли это изменить законодательство?

Депутаты хоть и небожители, но определенным образом к настроениям в обществе прислушиваются. Государственные деятели тоже читают газеты и понимают, в какую сторону дует ветер. В больнице скорой помощи ежедневно умирает десять человек, а органы закапывают в землю. Хотя они могли бы спасти другие жизни. Билл Клинтон в свое время принял интересный закон. Вы только вдумайтесь в формулировку. Он ввел уголовную ответственность за то, что врачи не информируют трансплантологов об имеющихся у них донорах. А вот здесь, в соседней от нас здании, сидит врач, который говорит: "Вы мне со своими пересадками не нужны, и никаких доноров вам давать не буду". Это надо менять, и со временем перемены произойдут.

Сейчас вы читаете новость «"Если в Украине стать донором согласится каждый десятый, ежегодно мы будем спасать сотни жизней", - кардиохирург Борис Тодуров». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть