Колонка в американском издании The Atlantic профессора стратегических исследований в университете Сент-Эндрюса в Шотландии Филлипса Пэйсона О'Брайена.
Воздушная мощь должна была стать одним из самых больших преимуществ России над Украиной. Ожидалось, что российская авиация с почти 4000 боевых самолетов и обширным опытом бомбардировок целей в Сирии, Грузии и Чечне сыграет жизненно важную роль во вторжении, позволив российской армии погрузиться вглубь Украины, захватить Киев и уничтожить украинскую армию. Но спустя более двух месяцев после начала войны ВВС Путина все еще борются за господство в небе.
Провал российских ВВС, пожалуй, самая важная, но наименее обсуждаемая история войны. Украинские силы показали удивительную силу в воздушной войне и адаптировались по мере развития боевых действий. Но любая из сторон в этой войне все еще может завоевать господство в воздухе и коренным образом изменить ход войны.
Авиация потенциально имеет решающее значение в любой войне
Авиация потенциально имеет решающее значение в любой войне, но ее трудно эффективно использовать. Она зависит от множества технологий, требующих высококвалифицированного персонала, способного быстро создать авиадесантную военную экосистему - бортовые радиолокационные станции для обеспечения управления и контроля, истребители для защиты и охраны неба, заправочные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы для подавления обороны противника, а также ряд сборщиков разведданных и штурмовиков для обнаружения и уничтожения сил противника.
В комбинированных операциях участвуют сотни самолетов и тысячи людей в четко поставленном танце, на освоения которого уходит целая жизнь
В такого рода комбинированных операциях участвуют сотни самолетов и тысячи людей в четко поставленном танце, на освоение которого уходит целая жизнь. Но при правильном управлении эти перекрывающиеся операции позволяют вооруженным силам доминировать в небе, значительно облегчая жизнь наземным или военно-морским силам внизу.
К несчастью для россиян, недавняя модернизация российских ВВС, хотя и предназначалась для того, чтобы позволить им проводить современные комбинированные операции, была в основном демонстративной. Россияне тратили деньги и силы на коррупцию и неэффективность. Хотя многое было сделано из нового блестящего оборудования, такого как широко разрекламированный ударный самолет Су-34, российские военно-воздушные силы продолжают страдать от несовершенных логистических операций и отсутствия регулярной, реалистичной подготовки.
Прежде всего, автократическая российская клептократия не доверяет младшим и средним офицерам, и поэтому не может допустить творческого гибкого принятия решений, на которое опираются военно-воздушные силы НАТО.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В России более 100 лет идет негативная селекция. Имеем дело с агрессивными идиотами" - публицист Виталий Портников
Все это означало, что, когда началось вторжение, российская авиация была не в состоянии вести хорошо продуманную, сложную кампанию. Вместо того чтобы контролировать небо, ВВС России в основном оказывали воздушную поддержку наземным войскам или бомбили украинские города. В этом она следовала традиционной тактике континентальной державы, отдающей предпочтение сухопутным войскам.
Россия настолько привязана к своей истории наземных успехов, что не понимает важности авиации
Сосредоточения внимания на наземных войсках может сработать, если у вас почти бесконечное количество солдат, и вы готовы их потерять. Но Россия настолько привязана к своей истории наземных успехов, что не понимает важности авиации.
"Россия никогда в полной мере не оценивала использования военно-воздушных сил, помимо поддержки сухопутных войск. В результате за все свои войны никогда не задумывалась и не проводила стратегическую воздушную кампанию", - говорит генерал-лейтенант ВВС США в отставке Дэвид Дептула.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оккупанты из авиации били по приграничным районам Черниговской области: показали последствия
Вместо этого российские самолеты выполняют свои простые задачи, многие из которых используют одиночные самолеты без взаимной поддержки комбинированных воздушных операций, которую можно было бы ожидать от передовых военно-воздушных сил НАТО. Пилотам дают цель - быстро прилететь, чтобы атаковать, во многих случаях полагаясь на неуправляемые боеприпасы. А потом улететь, стараясь не быть сбитыми. Им не разрешается действовать гибко. Все в соответствии с намерением их командиров выполнить миссию.
