Колонка в американском издании The Atlantic историка Энн Эпплбаум
Страшной зимой 1932-1933 годов бригады партийного актива ходили по домам в украинской деревне в поисках еды. Бригады были из Москвы, Киева и Харькова, а также сел по дороге. Они копали огороды, ломали стены и использовали длинные прутья, чтобы протыкать дымоходы в поисках спрятанного зерна. Они следили за дымом, выходящим из дымоходов, потому что это могло означать, что семья спрятала муку и пекла хлеб. Они увели сельскохозяйственных животных и конфисковали рассаду. После их ухода украинские крестьяне, лишенные пищи, питались крысами, лягушками и вареной травой. Они грызли кору деревьев и кожу. Многие прибегали к каннибализму, чтобы остаться в живых. Около 4 млн умерло от голода.
В то время активисты не чувствовали вины. Советская пропаганда не раз говорила им, что якобы богатые крестьяне, которых они называли "кулаками", были саботажниками и врагами - упрямыми помещиками, которые мешали советскому пролетариату осуществить обещанную его лидерами утопию. "Кулаков" надо сметать, раздавить, как тунеядцев или мух. Их пищу следует отдать рабочим в городах, которые заслужили больше, чем они. Спустя годы советский перебежчик украинского происхождения Виктор Кравченко написал о том, каково это быть частью одной из этих бригад.
Чтобы избавиться от душевных мук, скрываете от себя неприятные истины, панически оправдываетесь и отвергаете правду - исполнитель Голодомора
"Чтобы избавиться от душевных мук, вы скрываете от себя неприятные истины, полузакрыв глаза и разум. Вы панически оправдываетесь и отвергаете правду такими словами, как преувеличения и истерия", - писал он.
Он описал, как политический жаргон и эвфемизмы помогают замаскировать реальность. Его команда говорила о "крестьянском фронте", о "кулацкой угрозе", "деревенском социализме" и "классовом сопротивлении", чтобы не дать человеческое лицо людям, у которых они воровали еду.
Лев Копелев, другой советский писатель, в молодости служивший в сельской бригаде активистов, позже провел годы в ГУЛАГе, имел очень похожие размышления. Он тоже обнаружил, что клише и идеологический язык помогают ему скрывать то, что он делает, даже от самого себя.
"Я уговорил себя, объяснял себе, что не должен поддаваться изнурительной жалости. Мы осознавали историческую необходимость. Исполняли революционный долг. Добывали хлеб для социалистического отечества. На пятилетку. Не надо было сочувствовать крестьянам. Они не заслуживали существования. Их сельские богатства скоро станут достоянием всех", - писал он.
Но кулаки не были богаты. Они голодали. Сельская местность не была богатой. Это была пустошь.
Орудия и машины, о которых когда-то заботились частные владельцы, как о драгоценностях, теперь лежали под открытым небом - грязные, ржавые, не отремонтированные – исполнитель Голодомора
"Большое количество орудий и машин, о которых когда-то заботились частные владельцы, как о драгоценностях, теперь лежали разбросанными под открытым небом - грязные, ржавые, не ремонтируемые. По двору бродили исхудавшие коровы и лошади, покрытые коркой навоза. Куры, гуси и утки стаями копались в необмолоченном зерне", - описал это Кравченко в своих воспоминаниях много лет спустя.
Эта реальность, которую он видел собственными глазами, была достаточно сильной, чтобы остаться в его памяти.
Василий Гроссман, другой советский писатель, так говорит герою своего романа "Все течет":
"Я уже не зачарован, теперь я вижу, что кулаки были людьми. Но почему мое сердце так застыло в то время? Когда творились такие ужасные вещи, когда вокруг меня творились такие страдания? И правда в том, что я действительно не думал о них как о людях. "Они не люди, это кулацкая дрянь" - это я слышал снова и снова, это все повторяли.
