Российские оккупанты пытаются взять Харьков с первых дней широкомасштабной войны. Используют для этого тактику террора - город ежедневно обстреливают из артиллерии, совершают авианалеты, сбрасывают мины замедленного действия.
Больше всего россияне уничтожают спальный район Салтовка - самый крупный жилой массив Украины. Обстрелы там практически не утихают.
Из-за агрессии РФ в городе было разрушено 1929 жилых домов, по состоянию на 21 апреля. Около трети жителей Харькова уехали, по данным городского головы Игоря Терехова.
Среди вынужденных переселенцев оказалась семья Палагиных. 44-летний Александр с женой Анной, 41 год, детьми и матерью мужчины - сначала выехали к родным в село Архангеловка на границе Харьковщины и Донбасса. Однако когда жестокие обстрелы начались и там, семья перебралась в Полтаву.
Александр и Анна рассказали о пережитых ужасах корреспондентам Gazeta.ua.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Александр Палагин еще недавно имел бизнес в сфере ассенизации в родном Харькове и вполне счастливую и насыщенную жизнь. Его жена Анна реализовала свою давнюю мечту и начала карьеру риэлтора. Все в мгновение ока разрушила полномасштабная агрессия России.
- Буквально недавно пошла "в новую жизнь", работала риэлтором. Так мне нравилась работа! Начались сделки. Чувствовала - это мое, - рассказывает Анна Палагина. - В пятницу (25 февраля. - Gazeta.ua) должна была провести замечательную сделку. А в четверг утром началась война.
Анна могла бы выехать за границу, потому что несколько лет занималась трудоустройством людей в Польше и имела необходимые контакты. Но не захотела в тот момент покидать Украину.
- Февраль в нашей семье - сплошная вереница дней рождений. Я, Саша, мама, отчим, наша малая, наша свадьба - сплошные красные дни календаря. Ночь на четверг 24 февраля была первой, когда я мечтала выспаться, - продолжает харьковчанка. - В 4:20 проснулась и услышала какие-то звуки - бум, бум! Подумала, что это машину заводят. А потом поняла: что-то не то. И тут Саша навстречу бежит: "Началось!" Позвонила маме, так она слышала все, Салтовка вся слышала... Саша прыгнул в машину и поехал заправляться бензином. Буквально через час на заправку были очереди.
Бахало постоянно. Никто не знал, куда прилетит
Палагины, как и все их знакомые, думали, что война ненадолго. Считали, что Россия "попугает ракетами, показывая свою мощь" и на этом все завершится. Однако уже на следующий день должны были покинуть свой частный дом и идти ночевать в подвал одной из школ рядом.
- Бахало постоянно. Никто не знал, куда прилетит. Это шок! Ты не веришь, что это возможно, а оно опять бахает... Очень сильно было слышно, - говорит Анна.
- Живем рядом с центром, а туда как раз прилетало, - уточняет Александр.
В школьном подвале собралось около 250 человек. Супруги Палагины с еще несколькими горожанами взялись за обустройство убежища - сносили кое-какую мебель, "расселяли" семьи с детьми по помещению.
- Там был голый подвал, без ничего. Надо было его приспособить к проживанию. В школе были детские кроватки, и мы их спустили вниз, - рассказывает Палагина. - Проблем хватало, постоянно был какой-то кипиш. Один раз пришла женщина с тремя детьми. Когда выпивает - превращается в монстра. В два ночи орала на всю школу, что у нее украли телефон. Всех разбудила. А оказалось, что мобильный стоял на зарядке. Она по пьяни забыла. В другую ночь стало плохо женщине после инфаркта. Вызвали "скорую".
ХАРЬКОВУ МСТЯТ
Часть жителей подвала настолько были напуганы регулярными обстрелами, что боялись выходить из укрытия даже на первый этаж. Уборной для них служило ведро.
Палагины старались по утрам сходить домой, чтобы покупатся. Дополнительно, Александр взял на себя миссию доставлять воду для жителей подвала.
- Каждый день ездил к бювету у водоканала за 2,5 километра, наполнял все емкости питьевой водой. Где-то за раз по 50 бутылок разных наполнял, - рассказывает мужчина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Оккупанты заскочили в школу, был бой. Их трупы по улицам валялись" - история харьковчанина, который смог спастись с сыном
Первые дни супруги готовили еду дома и привозили для всех в подвал. На третий-четвертый день продукты начали свозить волонтеры. Анна с одной женщиной распределяла их между людьми.
