Лидер Аграрной партии делится с Gazeta.ua своими прогнозами на будущий год.
- 21 декабря впервые был в зале заседаний Верховной Рады. Невозможно что-то полезное творить в том зале, в тех советских больших кабинетах. Я бы переформатировал и Кабинет министров, и Администрацию президента, и Верховную Раду. Где-то за городом сделал бы для них государственный квартал. Но перед тем надо изменить состав парламента, - говорит 44-летний Виталий Скоцик.
Приняли государственный бюджет на следующий год. Как оцениваете заложенные там основные макроэкономические показатели? Прогнозируют экономический рост на уровне 3 процентов. Это возможно?
- Это - нереалистичный бюджет. Заложенные в нем параметры: дефицит бюджета - 3 процента, рост национальной экономики - столько же, средневзвешенный годовой курс гривни - 27,2 - не будут выполнены. В будущем году страна продолжит двигаться вниз.
За доллар будут давать более чем 27,2 гривни?
- Так. Он сегодня - 27,2. Гривня будет девальвировать. Почему? Потому что приняли решение поднять минимальную заработную плату почти вдвое. Если экономика не растет, то откуда брать деньги? Или печатать, или девальвировать национальную валюту на экспорте. Экспорт падает. Основная выручка государства - это торговля зерном. За последние три года она существенно уменьшилась. Поэтому в следующем году, по нашим оценкам, курс будет около 30. То есть, девальвация составит процентов 15.
Годовую инфляцию прогнозируют на уровне 8,1 процента.
- В 2016-м она превысила 15 процентов. Уменьшить вдвое в следующем году, со всеми существующими вызовами, - нереально.
Что это значит для каждого украинца?
- Реальна заработная плата и реальные доходы в 2017 году уменьшатся.
Правительство сможет исправить это?
- Нет. Потому что в презентации бюджета на следующий год не сказали основных вещей: сколько запустят новых предприятий? Сколько создадут рабочих мест? Какая будет реальная заработная плата? Каким будет население страны? Пока что ежегодно теряем около 150 тысяч граждан.
Впечатление такое, что бюджет написали для того, чтобы разделить доходные статьи между депутатами. Поэтому 2017-й для Украины и для каждого гражданина будет сложнее, чем 2016 год. Власть толкает страну в пропасть.
Что будет дорожать, а что - дешеветь?
- Подорожают продукты питания. Хотя есть сезонные колебания цен на фрукты и овощи. Больше придется платить и за товары и услуги.
Украинская экономика - в тяжелом состоянии. Военный конфликт на Донбассе не остановлен. Изменяется внешнеполитическая ситуация: в США - новый президент, в 2017-м будут избирать парламент в Германии, президента - во Франции. Непростые процессы начались в Польше. И мы, и часть света - в состоянии шторма. В следующем году он будет усиливаться.
2017-й закончим с государственным долгом на уровне 66 процентов от валового внутреннего продукта. Насколько это критично?
- Есть страны, где ситуация значительно сложнее. Но негатив в том, что в 2017 году государственный долг вырастет на 14,5 процента. Расплачиваться будем не только мы, но и следующие поколения.
Была ли альтернатива национализации Приватбанка?
- Существовали два варианта. Дать возможность банку упасть. Это случилось бы достаточно быстро. Нужна была докапитализация на 150 миллиардов гривен, которых в банке нет. Из них 135 миллиардов - это депозиты частных лиц. То есть все они остались бы без денег.
Второй вариант - не дать банку упасть. Государству надо найти 135 миллиардов, чтобы людям постепенно отдать их деньги. Важно, чтобы нынешние руководители Приватбанка и население Украины не паниковали. Потому что это никому не поможет. Если банк нормально заработает, то существует шанс, что люди смогут постепенно получить свои деньги.
Какие риски имеем от того, что - после национализации Привата - свыше 60 процентов банковского сектора контролирует государство?
- Должны заново строить банковский сектор. Наше нынешнее состояние европейские страны прошли много лет тому назад.
Национализированный Приват никто не купит. Даже за гривню. Потому что с обязательствами и проблемами, которые в нем есть, он никому не нужен. Со стабилизацией ситуации в стране, с наведением порядка с налоговой системой - будут инвестиции и в развитие банковской системы. Но, к сожалению, это случится не в 2017 году.