Со времени тех событий прошло девять десятилетий . Советского Союза больше нет. Работы Копелева, Кравченко и Гроссмана давно доступны желающим российским читателям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Каждый погибший мирный житель означает пулю в российского солдата" - что пишет о нас мировая пресса
В конце 1980-х, в период гласности, их книги и другие рассказы о сталинском режиме и лагерях ГУЛАГа стали бестселлерами в России. Когда-то мы предполагали, что простое рассказывание этих историй сделает невозможным их повторение кем-либо. Но хотя те же книги теоретически все еще доступны, их мало кто покупает. Организация "Мемориал", говорившая о сталинских репрессиях, в России была вынуждена закрыться. Официальные музеи и памятники жертвам остаются маленькими и малоизвестными. Способность российского государства скрывать реальность от граждан и дегуманизировать врагов стала сильнее и могущественнее, чем когда-либо.
Все это, равнодушие к насилию, аморальное равнодушие к массовым убийствам, знакомо каждому, кто знаком с советской историей.
В наши дни для дезинформации общества требуется меньше насилия: в путинской России не было массовых арестов в масштабах сталинской России. Возможно, в этом и нет необходимости, потому что российское государственное телевидения, основной источник информации для большинства россиян, более увлекательно, утонченно, стильно, чем программы по хриплым радиоприемникам сталинской эпохи. Социальные сети вызывают гораздо большее привыкание и захват, чем плохо напечатанные газеты той эпохи. Профессиональные тролли и влиятельные лица могут формировать онлайн-общение таким образом, чтобы это было полезно Кремлю, и с гораздо меньшими усилиями, чем в прошлом.
Путинская Россия вместо того, чтобы предлагать гражданам утопию, хочет, чтобы они были циничными и пассивными
Современное российское государство также снизило планку. Вместо того, чтобы предлагать своим гражданам утопию, оно хочет, чтобы они были циничными и пассивными. Верят ли они тому, что говорит государство, не имеет значения. Хотя советские лидеры лгали, они пытались сделать так, чтобы их ложь казалась правдой. Они злились, когда кто-то обвинял их во лжи, и приводили фальшивые "доказательства" или контраргументы.
В путинской России политики и телеведущие играют в другую игру. Врут постоянно, нагло, очевидно. Но если вы обвиняете их во лжи, они не удосуживаются привести контраргументы. Когда в 2014 году россияне над Украиной сбили рейс MH-17, российское правительство отреагировало не только опровержением, но и множеством историй - правдоподобных и нет. Мол ответственность несет украинская армия, или ЦРУ, или это был гнусный заговор, в ходе которого 298 трупов поместили в самолет, чтобы инсценировать крушение и дискредитировать Россию. Этот постоянный поток лжи вызывает не возмущение, а апатию. Учитывая так много объяснений, как вы можете знать, правда ли какое-либо из них? Что, если ничто никогда не бывает правдой?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне массово призывают оккупантов к более жестокому обращению с гражданскими в Украине
Вместо того, чтобы рекламировать коммунистический рай, современная российская пропаганда в последнее десятилетие фокусируется на врагах. Русским очень мало говорят о том, что происходит в их родных городах. В результате они не вынуждены, как когда-то советские граждане, противостоять разрыву между реальностью и вымыслом. Вместо этого им постоянно рассказывают о местах, которых они не знают и в большинстве никогда не видели. Об США, Франции, Великобритании, Швеции, Польше. Об местах, будто бы наполненных вырождением, лицемерием и "русофобией".
Исследование российского телевидения с 2014 по 2017 год показало, что негативные новости о Европе появлялись на трех основных российских каналах. Все контролирует государство. В среднем - 18 раз в день. Некоторые истории были выдуманы – как-то, что правительство Германии насильно забирает детей у гетеросексуальных семей и отдает их однополым парам. Но даже реальные истории были подобраны для поддержки идеи о том, что повседневная жизнь в Европе пугает и хаотична, что европейцы слабы и аморальны, ЕС агрессивен и интервенционист.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Показали командира каспийского полка, который приказывал убивать и издеваться над украинцами
Изображения Америки было еще хуже. Граждане США, которые, в принципе, редко думают о России, были бы ошеломлены, узнав, сколько времени российское государственное телевидение уделяет американскому народу, политике и даже культурным войнам в Америке.
