вівторок, 14 грудня 2010 07:14

Подарунок Майбергу від ФДМ на 266 мільйонів

Подарунок Майбергу від ФДМ на 266 мільйонів

Один из героев легендарного фильма Эльдара Рязанова "Гараж" заявил на собрании гаражного кооператива: "Я за машину родину продал". Речь, правда, шла о двухэтажном доме в деревне и участке в 15 соток. Для главы же Фонда госимущества (ФГИ) А.Рябченко торговля родиной является прямой и непосредственной обязанностью. Больше того, от её эффективности в немалой степени зависит наполнение Госбюджета. Говорить тут о каких-либо успехах ФГИ не приходится вообще: за 11 месяцев 2010 года он продал госимущества на 936,211 млн. грн., что составляет 14,74% от плана (при том, что первоначальный план и так был снижен на целые 4 млрд. грн.).

Причина провала заключается не только в том, кто отвечает в стране за приватизацию. Гораздо важнее, и намного более опаснее, то, КАК ИМЕННО А.Рябченко продаёт государственное имущество. Речь идёт не о некомпетентности, а об откровенно коррупционных схемах, похоже, ставших уже нормой в деятельности главы ФГИ.

Как известно, герою фильма "Гараж" вырученных денег хватило лишь на автомобиль "Запорожец" и пай в гаражном кооперативе. Всё потому, что дом с участком находились в 7 км от железнодорожной станции, да и "удобства" были во дворе. Подобных проблем у А.Рябченко нет, ведь он продаёт, в основном, высоколиквидные активы – государственные доли (пакеты акций) в весьма прибыльных и крайне привлекательных для инвесторов предприятиях. Между тем, каждый раз госбюджет недосчитывается колоссальных сумм.

Например, 1 декабря стало известно, что двумя неделями ранее (17 ноября) ФГИ продал компаниии "Worldwide Chemical Llc" – дочерней структуре корпорации "IBE Trade Corp." – 40% принадлежавших государству акций ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот"". Сделка не только была проведена тайно (Фонд не сообщил в СМИ о намерении провести её, как предусмотрено законодательством), но и госпакет продали на 34,4% ниже его номинальной стоимости. А ведь "Азот" входит в первую тройку украинских предприятий по объёмам производства минеральных удобрений. "До этого ни один глава Фонда, ни один эксперт-оценщик не решался на подобные действия, поскольку это сразу уголовное дело, заведенное Генеральной прокуратурой автоматически", – прокомментировал ситуцаию экс-глава ФГИ А.Бондарь.

Очень скоро аналогичная участь ожидает "Международные авиалинии Украины" (МАУ). На сегодняшний день эта компания является лидером отечественных пассажирских авиаперевозок, последние 9 лет она всегда была прибыльной. Но вместо проведения открытого и честного аукциона с участием всех заинтересованных инвесторов, А.Рябченко решил продать госдолю в авиакомпании (61,58% акций) одному из её акционеров – фирме "Capital Investment Project", принадлежащей израильскому бизнесмену с весьма сомнительной репутацией Арону Майбергу.

Чтобы это стало возможным, за 2 дня до подписания А.Рябченко приказа ФГИ о проведении приватизации "МАУ", авиакомпанию спешно перерегистрировали из Закрытого акционерного общества в Частное акционерное общество. Зачем? Чтобы появился повод принять новый Устав, а в него внести пункт о том, что преимущественное право на выкуп акций авиакомпании имеют её акционеры. ФГИ, представляющий в авиакомпании интересы государства, имел и возможность, и, самое главное, право не вносить данный пункт, но не сделал этого. И теперь А.Рябченко открыто называет А.Майберга новым хозяином "МАУ", одновременно, картинно вздыхая и разводя руками – что, мол, я могу сделать.

Но господин Майберг не просто решил заполучить авиакомпанию в прямом смысле слова "по знакомству" (с главой ФГИ они хорошо знают друг друга), а ещё и заплатить за столь ценный актив как можно меньше. Чтобы придать этому хотя бы подобие законности, А.Рябченко пришлось сделать вид, будто госпакет предварительно оценят, и даже объявить конкурс по выбору оценщика. Ситуация беспроигрышная – нормативными актами ФГИ установлен непрозрачный механизм проведения подобных конкурсов, не дающий возможности их участникам следить за ходом конкурсной процедуры. Проще говоря, Фонд имеет право заявлять: "Мы выбрали такого-то оценщика, а почему именно его – не ваше дело".

Так произошло и в случае с оценщиком госпакета акций "МАУ". Победителем объявили ООО "Украинская экспертная группа". Причину столь странного выбора, удивившего не только отечественных экономических экспертов и специалистов фондового рынка, но и ведущих украинских оценщиков, в ФГИ, конечно же, не объяснили. Между тем, налицо грубейшее нарушение минимум 3-х критериев определения победителя конкурса по отбору субъектов оценочной деятельности, указанных в пунктах 9 и 19 "Положения о конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности".

