Один из героев легендарного фильма Эльдара Рязанова "Гараж" заявил на собрании гаражного кооператива: "Я за машину родину продал". Речь, правда, шла о двухэтажном доме в деревне и участке в 15 соток. Для главы же Фонда госимущества (ФГИ) А.Рябченко торговля родиной является прямой и непосредственной обязанностью. Больше того, от её эффективности в немалой степени зависит наполнение Госбюджета. Говорить тут о каких-либо успехах ФГИ не приходится вообще: за 11 месяцев 2010 года он продал госимущества на 936,211 млн. грн., что составляет 14,74% от плана (при том, что первоначальный план и так был снижен на целые 4 млрд. грн.).
Причина провала заключается не только в том, кто отвечает в стране за приватизацию. Гораздо важнее, и намного более опаснее, то, КАК ИМЕННО А.Рябченко продаёт государственное имущество. Речь идёт не о некомпетентности, а об откровенно коррупционных схемах, похоже, ставших уже нормой в деятельности главы ФГИ.
Как известно, герою фильма "Гараж" вырученных денег хватило лишь на автомобиль "Запорожец" и пай в гаражном кооперативе. Всё потому, что дом с участком находились в 7 км от железнодорожной станции, да и "удобства" были во дворе. Подобных проблем у А.Рябченко нет, ведь он продаёт, в основном, высоколиквидные активы – государственные доли (пакеты акций) в весьма прибыльных и крайне привлекательных для инвесторов предприятиях. Между тем, каждый раз госбюджет недосчитывается колоссальных сумм.
Например, 1 декабря стало известно, что двумя неделями ранее (17 ноября) ФГИ продал компаниии "Worldwide Chemical Llc" – дочерней структуре корпорации "IBE Trade Corp." – 40% принадлежавших государству акций ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот"". Сделка не только была проведена тайно (Фонд не сообщил в СМИ о намерении провести её, как предусмотрено законодательством), но и госпакет продали на 34,4% ниже его номинальной стоимости. А ведь "Азот" входит в первую тройку украинских предприятий по объёмам производства минеральных удобрений. "До этого ни один глава Фонда, ни один эксперт-оценщик не решался на подобные действия, поскольку это сразу уголовное дело, заведенное Генеральной прокуратурой автоматически", – прокомментировал ситуцаию экс-глава ФГИ А.Бондарь.
Очень скоро аналогичная участь ожидает "Международные авиалинии Украины" (МАУ). На сегодняшний день эта компания является лидером отечественных пассажирских авиаперевозок, последние 9 лет она всегда была прибыльной. Но вместо проведения открытого и честного аукциона с участием всех заинтересованных инвесторов, А.Рябченко решил продать госдолю в авиакомпании (61,58% акций) одному из её акционеров – фирме "Capital Investment Project", принадлежащей израильскому бизнесмену с весьма сомнительной репутацией Арону Майбергу.
Чтобы это стало возможным, за 2 дня до подписания А.Рябченко приказа ФГИ о проведении приватизации "МАУ", авиакомпанию спешно перерегистрировали из Закрытого акционерного общества в Частное акционерное общество. Зачем? Чтобы появился повод принять новый Устав, а в него внести пункт о том, что преимущественное право на выкуп акций авиакомпании имеют её акционеры. ФГИ, представляющий в авиакомпании интересы государства, имел и возможность, и, самое главное, право не вносить данный пункт, но не сделал этого. И теперь А.Рябченко открыто называет А.Майберга новым хозяином "МАУ", одновременно, картинно вздыхая и разводя руками – что, мол, я могу сделать.
Но господин Майберг не просто решил заполучить авиакомпанию в прямом смысле слова "по знакомству" (с главой ФГИ они хорошо знают друг друга), а ещё и заплатить за столь ценный актив как можно меньше. Чтобы придать этому хотя бы подобие законности, А.Рябченко пришлось сделать вид, будто госпакет предварительно оценят, и даже объявить конкурс по выбору оценщика. Ситуация беспроигрышная – нормативными актами ФГИ установлен непрозрачный механизм проведения подобных конкурсов, не дающий возможности их участникам следить за ходом конкурсной процедуры. Проще говоря, Фонд имеет право заявлять: "Мы выбрали такого-то оценщика, а почему именно его – не ваше дело".
