Даунинг-стрит, 10 снова имеет домочадцев – Консервативная партия избрала нового лидера и Британия получила нового премьера. Им стала министр иностранных дел.
Консервативная партия определилась на выборах своего нового руководства, и с завтрашнего утра страной будет руководить Мэри Элизабет Трасс – действующая министр иностранных дел, с существенным отрывом победившая своего оппонента Риши Сунака, бывшего министра финансов.
Действующий премьер Борис Джонсон официально представит свою отставку Ее Королевскому Величеству. Лишь с небольшой паузой к ней на аудиенцию прибудет уже новый премьер Трасс и получит от королевы официальное приглашение создать новое правительство Ее Величества. После этого у Трасс останется чуть меньше суток, чтобы подготовиться к первой сессии вопросов от парламента. Соответственно, уже с четверга от премьер-министра будут ждать первых обещанных шагов – и урезание налогов, и введение субсидий на счета за энергию, и новые шаги по Украине.
Лиз Трасс действительно должна сразу показать активность и результат и надеяться, что этим сможет завоевать более широкую поддержку населения. Ведь, если смотреть правде в глаза, ее выборы не были репрезентативными – буквально, это решение выборки почти 200 000 членов Консервативной партии — составляющие 0,3% британского населения. В большинстве своем они старше, состоятельнее, правее в политических взглядах медианы населения, и, что важно в 2022 году, на 95% являются европеоидами. Поэтому для нового лидера консерваторов это действительно будет вызовом – найти своего избирателя среди всей массы населения.
Критики "обзывали" Трасс амбициозной. Она ответила, что любую преуспевающую женщину пытаются этим оскорбить. И Трасс действительно в категории успешных женщин – до назначения на должность премьера имела шесть министерских должностей, последний – 11-месячный срок как министр иностранных дел.
Трасс была "последней Джонсоновкой" – не призывала Бориса к отставке и оставалась в его команде
Большим плюсом для нового премьера оказался тот факт, что была буквально "последней Джонсоновкой" – она единственная из всего руководящего состава его кабинета министров, которая так и не призывала Бориса к отставке и оставалась в его команде несмотря на весь шторм вокруг. Первоначально британские аналитики приводили этот факт как негатив. Мол, это лишнее напоминание скандального окружения Трасс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Великобритании объявили победителя выборов премьера
В конце концов оказалось, что дела как раз имеют противоположный характер. На самом деле Джонсон все еще пользовался большой поддержкой среди низменного электората и членов партии на местах. Она настолько велика, что если бы имел возможность снова принять участие в выборах премьера, то обогнал бы и Трасс, и Сунака в среднем на 20%. Поэтому все политики, продолжающие его тему и нарратив – автоматически получали и его долю электората. Трасс на этом сыграла, получив не только значительную часть голосов, но и активную медиаподдержку. Таким образом, ее победа была обеспечена.
Однако победа на консервативном голосовании – это лишь первый шаг по всем возможным трудностям для политики.
Первые вызовы для премьера Трасс
Повышение цен на энергетику, экономический кризис, инфляция, нерешенный брекзит, озлобленный ЕС, Россия – это далеко не полный список того, с чем придется столкнуться новому премьер-министру уже с первого дня в офисе.
Средние тарифы за отопление и электроэнергию в Британии, ранее составлявшие примерно 150-200 фунтов, уже на октябрь этого года рискуют достичь почти 1000 фунтов для одного домохозяйства. А к февралю октябрьские тарифы могут прыгнуть еще почти втрое. Это очень сложная ситуация как для экономики в целом, так и для британского общества. К этому добавляется инфляция, впервые за 40 лет достигшая двузначных отметок.
Брекзит в первую очередь означал отток рабочей силы, которую нужно оперативно чем-то наверстать
Не забываем о кризисе рынка труда – брекзит в первую очередь означал отток рабочей силы, которую сейчас нужно оперативно чем-то наверстать. Все эти процессы развиваются параллельно и требуют немедленного решения в самых высоких кабинетах Уайтхолла и Даунинг-стрит.
Дальше – брекзит. Да, он еще не решен. Да, он только подходит к завершению. И нет, все еще далеки от простого решения.