В ночь принятия бюджета депутаты проголосовали ряд так называемых "бюджетообразующих законов". Поддержка сельского хозяйства на следующие пять лет будет на уровне 1 процента выпуска продукции. Как оцениваете такое решение?
- Не уверен, что в следующем году государство найдет эти 5,5 миллиардов гривен. Ведь законов принято очень много, но их не выполняют.
Бюджет 2017-го и закон, о котором вы говорите, разрушили систему налогообложения, которая успешно работала с 1998 года по 1 января 2015-го. В нем нет спецрежима НДС для аграриев. Это значит, что они будут вынуждены сокращать производство. Потери достигнут 20 миллиардов гривен.
Какая логика поднимать один налог, чтобы потерять производство и поступление через другие налоги в местные и национальный бюджеты?
Аграрии в этом году в один голос говорили: "Нам не надо поддержки государства. Отдайте эти деньги армии, медицине, на образование. Оставьте нам нормальные, четкие, прозрачные условия налогообложения. Чтобы не было чиновника, который взыскивает налоги. Чтобы это все работало в автоматическом режиме". Государство пошло другим путем.
Аграрная партия добилась продления моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения еще на год. За это время реально принять все необходимое законодательство для снятия моратория?
- 21 декабря были слушания в Верховной Раде относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения. У меня создалось впечатление, что депутаты рассматривают украинскую землю как капитал для собственного обогащения, но не как основу развития национальной экономики.
Почему?
- Там интенсивно лоббировали один из законопроектов, который внедряет свободный рынок земель сельскохозяйственного назначения уже в следующем году. То есть, начиная с 1 января. При этом в нем нет ограничений, действующих в цивилизованном мире. Иностранцы имеют полное право покупать. Нет ограничений относительно площади арендованных земель. Юридическое лицо может накапливать до 33 процентов земли на территории одного района. Это может быть 30-40 тысяч гектаров.
Впечатление такое: у определенных групп есть свободные деньги и они хотят их очень быстро вложить во что-то ликвидное в Украине. Земля - наиболее обесцененная и наиболее ликвидная. Поэтому в парламенте думают не о том, как эффективно завершить земельную реформу, а как воспользоваться моментом и наложить руку на землю. В 1990-х украли промышленность. Теперь то же хотят провернуть с землей.
В 2017 году, при желании государства, можем выполнить все необходимые шаги и избежать продления моратория на 2018-й.
Сколько стоит сейчас и может стоить украинская земля?
- Сегодняшняя средняя цена гектара - около 500 долларов. Всего земель сельскохозяйственного назначения - 42 миллиона гектаров. Сейчас за них можно выручить 21 миллиард долларов. А если средняя цена поднимется до уровня той, что в Польше - 12 000 долларов за гектар - это будет 501 миллиард.
С какими вызовами в следующем году столкнутся образование и медицина на местах?
- Верховная Рада приняла решение переложить расходы на образование, культуру и медицину на плечи местных громад. Сегодня у них таких денег нет. Это обернется тем, что возникнут проблемы уже в начале года. И нет разницы - это новые объединенные громады или старые городские, сельские, поселковые советы. Уже в январе им придется платить за газ, электроэнергию, тепло, воду, уголь, кому-то - за дрова и немало других дел.
Поднимая минимальную заработную плату государство, по-видимому, понимало, что расходы технического персонала в этих отраслях перекладывает на местную громаду. Это - уборщицы, водители школьных автобусов, кочегары. Из государственной субвенции будет оплачиваться только работа врачей, педагогического состава и тех, кто работает непосредственно в культуре.
Но местные советы могут распоряжаться частью ренты. Этих денег не хватит?
- Во втором чтении законопроект о распоряжении землями сельскохозяйственного назначения, находящимися вне территории населенных пунктов, так и не приняли. На сегодня громада или сельский совет не распоряжается этой землей. Этим занимается Держгеокадастр.
Государство должно дать громадам возможность наполнить бюджеты за счет полного распоряжения местными ресурсами. Это надо сделать до того, как переводить финансовую нагрузку на громады.
В странах, которые прошли административно-территориальную реформу, 70 процентов от собранных налогов остаются на территории громады, 30 - идут в общенациональный бюджет. У нас до этого далеко. Представьте ситуацию: в первую неделю февраля следующего года местная частная энергоснабжающая компания выключит электричество в детском садике и школе - за долги. Как действовать здесь?
Кто должен предусмотреть такие ситуации и не допускать их?
- Правительство. А если оно не выполняет намеченной Верховной Радой стратегии, то депутаты должны уволить Кабмин и назначить другой. Но парламент этого не делает. В этой ситуации президент должен найти путь, как распустить Верховную Раду.
Но нужен новый закон о выборах - на пропорциональной основе и с открытыми списками. Также следует убрать депутатскую неприкосновенность. Без этого не получится очистить парламент и повысить его качественный состав.
Если назначать досрочные выборы при нынешней избирательной системе и оставить неприкосновенность, то ничего не изменится. Опять люди с большими деньгами будут покупать округа. И будут ставить своих на государственные финансовые потоки.
Насколько вероятно, что досрочные выборы состоятся в следующем году?
- Все, кто сейчас при власти, будут пытаться дойти до очередных выборов 2019 года. Удастся ли это им? Трудно сказать, потому что наступает чрезвычайно сложный год.
Не думаю, что президент решится на роспуск парламента по собственной инициативе. Это должно быть требование народа.
Стоит ли рассчитывать на помощь МВФ и других международных доноров?
- Запад будет помогать, но минимально. Он ждет, что мы сделаем свою домашнюю работу.
Например, украинское аграрное производство является игроком на мировых рынках, но в сырьевом направлении. Можем создать сотни тысяч рабочих мест - если будем продавать не сырье, а конечный продукт. Нужные перерабатывающие предприятия. Можем пойти к внешним заемщикам и сказать: "Мы разработали программу финансового кредитования аграрного сектора. Под инфраструктурные проекты нужен миллиард долларов". Это не такие большие деньги для мира. Их дадут как долгосрочные кредиты - на 20, 25, 30 лет. Под конкурентный на Западе процент - от полтора до трех. Тогда мир поймет - зачем нам средства.
Если же правительственные чиновники говорят: "У нас дыра в госбюджете. Дайте деньги, потому что надо конвертировать их в гривню и заплатить за что-то". Мир отвечает: "А как будете отдавать деньги?" Таковы отношения любого заемщика и кредитора. Если видят, что можешь заработать и вернуть - дают. Если же просто просишь деньги, то получить их сложно. До сих пор Украине давали средства. Но в 2017 году рассчитывать на большие ссуды не стоит.
Если бы программу правительства готовила ваша политическая сила, какие были бы в ней приоритеты?
- Мы ее разрабатываем. В Аграрной партии создали советы как прототипы парламентских комитетов. Задание каждого совета - проанализировать, что с нами произошло за 25 лет в каждом направлении, где мы сегодня, где способны предпринять позитивные шаги и благодаря чему? Работаем в разрезе каждой составляющей отечественной экономики.
Должны определить: где имеем конкурентное преимущество, на котором можем быстро заработать деньги. Ответ лежит на поверхности - это аграрное производство. Но его надо перепрофилировать из сырья. Никто в мире не ест сырой нашу пшеницу или кукурузу. Их перерабатывают. Но вся добавленная стоимость с предприятиями, рабочими местами, заработными платами, наполнением местного и общенационального бюджета существует в тех странах, которые приобрели наше зерно. Сейчас цена на пшеницу в среднем 145 долларов за тонну. Страна, купившая ее у нас, создает добавленную стоимость 650-680 долларов. То есть, зарабатывает в несколько раз больше, чем мы. Поэтому надо перепрофилировать отрасль из сырьевой в перерабатывающую, строить заводы. Для этого нужна прозрачная налоговая система и возможность привлечь средства.
К чему нужно быть готовыми в следующем году?
- Надо считать каждую копейку, ценить свою землю. Даже небольшой кусок. Если у вас есть земля или родственники в селе, следует сеять и сажать. Даже если никогда не делали этого - нужно научиться.
Наша экономика резко падает. Но что хорошо? Если изменим избирательную систему, наполним парламент другими людьми, приведем в Кабмин профессионалов, то начнем очень быстро расти. Можем создать новое "экономическое чудо" - как в свое время это удалось Сингапуру или Южной Корее. У нас все для этого есть.
Комментарии
2