В октябре прошлого года в Украине состоялись местные выборы. 5 ноября Полтавский городской совет официально объявил их результаты. О годе депутатства говорим с 27-летним Юлианом Матвийчуком, депутатом Полтавского горсовета, бывшим бойцом "Азова", председателем городской организации "Свободы".
Что удалось за год?
- По-настоящему чувствовал себя депутатом первые два месяца. Тогда могли что-то делать. Мамай (Александр Мамай, мэр Полтавы, по данным электронной декларирования входит в пятерку самых богатых мэров Украины. - Gazeta.ua) после Революции достоинства чувствовал себя не очень уверенно. Поэтому удалось кое-что сделать - новый регламент сессионных заседаний, согласительный совет, войти в профильные комиссии, расширить полномочия помощников-консультантов. Когда город засыпало снегом, мы возглавили профильную комиссию по уборке. Почти все депутаты, кроме "Совести Украины" (партия Александра Мамая, в городском совете имеет 7 депутатов. - Gazeta.ua), выходили на улицы чистить снег, контролировали работу коммунальных служб.
Но все изменилось, когда Мамай объединился с "Родным городом" (партия, которую возглавляет бывший губернатор Полтавщины, экс- "регионал" Александр Удовиченко, - Gazeta.ua). Начали перетаскивать депутатов. Их стало большинство. Из-за "ширку" мы не можем нормально работать. Наших инициатив не поддерживают.
Вы разочаровались в работе?
- Скорее в депутатах, которые поддерживают мэра-сепаратиста. Мамай живет еще в Советском Союзе. Там остался, а тут зарабатывает. Украина для него - нечто временное. Зачем тогда трудиться ради нее?
Есть подозрения, что он имеет отношение к подрыву памятника Мазепе в центре города (памятник установили в мае этого года. За несколько дней до открытия его взорвали неизвестные. -Gazeta.ua).
Какие инициативы идут труднее всего?
- Те, которые не приносят денег. Если на проекте нельзя заработать - его даже не пустят к рассмотрению.
В городском совете есть программа поддержки молодых бизнесменов. На нее выделяют 200 тысяч гривен. Но в среднем молодежь подает бизнес-проекты на 1,7 миллиона гривен. Говорю: давайте увеличим сумму. Нет.
За последний квартал мы перевыполнили бюджет на 100 миллинов гривен. Решили, что 60 миллионов отправляем на ремонт крыш, 40 - на дороги. Знаю, что не обошлось без откатов и на дороги дошло 8 миллионов. Подал депутатский запрос по этой информации. Отписывают, что это закрытые данные. Хотим сделать независимую экспертизу дорог - насколько они качественные. А пока мэр потирает руки. Горожане рады, потому что дороги таки делают.
Люди тоже часто разочаровывают. По нашим подсчетам 14 процентов полтавчан приняли от Мамая сахар и проголосовали за него (с июня по октябрь 2015 года от "Совести Украины" пенсионерам Полтавы раздавали по 8 кг сахара. - Gazeta.ua).
Что делать, чтобы не голосовали за гречку, сахар, лекарства?
- Ограничить возраст избирателей. Продукты "за голос" берут преимущественно пенсионеры. Для пожилых людей очень важно, чтобы платили пенсию. Верят тому, кто ее пообещает.
Еще одна категория продажных голосов - наркоманы и другие асоциалы. Нельзя сравнивать их голос с выбором людей, которые честно зарабатывают. Поэтому важен уровень знаний человека, который идет на участок. Я бы ввел анкетирование перед тем, как дать избирателю бюллетень. С элементарными вопросами: кто президент или премьер-министр. По нашим данным, 2,5 процента людей не знают главы государства, а 7 процентов - премьер-министра.
Комиссия на месте решает - давать ли избирателю бюллетень. Такую практику вводят в Польше, США.
До депутатства вы были в АТО. Не жалеете, что пошли в политику?
- В то время "Азов" отвели с передовой. Мы долгое время просто сидели в Мариуполе. Как-раз начались разговоры о выборах. Почувствовал, что нужнее на мирной территории. Надо было кому-то заходить в горсовет и контролировать его.
Иногда об этом жалею. Потому что в городском совете выгодно работать только бизнесменам, которые лоббируют свои интересы.
Во власть зашло много майдановцев, бойцов АТО, волонтеров. Это дало результат?
- Народ надеялся, что результат будет лучше. Но не сложилось. Люди, которые попали во власть после войны или Майдана, все оставили там. Единицы имеют силы добиваться чего-то для людей. В остальных возникает ощущение, что им должны. Большинство моих коллег начали компенсировать время, которое провели в АТО - выбивают себе земли, выплаты.
Это обычный процесс. Потому доброволец всегда рассчитывает на результат. Пока он воюет, надеется, что на мирной территории чиновники укрепляют страну изнутри. Затем видит совсем другое и думает: лучше бы я сидел дома и так же мутил бабло.
Мнение Юлиана Матвийчука о возможном социальный бунте, возвращении Донбасса и первоочередных реформах читайте в материале "Если бунт до сих пор не организовали добровольцы, сейчас этого никто не сделает".
Комментарии