Ексклюзивы
вторник, 16 июня 2009 14:50

Ученые из США оживили бактерии возрастом в 120 тысяч лет

Биологи из Пенсильванского университета (Pennsylvania State University), США, оживили в лабораторных условиях колонию бактерий возрастом в 120 тыс. лет, сообщает Live Science со ссылкой на публикацию в "Международном журнале систематической и эволюционной микробиологии" (International Journal of Systematic and Evolutionary Microbiology).

Организмы, названные Herminiimonas glaciei, были извлечены из-под гренландского ледника с глубины около 3 км, где практически нет питательных веществ и кислорода, а температура намного ниже нуля.

Для того чтобы разморозить бактерии, ученые содержали их семь месяцев при температуре 2"С, а затем еще четыре месяца при температуре 5"С. В результате биологи получили колонию бордово-коричневых микроорганизмов размером в 10-50 раз меньше, чем кишечная палочка (Escherichia coli). Возможно, именно малый размер позволил бактериям сохранять жизнеспособность в экстремальных условиях.

"Мы не до конца понимаем, как микроорганизмы могут выживать в течение столь долгого времени, – говорит профессор Джин Бренчли (Jean Brenchley), принимавшая участие в исследовании. – Мы также не знаем, в каком состоянии находились бактерии до разморозки. Возможно, они пребывали в состоянии покоя, подобно спорам, а может быть, в них шел процесс обмена веществ".

Как бы там ни было, Herminiimonas glaciei – не первый организм, вернувшийся к жизни после пребывания подо льдом в течение тысяч лет. В прошлом году Джин Бренчли и ее коллега Дженнифер Лавленд-Куртце (Jennifer Loveland-Curtze) оживили колонию бактерий Chryseobacterium greenlandensis, найденную в Гренландии. А в 2005 году Ричард Хувер (Richard Hoover), астробиолог из NASA, обнаружил на Аляске жизнеспособный организм Carnobacterium pleistocenium возрастом в 32 тыс. лет. Ученый предполагает, что условия, в которых находилась эта бактерия, приближены к тем, что существуют на Марсе.

К слову, микроорганизмы способны выживать не только при низких, но также при исключительно высоких температурах. Например, Nautilia profundicola обитает в тихоокеанских гидротермальных жилах на глубине более 2,5 км. В этих горячих трубках, называемых "черными курильщиками", температура достигает 300-350"С, а давление – 250-300 атмосфер.

По материалу Вокруг Света