Украина готовит силы для освобождения Херсона, и теряет последний большой город в Луганской области – Лисичанск. Теперь вся область под контролем россиян, а также половина Донецкой. Несмотря на активные боевые действия на юге и востоке Украины, западные партнеры страны должны уже думать о плане ее реконструкции. Вот кое-что из того, что писали о нас в мировых СМИ.
"Украина готовит контрнаступление, чтобы отбить Херсонскую область", The Economist, Великобритания
Начало войны и быстрое наступление россиян погрузило Херсонскую область во тьму. То немногое, что известно о жизни там, исходит от беженцев, которые осмеливаются бежать, достигая относительной безопасности в прифронтовых городах. Приезжают любым доступным способом – пешком, на велосипеде, на лодке, в инвалидной коляске. Одну женщину сын притащил на ковре. В какой-то момент прибывало около 1000 человек в день. Разрушенные мосты и возросшие риски означают, что ежедневный подсчет сократился до однозначных цифр.
Последние прибывшие говорят об ожесточенных боях, поскольку Украина готовится к контратаке с запада – с Николаева, и с севера, из таких городов, как Зеленодольск. 31-летний Влад Милин и 26-летняя Ольга Шелемба рассказали, что обстрелы в их селе Долгово стали настолько безжалостными, что они решили рискнуть всем, и поплыть с пятью маленькими детьми на лодке, а затем отправиться в безопасное место по проселочным полям и заминированным дорогам. По их словам, нет смысла дальше смотреть, как разворачивается битва, потому что ни одна из сторон не собирается сдаваться.
Передовые украинские части уже находятся в пределах досягаемости снайперов, примерно в 1 км от окраин Херсона
Херсон, ворота в Крым – единственный областной центр, который России удалось захватить после 24 февраля. Столь же важным для южной стратегии России является ее оккупация соседней Каховки на левом берегу Днепра, где плотина обеспечивает водой аннексированный полуостров. Весь регион является сельскохозяйственным центром, поставляющим помидоры, арбузы, подсолнухи и соевые бобы. Украина пытается вернуть его. Передовые украинские части уже находятся в пределах досягаемости снайперов, примерно в 1 км от окраин Херсона.
Это еще не похоже на полноценное контрнаступление. Украина по-прежнему сосредоточена на том, чтобы остановить неуклонное продвижение России на востоке. 2 июля украинские войска отступили из Лисичанска в Луганской области. Южная группировка Украины не имеет преимущества три к одному, рекомендованного стратегами для успешного наступления. Солдаты жалуются на критическую нехватку боеприпасов и пехоты.
Херсонские степи означают, что любое украинское наступление там ощущает на себе всю мощь российской артиллерии. Уже говорят о серьезных потерях в районах непосредственно южнее Зеленодольска. Попытка форсировать реку Ингулец у села Давыдов Брод в мае, необходимая для второго направления наступления на Каховку, обошлась особенно дорого.
"Россия заявляет, что полностью контролирует Луганскую область", The Guardian, Великобритания
Россия заявила, что контролирует всю Луганскую область после захвата Лисичанска. Военное командование Украины подтвердило в воскресенье, что ее войска были вынуждены отступить из города, "в целях сохранения жизни украинских защитников". Боевые действия на востоке Украины продолжаются с тех пор, как Москва переориентировала туда свои силы.
Захват Россией Лисичанска означает, что Москва получила контроль над всей Луганской областью, а также более чем половиной Донецкой области, что составляет около 75% двух восточных областей, которые известны как Донбасс. Оккупация Донбасса была ключевой целью российского вторжения после того, как в конце марта РФ не смогла оккупировать северную Украину, включая столицу Киев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад посылает Украине достаточно оружия, чтобы выжила, но мало для победы" – американская эксперт Мелинда Харинг
Это наступление приближает российские силы к нескольким другим городам на подконтрольном Украине Донбассе, в том числе к прифронтовому Славянску.
В прошлом месяце украинская армия ушла из Северодонецка, к северу от Лисичанска, сославшись на масштабы потерь. Хотя Украина не публикует данные о количестве убитых украинских солдат, советник президента Украины Михаил Подоляк тогда заявил, что каждый день умирает от 100 до 200 солдат.
В лондонском Институте изучения войны заявили, что украинские войска, вероятно, преднамеренно ушли из Лисичанска, чтобы избежать окружения.
В Лисичанске Россия использовала превосходящие артиллерийские возможности, чтобы сносить здания одно за другим, а это означало, что украинским войскам негде было укрыться.
Киев имеет одно артиллерийское орудие против 10–15 российских
В прошлом месяце военная разведка Украины сообщила, что Киев имеет одно артиллерийское орудие против 10–15 российских. С тех пор несколько западных стран пообещали доставить дополнительную военную помощь, в том числе артиллерийскую.
"Начните планировать реконструкцию Украины", Bloomberg, США
Четыре месяца боевых действий в Украине привели к ошеломляющему уровню разрушений, от мостов до домов, больниц и торговых центров. По недавней оценке главы Европейского инвестиционного банка, стоимость восстановления составляет более $1 трлн.
С миллионами перемещенных граждан и разрушенной инфраструктурой, Украина не сможет обеспечить себя в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. Обнищавшее или недееспособное большое государство на границе с Европой будет уязвимо для будущей агрессии и станет источником экономической и политической нестабильности. Предотвращение такого исхода потребует от демократического мира финансирования значительной части реконструкции страны, как это сделали США в Европе после Второй мировой войны с планом Маршалла. Не смотря на то, что конфликт бушует, западным правительствам было бы разумно начать эти усилия сейчас.
Поскольку Россия не проявляет признаков ослабления штурма украинских городов, обеспечение оружием и поддержка украинской армии остается приоритетом Запада
Поскольку Россия не проявляет особых признаков ослабления штурма украинских городов, обеспечение оружием и поддержка украинских вооруженных сил остается приоритетом Запада. Тем не менее, откладывать гражданское восстановление до окончания войны было бы ошибкой. Значительные районы страны в основном свободны от боевых действий. Если оставить их в депрессии, это будет только препятствовать возвращению беженцев и продлит зависимость Украины от иностранной помощи. Западная поддержка проектов реконструкции также поможет военным усилиям, позволив украинскому правительству сосредоточиться на предоставлении основных услуг и снабжать свои войска.
Хотя нет особого смысла восстанавливать структуру, которая снова будет обстреляна, союзники Украины могут многое сделать сейчас. Строительство понтонных мостов и другой временной жизненно важной инфраструктуры может помочь вывезти из страны миллионы тонн зерна. Фермерам и агропредприятиям нужна поддержка для посева в этом году, а также более прочные хранилища, такие как временные зернохранилища, обещанные администрацией Джо Байдена вдоль границы с Польшей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россияне потрепаны, не в силах захватить даже Донбасс" – литовская политолог Довиль Якнюнайте
Там, где это возможно, следует ускорить реконструкцию жилых районов. Сборные дома для лиц, перемещенных внутри страны, и для возвращающихся беженцев необходимы для восстановления некоторой нормальной жизни. В районах, где уровень насилия значительно снизился, сторонние эксперты могут помочь разминировать участки украинской земли. По оценкам министерства сельского хозяйства, 30% сельскохозяйственных угодий оккупированы или небезопасны. Большое количество украинцев не может вернуться в свои дома, пока эти районы не будут в безопасности.
Помимо экстренных восстановительных работ, иностранные правительства должны помочь Украине заложить основу для устойчивого будущего роста. Это включает в себя отказ от ископаемого топлива, модернизацию ядерных установок, создание возобновляемых источников энергии и дальнейшую интеграцию в европейскую сеть электропередачи. Это также будет означать улучшение доступа к финансированию для малого и среднего бизнеса.
Возможно, самой большой проблемой в процессе реконструкции будет ее оплата. Хотя в этом процессе будут участвовать многие правительства и международные финансовые институты, ЕС, который только что сделал Украину кандидатом на членство, имеет смысл возглавить этот процесс.
Как и план Маршалла, реконструкция Украины должна преимущественно финансироваться за счет грантов
Несколько принципов должны руководствоваться им. Во-первых, хотя кредиты будут частью любого пакета помощи, обременение Украины слишком большим долгом чревато кризисом в будущем. Как и план Маршалла, реконструкция Украины должна преимущественно финансироваться за счет грантов, при условии, что правительство и бизнес Украины сопоставят часть средств. В рамках любого переговорного урегулирования войны Россия должна будет платить какую-то долгосрочную десятину – точно так же, как Ирак платил Кувейту после войны в Персидском заливе, хотя простое перераспределение захваченных российских активов является юридически сомнительным и опасным прецедентом.
Ключевая международная конференция по восстановлению, которая начинается в понедельник, это возможность для партнеров Украины обсудить эти вопросы и, по крайней мере, согласовать общую платформу и приоритеты.
Наконец, сохранение общественной поддержки усилий по реконструкции потребует от западных правительств обеспечения надлежащего расходования средств. Судебные и институциональные реформы в Украине помогут обеспечить более стабильную деловую среду и стимулировать возвращение инвесторов. Эффективный антимонопольный комитет и улучшенная регуляторная среда помогут ослабить влияние олигархов.
Восстановление Украины может служить мощным символом единства в демократическом мире и сигналом для будущих агрессоров. Приступить к этой работе как можно быстрее имеет решающее значение для снижения затрат, ограничения потерь и помощи украинцам в реализации светлого будущего.
В прошлом обзоре прессы Gazeta.ua писала, что на Донбассе продолжаются тяжелые бои, и Украина ценой больших потерь сдерживает наступления россиян. Западная техника уже начала прибывать на передовую, нанося россиянам большие потери. Россия угрожает Литве из-за выполнения санкций, что утрудняет Москве поставку товаров в свой анклав – Калининград. И тактика украинских и российских пилотов стрелять неуправляемыми ракетами.
Комментарии