100 лет назад 12 января 1907 года родился в Житомире в семье учителя гимназии Сергей Павлович Королев.
Читайте последний очерк рубрики История Сергей Королев впервые поцеловался на крыше
В 1909 году семья переехала в Киев. Вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать снова вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу. В 1917 году мальчик поступил в гимназию, но началась революция, гимназию закрыли, и он занимался самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 году начал заниматься в планерном кружке.
В 1922-1924 годах Сергей Королев учился в стройпрофтехшколе. В 1924 году поступил на механический факультет Киевского поли теха, но, поскольку там не было аэромеханического отделения, перешел в Московское выше техническое училище имени Баумана на аэромеханический факультет. С 1927 года работал в авиационной промышленности. В 1929 году Сергей Королев закончил МВТУ, защитив под руководством Туполева дипломный проект легкомоторного самолета СК-4. В 1930 году окончил Московскую школу летчиков-планеристов и пилотов-планеристов.
В 1927-1930 годах он принимал участие в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в частности планер СК-3, специально сконструированный и построенный для выполнения фигур высшего пилотажа. На СК-3 летчик Степанченок впервые в мире на безмоторном летательном аппарате сделал петлю Нестерова. В эти же годы Королев решил попробовать впервые поставить на планер ракетный двигатель. В 1930 году, работая в Центральном КБ завода им. Менжинского, с августа 1931 года - в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского), он создал ряд планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
В начале 1930-х годов он стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения ( ГВРР), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету " ГВРР-09" на гибридном топливе. В сентябре 1933 года на базе Московской организации ГВРР и Ленинградской газодинамической лаборатории ( ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт ( РНИИ, впоследствии - НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе с Клейменовым, заместителем которого назначили Королева.
В РНИИ Королев занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с ги рокоманднойтелями конструкции Глушко.
системой наведения, с жидкостными ракетными двигаКроме того, он работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя Глушко, сделал первый полет 28 февраля 1940 года.
Однако этому предшествовали грустные события.
В 1938 году по обвинению в причастности и антисоветской троцкистской организации, затягивании лабораторных и конструкторских работ по оборонным объектам с целью срыва их введения на вооружение Сергея Королева арестовали. 27 сентября 1938 года его приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях сурового режима и отправили на Колыму.
В 1939 году в процессе подготовки до войны новое руководство НКВД решило организовать конструкторское бюро, в котором должны были работать специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое Туполевым, тоже раньше заключенным, направили Королева. Этот коллектив занимался созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2.
Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством прежнего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко.
В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу.
27 июля 1944 года за указом Президиума Верховной Рады СССР Королева и ряд других сотрудников режимного КБ досрочно освободили со снятием судимости. По завершении войны во второй половине 1945 года Сергей Королев вместе с другими специалистами ездил в Германию изучать немецкую технику. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 ( Фау-2), которая имела дальность полета около 300 км при стартовой массе 13 тонн.
С 1946 года и до конца жизни Сергей Королев был главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. В середине 1950-х годов в КБ Королева создали Р-7 - дву ступе нчатую
ракету, которая обеспечила достижение космической скорости и возможность выхода на околоземную орбиту летательных аппаратов массой в несколько тонн. Эту ракету (с ее помощью вывели на орбиту первые 3 спутника) потом модифицировали и превратили в трехступенчатую (для полетов с человеком).С 1959 года Сергей Павлович Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы на Луну направили несколько космических аппаратов, в частности аппаратов с мягкой посадкой, а 12 апреля 1961 года осуществили первый полет человека в космос.
При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще 10 советских космонавтов, осуществили выход человека в открытый космос (Леонов 18 марта 1965 года на КК " Восток-2"). Под руководством Сергея Королева создали первый космический комплекс, много баллистических и геофизических ракет, запустили первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, ракету-носитель "Восток" и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществили полеты КК "Восток" и "Восход", создали первые КА серий "Эхо", "Венера", "Марс", "Зонд", ШСЗ серий "Электрон", " Молния-1" и некоторые ШСЗ серии "Космос"; разработали проект КК "Союз".
Сергей Королев - Академик АН, член президиума АН СССР (1960-1966), дважды Герой Социалистического Труда, (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957), был награжден Золотой медалью им. Циолковского АН СССР (1958), двумя орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями.
Умер Сергей Павлович Королев 14 января 1966 года, похоронили его в Кремлевской стене.
В том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в отрасли ракетно-космической техники".
По материалам РИА "Новости", "Газета по-українськи".
Комментарии