В постоянно меняющейся драме гнева и страха, которая каждый вечер разворачивается в российских новостях, Украина давно играет особую роль. В российской пропаганде Украина - фальшивая страна, без истории и легитимности. Это место, которое, по словам самого Путина, не что иное, как "юго-запад" России. Это неотъемлемая часть российской "истории, культуры и духовного пространства". Хуже того, говорит Путин, это фальшивое государство превратилось в оружие вырождающихся, умирающих западных держав, враждебная "антироссийская" страна. Он назвал Украину "полностью контролируемой извне" и "колонией с марионеточным режимом". По его словам, он вторгся в Украину, чтобы защитить Россию "от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать ее против нашей страны и нашего народа".
Путин вторгся в Украину, чтобы превратить ее в колонию с марионеточным режимом, потому что не может представить себе ее иной
По правде говоря, Путин вторгся в Украину, чтобы самому превратить ее в колонию с марионеточным режимом, потому что он не может себе представить, чтобы она когда-либо была чем-то другим. Его воображения, находящееся под влиянием КГБ, не допускает возможности подлинной политики, массовых движений и даже общественного мнения. Говоря языком Путина и языком большинства российских телекомментаторов, "в украинцев нет свободы действий". "Они не могут сделать выбор сами". "Они не могут избрать себе правительство". "Они даже не люди - они "нацисты". Так что, как и кулаков до них, их можно без угрызений совести ликвидировать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новый Бабий Яр: в братской могиле в Мангуше могут лежать 9 тыс. мариупольцев
Связь между геноцидным языком и геноцидным поведением не является автоматической или даже предсказуемой. Люди могут оскорблять друг друга, унижать друг друга, не пытаясь убить друг друга. Но хотя не каждое использования геноцидных высказываний ненависти приводит к геноциду, всем геноцидам предшествовали геноцидные ненавистнические высказывания. Современное российское пропагандистское государство оказалось идеальным средством для совершения массовых убийств, и для сокрытия их от общественности. Серые аппаратчики, оперативники ФСБ и хорошо причесанные ведущие, организующие и ведущие общенациональный разговор, годами готовили своих соотечественников к тому, чтобы не жалеть Украину.
Им это удалось. С первых дней войны было очевидно, что российские военные заранее планировали, что многие мирные жители, возможно, миллионы, будут убиты, ранены или перемещены из своих домов в Украине. Штурмы городов на протяжении всей истории, Дрезден, Хиросима, Нагасаки, происходили только после многих лет ужасной войны. Напротив, систематические обстрелы мирных жителей в Украине начались всего через несколько дней после неспровоцированного вторжения. В первую неделю войны российские ракеты и артиллерия обстреливали жилые дома, больницы и школы. Когда русские оккупировали украинские города и села, они похищали или убивали мэров, местных советников и даже директора музея из Мелитополя, беспорядочно стреляя и терроризируя всех остальных. Когда украинская армия отвоевала Бучу, на дороге обнаружили трупов со связанными за спиной руками. Когда я был там в середине апреля, видел тела, сброшенные в братскую могилу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шокированы увиденным: премьеры Испании и Дании приехали в Бородянку
Мариуполь, преимущественно русскоязычный город размером с Майами, подвергся почти полному опустошению. В интервью в конце марта президент Владимир Зеленский отметил, что в предыдущих европейских войнах оккупанты не все уничтожали, потому что им самим нужно было где-то готовить, есть, мыться. Во время нацистской оккупации, по его словам, "во Франции работали кинотеатры". Но Мариуполь другой – там "все выгорело". 95% зданий разрушены всего за несколько недель. Огромный сталелитейный завод, который, как многие предполагали, хотела взять под контроль армия завоевателей, полностью разрушен. В разгар боевых действий мирные жители все еще находились в ловушке внутри города, не имея доступа к еде, воде, электричеству, теплу и лекарствам. Мужчины, женщины и дети до сих пор умирают там от голода и обезвоживания. Те, кто пытался бежать, попали под обстрелы. Попали по обстрелы также те, кто пытался пронести припасы. Тела погибших, как мирных жителей Украины, так и российских солдат, долгие дни лежали непогребенными на улице.