Существует два варианта: на суше и в море. Каждый из них так или иначе вызовет общественное недовольство и новые массовые столкновения на улицах Белфаста и других крупных северных городов. Уже раздавались угрозы от радикальных группировок по обе стороны конфликта – и от католиков, и от протестантов. Поэтому даже полицейскому управлению Северной Ирландии впервые с конца Лихолетия пришлось признать наличие серьезной террористической угрозы для населения.
Лондон до сих пор не договорился ни с Парижем, ни с Брюсселем о новых границах рыболовных угодий в Ла-Манше
Но не Ирландией единой – Лондон до сих пор не договорился ни с Парижем, ни с Брюсселем о новых границах рыболовных угодий в Ла-Манше. В прошлом году проблемы там заставили французов применить два боевых корабля. Кроме того, нет даже намека на новое экономическое соглашение между ЕС и Британией, которое обе стороны ждут уже более пяти лет.
Прекрасно всю эту ситуацию иллюстрирует следующая словесная перепалка. "Судить об этом еще рано", — сказала недавно Трасс о том, был ли президент Франции Эммануэль Макрон "другом или врагом" для британцев. Макрон ответил: "Если французы и британцы не смогут сказать, друзья они или враги, а это довольно жесткая терминология, у нас будут проблемы".
И Россия. А что с Россией? Здесь как раз теплится позитивная для нас развязка.
Трасс и Украина
С самого начала своей кампании новая премьер-министр активно поддерживала Украину и часто вспоминала о нашей совместной борьбе с российским вторжением во время дебатов с Сунаком. Для нее, как министерша иностранных дел, это было мощным козырем. Британия защищала союзника, помогала демократии победить злобного диктатора. Задавала тон всему Западу. Это одна из причин, почему именно Трасс и министр обороны Бен Уоллес были фаворитами еще с первого тура. Тем не менее украинский вопрос до сих пор крайне важен для британской публики.
Сама Трасс 28 июля заявила следующее: "Как премьер-министр буду крупнейшим другом Украины, следуя по стопам Бориса Джонсона, и буду полностью предана тому, чтобы Путин потерпел стратегическое поражение в Украине. Чтобы Россия была ограничена в будущем. Этот конфликт находится на волоске, и сейчас не время говорить об уступках и компромиссах ужасному диктатору".
Трасс успела заявить, что звонок Зеленскому станет едва ли не первым в должности
С тех пор мы видели только укрепление такой проукраинской позиции – министр уже успела заявить, что звонок Зеленскому станет едва ли не первым в должности. Продолжая эту логику, действительно стоит и ожидать одного из первых визитов госпожи Трасс именно в Украину – где еще она получит прием, достойный ее предшественника. Хотя в свое время украинское медиасообщество и аудитория соцсетей в свое время имели зуб на Трасс – как-то ее местные журналисты подловили на вопросе отправки войск в Украину. И, конечно же, она должна была ответить, что такой сценарий пока даже не рассматривает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трасс сделала первые заявления после победы на партийных выборах
Однако следует понимать, что при премьерстве Трасс поддержка Украины не только сохранится, но и будет усиливаться. Сотрудничество наших стран является одним из национальных интересов Соединенного Королевства, закрепленных как в стратегии безопасности Британии, так и новой геополитической доктрине "Глобальная Британия". Поэтому помощь нам в борьбе с московским нашествием – это та единственная тема, на которой безоговорочно сходятся все политические силы в Лондоне.
Помощь нам в борьбе с московским нашествием – это та единственная тема, на которой безоговорочно сходятся все политические силы в Лондоне
Что касается Трасс, то она в последние месяцы построила свой образ и свое реноме как раз на вопросе поддержки нашего государства. И так завоевывала симпатию не только британского, но и украинского слушателя. Трудно представить даже с довольно циничной политической точки зрения, что она такую мощную и выгодную для себя тему просто покинет однажды. Да и потом, не стоит забывать, что именно Лиз Трасс после ухода от дел Джонсона теперь считается российскими пропагандистами "главной радикальной западной русофобкой". По-моему, это уже минимально достаточный аргумент в ее пользу – плохого человека русофобом не назовут.
Комментарии