А именно, в части опыта проведения оценки имущества ("Украинская экспертная группа" работает на отечественном оценочном рынке 8 лет, тогда как 2 других участника конкурса – Совместное украинско-венгерское предприятие "Консалтинговая компания "Увекон"" и ООО "ПБ – Консалтинг" – 18 и 12 лет соответственно), стоимости выполнения работ (претенденты предлагали за свои услуги, соответственно, на 43% и 32% меньше, чем победитель), наличия замечаний со стороны ФГИ и его региональных отделений (осенью 2006 года экзаменационная комиссия, на основании решения Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности при ФГИ, аннулировала сертификат субъекта оценочной деятельности ООО "Украинская экспертная группа", а также квалификационные документы его Генерального директора В.Антонова). Однако, победил именно тот участник конкурса, который имел минимальный уровень профессионализма и просил за свои услуги наибольшую сумму. Почему же выбор пал всё-таки на "Украинскую экспертную группу"?

Да потому, что эта компания ранее уже неоднократно тесно сотрудничала с А.Майбергом, когда он возглавлял авиакомпанию "АэроСвит". Так, в октябре 2008 года А.Майберг заказал "Украинской экспертной группе" проведение оценки рыночной стоимости 15,57% акций "АэроСвита" по состоянию на конец 2000 года, то есть сделать ретроспективную оценку. Достаточно странное пожелание.

Во-первых, достоверность результатов ретроспективных оценок весьма спорна. Это связано с тем, что через значительный промежуток времени (в данном случае – 8 лет) практически невозможно точно определить техническое состояние объектов движимого и недвижимого имущества на дату проведения оценки, что влечёт за собой неточности в определении физической годности объектов оценки, а, значит, в конечном итоге, – неточности при определении рыночной стоимости.

Во-вторых, при проведении оценочных процедур оценщики должны руководствоваться общепринятыми стандартами, существующими на дату оценки (в данном случае – 2000 год). Между тем, специалисты "Украинской экспертной группы" использовали стандарты, принятые гораздо позже – в 2003, 2006 и 2007 годах.

В-третьих, ими применялся метод прогноза денежных потоков, но о каком прогнозе может идти речь, когда оценка делалась в октябре 2008 года по состоянию на 2000 год, и уже имелись все фактические данные о финансово-экономическом состоянии оцениваемого объекта. Поэтому, можно утверждать, что "Украинская экспертная группа" сделала необъективную оценку, базирующуюся на заведомо ложных исходных данных, умышленно использованных им для представления необъективного заключения о стоимости объекта оценки. Вряд ли кто-то сомневается, что это была типичная "подгонка" данных и выводов под заказ А.Майберга.

Нет сомнения, что с оценкой госпакета акций "МАУ" произойдёт то же самое: сколько скажет господин Майберг, столько и будет написано в заключении оценщика. После чего, А.Рябченко преспокойно оценку утвердит. Кстати, он уже даже озвучил ориентировочную сумму – не менее 250 млн. грн.

Между тем, авиакомпания "ДнепрАвиа" предложила ФГИ приобрести госпакет акций "МАУ" за 516,8 млн. грн., то есть почти в 2,1 раза больше, чем готов заплатить А.Майберг. Также в своём письме А.Рябченко "ДнепрАвиа" вполне обоснованно отмечает, что Законом Украины "О приватизации государственного имущества" предусмотрены способы продажи государственных долей, предусматривающие общедоступность и конкуренцию покупателей. Единственной же возможностью для государства получить справедливую рыночную цену за пакет акций "МАУ" будет, безусловно, проведение конкурса с использованием открытости предложения цены по принципу аукциона, что, собственно, и предлагает "ДнепрАвиа". Сейчас это особенно актуально, учитывая наличие дефицита Госбюджета в размере свыше 10 млрд. грн.

Как видим, вся деятельность Рябченко на посту главы ФГИ свидетельствует о том, что он откровенно и цинично распродаёт госимущество по дешёвке "своим людям". Эту порочную практику нужно пресечь незамедлительно, тем более, что предстоит приватизация "Укртелекома", который также может тихо уйти "со значительной скидкой".

Зараз ви читаєте новину «Подарунок Майбергу від ФДМ на 266 мільйонів». Вас також можуть зацікавити свіжі новини України та світу на Gazeta.ua

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосів: 79692
Голосування Підтримуєте введення біометричного контролю на кордоні з РФ?
  • Підтримую. Тепер потрібно заборонити українцям їздити в Росію
  • Ні, нічого не дасть крім черг на кордоні
  • Потрібно вводити візовий режим
  • Краще заборонити росіянам в'їзд в Україну
  • Це нічого не дасть. Злочинці з РФ все рівно знаходитимуть способи потрапити в Україну
  • Досить повністю припинити транспортне сполучення з РФ
  • Сумнівне рішення. Такий контроль ще більше провокуватиме Росію. Можливе загострення на Сході
Переглянути