Александру и Анне нелегко даются воспоминания об обстрелах и авианалетах. От них у женщины идет дрожь по телу.
- Первые самолеты - это было страшно. Очень. Когда он включает сверхзвук и в этом режиме выпускает сверхзвуковую ракету - это ужас! Они над нами летали, - объясняет Александр.
- Когда над школой пролетел, я сразу поседела, - продолжает Анна. - Двери были закрыты на замки, а все равно ходуном ходили! И свет (от самолета. - Gazeta.ua) был настолько ярким ночью, будто солнце встало.
- Я думаю, что это самолет выпускал ракету. Вспышка была в момент, когда она вылетала, - добавляет Палагин.
- У меня младший сын практически не выходил из подвала. Было такое впечатление, что могла начаться эпилепсия от этого ужаса! А у старшего были постоянно широкие зрачки, как у кошки в темноте. У нас папа любитель пойти выглянуть и посмотреть, где там и что, а сын постоянно говорил: "Папа, вернись!" Очень переживал за него, - вспоминает Анна. - Однажды пошли курить и увидели на отдалении, как маяковали самолетам с земли: большой яркий луч белого света бил в небо - неровно, словно подавал прерывистые сигналы. Буквально через 3 минуты, как только мы докурили, оно как шарахнет! И такое огромное зарево на все небо.
В Харькове проводят эксперименты с взрывоопасными предметами
- Почему российские оккупанты так бомбят Харьков? - спрашиваем.
- Город бомбят за то, что в 2014-м, как и Мариуполь, он не подчинился им. Они заходили, просили, но их подвинули. А Путин злопамятный, - отвечает Александр. - Впечатление, что в Харькове проводят эксперименты с взрывоопасными предметами. Все, что может взрываться - все прилетает. И ракеты на парашютах сбрасывают, и мины разбрасывают, реагирующие на тепло и движение. Я переживаю, что химическое оружие применят. Боюсь, что заразят воду.
- Я в политике не разбираюсь. Сначала думала, что будем жить, кто бы там ни руководил. Что главное - чтобы не стреляли. Сейчас у меня мнение изменилось. Я знаю, что Украина победит. В Россию я не хочу, - говорит Анна. - Я такой человек, который считает, что нельзя желать смерти никому. Надо простить и отпустить ситуацию. Но простить - очень тяжело. Потому что они творят такое... Та же Рогань (поселок возле Харькова. - Gazeta.ua) - это Буча! Там столько изнасилованных женщин и девочек, есть с обожженными и отрезанными пальцами. Для меня это ужас! Прабабушка рассказывала, что во Вторую мировую немцы такого не делали. Где видели женщину с ребенком, то даже дом тот не трогали. Да, когда мужик четыре года на войне, а тут приходит и видит женщину красивую русскую, то это еще можно понять. Но эти! Откуда они вылезли, что на детей бросаются? У них установка: "Нужно чтобы столько солдат через нее прошло, чтобы она не смогла родить украинца". Что это вообще такое?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Женщину разорвало снарядом на куски. Сосед собрал и отнес в гараж" - история жительницы Мариуполя, которой удалось спастись
СПАРТАНСКИЕ УСЛОВИЯ
Семья пробыла в подвале восемь дней. Бежать из города решили после усиления бомбардировок и использования россиянами вакуумных бомб.
Палагиных пригласила сестра Александра. Рассказала, что она с семьей выехала в село Архангеловка в 200 км от Харькова и в 30 - от Изюма. В тот момент там было тихо.
Выехать из Харькова было проблематично из-за больших пробок из желающих покинуть город.
- Люди из Салтовки выезжали с Харькова по 7 часов. Такая была тянучка. Бахало постоянно. Я потому и боялся первые дни уезжать. Думаю, сейчас двинемся, а начнут стрелять по колонне. А ты из нее не вывернешь никуда, - говорит Александр. - По дороге ехали и видели разбитые военные автомобили. Планировали день-два отдохнуть и подумать, что делать дальше. Мы не задумывались, что едем по дороге в сторону Донецкой области. Сестра и ее родители убедили нас, что там такой треугольник, что российские войска туда не пойдут. Потому что село обходят две дороги по разным направлениям: на Волноваху и на Изюм. И вот мы туда приезжаем, а там в тот же день самолеты начинают летать над нами!
Поняла, что дошла до крайнего состояния
Условия проживания в Архангеловке были не лучшими: семья жила в старом деревенском доме, обогреваемом небольшой печкой в маленькой кухне. Супы готовили в небольшом котелке, который взяли с собой.
- На самом деле, я благодарна тому дому, что он нас спас. Там был погреб, мы туда тоже часто спускались. Но потом я поняла, что дошла до крайнего состояния. Хуже всего было с младшим: такие истерики, что задыхался! Решили уехать. Позвонила куми, сказала: приезжай в Полтаву, подберем какое-нибудь жилье. Страшно было без денег ехать. Ведь цены уже были на аренду от 10 тысяч в месяц.
Анне удалось отправить в Польшу мать с тетей и племянницей. Выехали из Эсхара, поселка недалеко от Чугуева.
- На днях звонили по телефону, сказали, что условия очень хорошие. За жилье не платят.
РАЙСКИЙ ДУШ
Дорогу в Полтаву Палагины расспрашивали у терробороны, которая тогда активно расставляла блокпосты. Ехать было страшно, признаются супруги.
- Мы уже тогда видели в интернете видео, как танки расстреливают машины мирных жителей. Ехали и со страхом всматривались в кусты по обе стороны дороги. Потом все чаще стали попадаться по пути наши военные.
Ехали шестером в легковушке.
- У нас на машине были наклейки "Дети". Остановились в каком-то городке или деревне, чтобы немного отдохнуть и зайти в аптеку. Вдруг подъезжает военная машина. Вышел мужчина в форме и стучит в окошко. Это был безумный стресс для меня. Я открываю окно, мужчина наклоняется и спрашивает: "Вы с детьми?" Ушел. А потом приносит нам пакет с печеньем, конфетами.
Вышел мужчина в форме и стучит в окошко. Это был безумный стресс для меня
Приютила харьковчан родная тетя кумы. Предоставила свою двухкомнатную квартиру, где в одной из комнат уже жил мужчина из Ахтырки.
Первое, что сделали Палагины, когда приехали - покупались в душе. Потому что после села были, "как угольки" - отсутствие нормальных бытовых условий и мелкая угольная пыль давали о себе знать.
- Я стояла под водой и чувствовала себя, как в раю. Никогда в жизни не получала такое удовольствие от душа, - улыбается Анна.
В Полтаве Палагины нашли себе занятие. Первые недели Анна на телефон собирала списки лекарств, в которых нуждаются жители разбомбленных городов. Ездила по аптекам и выстаивала очереди, чтобы собрать необходимое. Покупала частично за свой счет, если люди не могли себе позволить сбросить на карточку всю сумму.
Александр включился в волонтерство как водитель. Собственной Skoda возит гуманитарные грузы на Сумщину, помогает людям добраться из Полтавы в родные города.
Снятся кошмары до сих пор, каждую ночь. Об обстрелах, о ядерной войне
Даже через месяц в достаточно тихой и спокойной Полтаве харьковчане не смогли полностью прийти в себя после пережитого.
- Снятся кошмары до сих пор, каждую ночь. Об обстрелах, о ядерной войне. Не только мне - детям, бабушке, - говорит Анна. - Под вечер обостряются какие-то такие мысли. Страшно. Недавно в городе произошел взрыв. Мы сидим, понимаем, что это не дверь. Под утро только засыпаешь - опять сирена. А в Полтаве они очень громкие. Дети боятся. В первую неделю в Полтаве над городом пролетели два наших самолета. Только услышав звук, дети выбежали из комнаты и упали в коридоре на пол.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тела 10 дней лежали на улице. Невозможно было похоронить" - жители Горенки рассказали о пережитых ужасах
Супруги очень хотят вернуться домой. Но ждут, пока завершатся обстрелы Харькова и обстановка станет безопасной.
- Я сегодня был в Харькове. Проехал Салтовку. Звоню Ане: "Здесь так красиво!" Да, дома разбиты, рамы выбиты. Но все убрано. Коммунальщики очень оперативно работают, - добавляет Александр.
Спрашиваем, какие должны быть условия, чтобы семья вернулась в Харьков.
- "...Закінчиться війна..." - вместо ответа поет Анна строку песни "Обійми" Святослава Вакарчука. - Мое желание таково: война завершится, когда мы их погоним до самого Урала. Потому что понимания у них никакого нет. В их интересах, чтобы мы поставили украинский флаг в Москве. Тогда они поумнеют. Это моя мечта, хотя я понимаю, что такого не будет. Дай Бог, мы защитим свои границы, поднимем наш флаг в Севастополе.
Комментарии