У них есть задачи и они выполняют их во что бы то ни стало. Даже хваленые возможности России в области разведки, наблюдения и рекогносцировки кажутся на удивление слабыми. Редко российские силы способны идентифицировать возможные украинские цели и развертывать воздушные средства для атаки достаточно быстро, чтобы изменить ситуацию.
Самой важной причиной провала российской авиации и очевидной осторожности российских пилотов стало сопротивления Украины
Конечно, самой важной причиной провала российской авиации и очевидной осторожности российских пилотов стало сопротивления Украины. В отличие от своего врага, украинцы разработали последовательную концепцию воздушных операций, которая позволила им заблокировать то, что казалось легким путем к господству России в воздухе.
Украинцы объединили ряд воздушных и противовоздушных средств, чтобы поставить в тупик гораздо более крупные российские военно-воздушные силы. Начав с дешевых переносных зенитно-ракетных комплексов, украинцы смогли ограничить российскую авиацию несколькими восточными и южными районами, значительно ограничив свободу маневра России. Добавления гораздо более мощных и дальнобойных ракетных систем С-300 из Словакии делает русских еще более уязвимыми. Угроза со стороны С-300 вынуждает отдельные российские самолеты, которым обычно не хватает дозаправки, средств радиоэлектронной борьбы и командно-административной поддержки, лететь низко к земле, чтобы прикрыться от атаки. Это, в свою очередь, делает их более уязвимыми для переносных зенитно-ракетных комплексов.
Украина не может сбить каждый российский самолет, но может целиться по ним где угодно
Украина не может сбить каждый российский самолет, но может целиться по ним где угодно, что вынуждает их вести себя более оборонительно, и снижает их эффективность.
Способность Украины бороться за свое воздушное пространство не только обеспечивала защиту ее собственных сил, но и позволяла время от времени переходить в наступления. В начале войны украинцы смогли использовать беспилотники Bayraktar турецкого производства для атаки некоторых важных целей. Украинцы также использовали беспилотники для обнаружения и уничтожения российских ракет класса "земля-воздух", что делает российские наземные силы более уязвимыми для атак сверху.
Украинцы также показали гораздо большую способность, чем русские, творчески использовать свои ограниченные ресурсы авиации. Потопление российского флагмана Черноморского флота "Москва", ошеломившее весь мир, произошло благодаря ловкому двойному удару. Украинские официальные лица заявили, что они использовали беспилотный летательный аппарат, чтобы отвлечь средства ПВО "Москвы", а затем запустили свои отечественные противокорабельные ракеты "Нептун", прежде чем сбитый с толку российский экипаж успел среагировать.
Западу есть чему поучиться на успехах Украины
Это изобретательное использование авиации показывает, что у украинцев может быть даже более сложное понимание воздушных операций, чем у многих стран НАТО, которые считают свое господство в воздухе само собой разумеющимся. То, что сделали украинцы, - сразились в небе с более богатым и могущественным врагом. Это чрезвычайно сложно. Западу есть чему поучиться на успехах Украины.
"Мы стали настолько господствовать в воздухе, что нам никогда не приходилось думать, как бы мы использовали авиацию, если б были второстепенной силой. Украина ставит перед нами весьма интересные вопросы, которые мы должны серьезно рассмотреть, хотя бы для того, чтобы понять, как умный противник поведет себя против нас", - говорит Дептула.
Ближайшие недели покажут, способны ли россияне учиться на своих ошибках и лучше использовать свое все еще огромное численное превосходство в авиации. Украинцы, с другой стороны, скоро увидят, как их наступательные воздушные возможности вырастут. Их новейшие беспилотники могут позволить лучше наводить артиллерию на большие расстояния.
30 апреля огонь украинской артиллерии был близок к поражению начальника российского генштаба, генерала Валерия Герасимова
30 апреля огонь украинской артиллерии, казалось, был близок к поражению начальника российского генштаба, генерала Валерия Герасимова, когда он находился на фронте. Украинцы получают еще более совершенные системы, в том числе новые беспилотники Switchblade и Phoenix Ghost, которые имеют возможность некоторое время задерживаться над позициями противника, прежде чем быть использованными для уничтожения техники.
Пока воздушное пространство над полем боя остается оспариваемым, украинцы смогут улучшать и расширять использования своей авиации. Они могут не выиграть войну сразу. Но уже произвели революцию в том, как будут сражаться в следующих конфликтах.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии