Седьмого января я рассказал своим канадским студентам об украинском Рождестве, о "старом стиле" и о том, что их "народную" колядку Carol of the Bells в действительности написал в 1916 году украинец Мыкола Леонтович. Я поставил им эту и несколько других колядок, а когда они захотели выучить одну из них наизусть, не стал возражать. В конце концов, это был праздник, ну а о трехчленной структуре сакрального пространства, решил я, мы сможем подискутировать и в другой раз.
На следующем семинаре, однако, дискуссия свернула в неожиданное русло. Одна из студенток, Мелани, рассказала, что тогда же, 7 января, позвонила своей бабушке, поздравила ее с "украинским" Рождеством и похвасталась только что разученной колядкой. Они спели ее вдвоем — и это услышал Маланкин дедушка, который уже несколько лет лежал почти немой после инсульта. Он попросил телефонную трубку и в какой-то момент тоже начал им подпевать.
— Это настоящее чудо! — повествовала Мелани. — Он же почти не говорил!
Маланчин дедушка уже несколько лет лежал почти немой после инсульта
Однако среди моих студентов были не только культурологи, но и несколько физиков и биологов. Один из них объяснил, что определенные мозговые клетки способны брать на себя роль других и что некоторые функции организма могут таким образом возобновляться. Второй прибавил, что пение действительно способствует возобновлению языковых функций — неслучайно заикам советуют пропевать сложные для них фразы.
Я не стал вмешиваться в их дискуссию. Раз мы уж празднуем Рождество по "старому стилю" вопреки астрономии и здравому смыслу, то тем более не должны отрицать чудодейственной силы колядок. Ведь все это — вопрос веры, которая, может, и в самом деле важнее, чем физика и астрономия. Во всяком случае для тех счастливцев, которые верят.
Комментарии
5