Но даже когда эти преступления совершались на глазах у всего мира, Россия успешно скрывала эту трагедию от собственного народа. Как и в прошлом, помогло использования жаргона. Это не было вторжением, а "специальная военная операция". Это не было массовым убийством украинцев, а "защита жителей восточноукраинских территорий". Это не был геноцид, а "защита от геноцида, учиненного киевским режимом".
Дегуманизация украинцев завершилась в апреле, когда "РИА Новости" опубликовали статью, что "денацификация" Украины требует стирания названия Украина, потому что быть украинцем означало быть "нацистом"
Дегуманизация украинцев завершилась в начале апреля, когда "РИА Новости" опубликовала статью, в которой утверждалось, что "денацификация" Украины потребует "ликвидации" украинского руководства и даже стирания самого названия Украина, потому что быть украинцем означало быть "нацистом".
"Украинство - искусственная антироссийская конструкция, не имеющая собственного цивилизационного содержания, являющаяся подчиненным элементом чуждой цивилизации", - писал автор статьи.
Экзистенциальная угроза стала очевидной накануне войны, когда Путин повторил десятилетнюю пропаганду о вероломном Западе, используя язык, знакомый русским: "Они стремились разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои ложные, которые разрушат нас, наших людей изнутри".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В ЕС начали признавать действия России геноцидом украинцев
Для всех россиян, кто мог случайно увидеть фото Мариуполя, были даны пояснения. 23 марта российское телевидение показало фильм о руинах города, кадры с беспилотника, возможно, украденные с CNN. Но вместо того, чтобы взять на себя ответственность, они обвинили украинцев. Телеведущая с грустью описала эту сцену как "ужасающую картину, как украинские националисты, отступая, стараются не оставить камня на камне". Минобороны России фактически обвинило батальон "Азов" во взрыве Мариупольского театра, где укрывались сотни семей с детьми. Зачем сверхпатриотично настроенным украинским силам, которые сами сидят в городе, намеренно убивать украинских детей? Это не было объяснено. Но, с другой стороны, ничего никогда не объяснялось. А если ничего нельзя знать наверняка, то и винить никого нельзя. Может быть, украинские "националисты" разрушили Мариуполь. Может, нет. Никаких четких выводов сделать нельзя, и никто не может быть привлечен к ответственности.
Мало кто испытывает угрызения совести. Публикуемые записи телефонных разговоров между российскими солдатами и их семьями полны презрения к украинцам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Либеральный мир долго и упорно не хотел замечать кровавую диктатуру на своих границах" – Энн Эпплбаум
"Я расстрелял машину. - говорит солдат женщине, возможно, жене или сестре, в звонку. - Стреляй этих ублюдков. - отвечает она. - пока они не стреляют вас. К черту их. К черту наркоманов и нацистов".
Они рассказывают о кражах телевизоров, распитии коньяка и расстрелах людей в лесах. Они не проявляют жалости и заботы о жертвах, даже о своих собственных. Так же хладнокровно говорили между собой в перехваченных разговорах русские солдаты, нападавшие на мирных жителей в Буче. Сам Зеленский пришел в ужас от беспечности, с которой русские предложили прислать украинцам мешки с мусором, чтобы заворачивать трупы своих солдат:
Подобно алкоголикам, которые бояться признать, что они алкоголики, россияне бояться признать свою историю террора и равнодушия к его жертвам - Зеленский
Все это равнодушие к насилию, аморальное равнодушие к массовым убийствам, даже презрение к жизням русских солдат, знакомо каждому, кто знаком с советской историей. Но российские граждане и солдаты либо не знают этой истории, либо не интересуются ею. Зеленский сказал мне в интервью апреле, что, подобно "алкоголикам, которые не признают, что они алкоголики", россияне "боятся признать вину". Не было расплаты после Голодомора, ГУЛАГа, Большого террора 1937-1938 годов. Не было момента, когда виновные выражали формальное, институциональное сожаление. Теперь у нас результат. За исключением Кравченко и Копелева, представляющих меньшинство, большинство россиян приняли объяснения, данные государством о прошлом, и пошли дальше. "Они не люди, а кулацкая шваль", - сказали они себе тогда. "Они не люди, а украинские нацисты", - говорят себе сегодня.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии