Таможенная служба и полиция пугают высокими штрафами водителей автомобилей с иностранной регистрацией. В некоторых делах уже фигурируют иски на 500 и 600 тыс. грн. За что выставляют штрафы и кому из водителей стоит бояться таможенников Gazeta.ua рассказал юрист Сергей Кныш.
- За что могут начислить штраф владельцу нерастаможенного авто?
- Если авто имело право находиться на территории Украины 5 дней, а водитель пересек границу на день позже, заплатит штраф 170 гривен или получит предупреждение. Более трех дней - 3400 гривен. Более 10 дней превышение срока транзита квалифицируют согласно Таможенного кодекса Украины. Штраф там предусмотрен 8500 гривен. Эти санкции, штрафы могут наложить на водителя лишь должностные лица таможни. После пересечения границы авто, которое ездит по транзиту, вправе по таможенному законодательству ездить в Украине 5-10 дней. Когда машину "загоняет" на территорию Украины не резидент, то есть поляк или литовец, тогда украинец в ней может ездить год. Решение Конституционного суда Украины от 31.03.2015 года не считает такие действия админпроступком.
- Есть законные основания считать, что авто с польской регистрацией являются легитимными на украинских дорогах?
- Большинство авто законно пребывают на территории Украины, их количество ежедневно увеличивается. Целесообразно говорить об авто не только с польской, а и с иностранной регистрацией. Это - Литва, Эстония, Словакия, Чехия, Венгрия, Молдова. Водители должны знать о режимах пересечения границы, сроках пребывания авто в Украине, например, или это транзит, или временный ввоз. Ведь от этого зависит объем их прав и обязанностей, ответственность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Депутат в соцсети объединяет владельцев нерастаможенных авто
- Управляете ли вы автомобилем с иностранными номерами? С какими проблемами сталкивались - коррупция на таможне, претензии со стороны полиции?
- Да, я езжу на авто с иностранными номерами. Любой может управлять автомобилем с иностранной регистрацией при наличии водительского удостоверения и регистрационных документов на авто. Я каждый день за рулем. На практике сталкивался и с полицией, и с таможенниками только на границе. Проблем никаких в моем случае. Наоборот, я стараюсь подсказать что-то, дать совет. Полицейские мало отдыхают между дежурствами, устают, делают много ошибок в квалификации, в оценке ситуаций. У них отсутствуют реальные теоретические учения, а я за реформирование, за новые подходы в их работе. Если говорить о коррупции на таможне, то лично я не сталкивался с такими непредсказуемыми платежами. Для отдельных людей это целый бизнес, где в теме не только таможенники.
- Стоит водителям верить слухам о том, не растаможенные авто могут изымать у собственников?
- Слухам верить не стоит, но объединяться людям нужно. Это своего рода профсоюз, предупреждение для власти, в случае когда возникнет желание не считаться с мнением народа. Для извлечения авто должны быть законные основания, решение суда и делать это могут только специально уполномоченные органы. Конечно, при определенных видах нарушений любое авто полиция может поместить на штрафплощадку.
- Как пригнать авто из Польши и не нарушить закон?
- Я был по этому вопросу за рубежом, изучал для себя, пригнал авто. Выгоднее из Литвы, но качество авто может подвести. В Польше вопрос оформления дороже и продолжительнее, но состояние авто лучше. По мне лучше покупать авто в Германии, Австрии, а затем ехать и ставить на учет в Литву. Там значительно дешевле и проще, чем в Польше. Следить только нужно по сроку действия страховки, регистрации. Главное, чтобы человек, который принял для себя такое решение, имел порядочных помощников в таком деле, которые в этом разбираются, имеют действующую фирму-нерезидента.
- Владельцев не растаможеных авто запугивают, что будет создана специальная служба из таможенников, фискалов и полиции, которые будут останавливать и изымать авто, находящиеся на территории Украины вне закона, нарушившие срок пребывания. Реальное ли появление таких "группировок"?
- Надеюсь, что к нам не вернутся 1990-е с рэкетирскими группировками. Законодатель сегодня продолжает принимать и лоббировать выгодные для него законы под свой конкретный бизнес. Для создания таких специальных групп из таможенников, фискалов и полиции должны быть законные основания и полномочия. Пока об этом говорить преждевременно. Люди настроены радикально и следят за изменениями в этой сфере, создают общественные организации, поэтому свое слово может сказать и народ, как единственный источник власти в Украине в соответствии с Конституцией Украины. Сегодня народ гораздо быстрее группируется, чем при предыдущей власти. Сотни тысяч таких авто уже есть в Украине. А это уже сила, к которой стоит прислушаться.
- Могут за неуплаченные штрафы отбирать имущество?
- В данном случае должен действовать принцип и нормы закона о государственной исполнительной службе относительно соразмерности долга и стоимости арестованного имущества. Поэтому нужно исходить из конкретного случая, конкретных размеров. В теории и на практике могут авто арестовать за любые долги.
- Почему, по вашему мнению, политики боятся закона о снижении акцизного налога на импорт старых авто?
- Это затрагивает их финансовые интересы. Во-первых, автоиндустрия и торговля авто - это огромные средства, которые терять никто из них не хочет. Во-вторых, за счет выплат от растаможки идет наполнение в госбюджет, который до сих пор остается "карманным". Они не хотят принимать закон, который выгоден миллионам граждан, и не выгоден им. У власти сейчас бизнесмены, умеющие профессионально считать, жаль, что только в интересах своих миллионных бизнесов. Это - наша глобальная проблема. Но я считаю, объединяться водителям можно и нужно. Нужно создавать сообщества по интересам в соцсетях, быть более законодательно грамотными, знать свои права и уметь отстаивать собственные интересы.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: В Киеве возросло количество владельцев элитных авто
Комментарии
1