Так произошло и в случае с оценщиком госпакета акций "МАУ". Победителем объявили ООО "Украинская экспертная группа". Причину столь странного выбора, удивившего не только отечественных экономических экспертов и специалистов фондового рынка, но и ведущих украинских оценщиков, в ФГИ, конечно же, не объяснили. Между тем, налицо грубейшее нарушение минимум 3-х критериев определения победителя конкурса по отбору субъектов оценочной деятельности, указанных в пунктах 9 и 19 "Положения о конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности".
А именно, в части опыта проведения оценки имущества ("Украинская экспертная группа" работает на отечественном оценочном рынке 8 лет, тогда как 2 других участника конкурса – Совместное украинско-венгерское предприятие "Консалтинговая компания "Увекон"" и ООО "ПБ – Консалтинг" – 18 и 12 лет соответственно), стоимости выполнения работ (претенденты предлагали за свои услуги, соответственно, на 43% и 32% меньше, чем победитель), наличия замечаний со стороны ФГИ и его региональных отделений (осенью 2006 года экзаменационная комиссия, на основании решения Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности при ФГИ, аннулировала сертификат субъекта оценочной деятельности ООО "Украинская экспертная группа", а также квалификационные документы его Генерального директора В.Антонова). Однако, победил именно тот участник конкурса, который имел минимальный уровень профессионализма и просил за свои услуги наибольшую сумму. Почему же выбор пал всё-таки на "Украинскую экспертную группу"?
Да потому, что эта компания ранее уже неоднократно тесно сотрудничала с А.Майбергом, когда он возглавлял авиакомпанию "АэроСвит". Так, в октябре 2008 года А.Майберг заказал "Украинской экспертной группе" проведение оценки рыночной стоимости 15,57% акций "АэроСвита" по состоянию на конец 2000 года, то есть сделать ретроспективную оценку. Достаточно странное пожелание.
Во-первых, достоверность результатов ретроспективных оценок весьма спорна. Это связано с тем, что через значительный промежуток времени (в данном случае – 8 лет) практически невозможно точно определить техническое состояние объектов движимого и недвижимого имущества на дату проведения оценки, что влечёт за собой неточности в определении физической годности объектов оценки, а, значит, в конечном итоге, – неточности при определении рыночной стоимости.
Во-вторых, при проведении оценочных процедур оценщики должны руководствоваться общепринятыми стандартами, существующими на дату оценки (в данном случае – 2000 год). Между тем, специалисты "Украинской экспертной группы" использовали стандарты, принятые гораздо позже – в 2003, 2006 и 2007 годах.
В-третьих, ими применялся метод прогноза денежных потоков, но о каком прогнозе может идти речь, когда оценка делалась в октябре 2008 года по состоянию на 2000 год, и уже имелись все фактические данные о финансово-экономическом состоянии оцениваемого объекта. Поэтому, можно утверждать, что "Украинская экспертная группа" сделала необъективную оценку, базирующуюся на заведомо ложных исходных данных, умышленно использованных им для представления необъективного заключения о стоимости объекта оценки. Вряд ли кто-то сомневается, что это была типичная "подгонка" данных и выводов под заказ А.Майберга.
Нет сомнения, что с оценкой госпакета акций "МАУ" произойдёт то же самое: сколько скажет господин Майберг, столько и будет написано в заключении оценщика. После чего, А.Рябченко преспокойно оценку утвердит. Кстати, он уже даже озвучил ориентировочную сумму – не менее 250 млн. грн.
Между тем, авиакомпания "ДнепрАвиа" предложила ФГИ приобрести госпакет акций "МАУ" за 516,8 млн. грн., то есть почти в 2,1 раза больше, чем готов заплатить А.Майберг. Также в своём письме А.Рябченко "ДнепрАвиа" вполне обоснованно отмечает, что Законом Украины "О приватизации государственного имущества" предусмотрены способы продажи государственных долей, предусматривающие общедоступность и конкуренцию покупателей. Единственной же возможностью для государства получить справедливую рыночную цену за пакет акций "МАУ" будет, безусловно, проведение конкурса с использованием открытости предложения цены по принципу аукциона, что, собственно, и предлагает "ДнепрАвиа". Сейчас это особенно актуально, учитывая наличие дефицита Госбюджета в размере свыше 10 млрд. грн.
Как видим, вся деятельность Рябченко на посту главы ФГИ свидетельствует о том, что он откровенно и цинично распродаёт госимущество по дешёвке "своим людям". Эту порочную практику нужно пресечь незамедлительно, тем более, что предстоит приватизация "Укртелекома", который также может тихо уйти "со значительной скидкой".
Коментарі
1