В украинской политике существует колоссальный запрос на новые лица. Причем не только новые, а те, кто имеет действенные рецепты для страны, а не просто хочет прийти во власть. В Украине практически нет политических партий с настоящей идеологией и приверженцами, зато есть сотни политпроектов с "мертвыми душами". Герой нашего интервью - Александр Соловьев, произвел впечатление человека, который имеет готовые рецепты для государства и искренне в них уверен. Он лидер достаточно молодой партии "РАЗУМНАЯ СИЛА". Партия уверенно набирает обороты. Соловьев говорит, что выборы для "РАЗУМНОЙ СИЛЫ" не самоцель, это лишь часть плана. Цель – сформировать и внедрить в реалии программу развития страны. "Украина обречена на успех, в это должны верить люди и власть. Украинцы верят, власть нет. Почему? Обеспечивают свои интересы, хотят стать очень богатыми видимо. Интересы народа для них второстепенная задача, вот поэтому у нас растет бедность". Соловьев говорит, что он создает настоящую политическую партию на десятилетия с настоящими приверженцами, а не "мертвыми душами". О видении лидера этой партии в решении сложных проблем Украины и пойдёт речь в данном интервью.
- Александр Николаевич, Вы лидер партии "РАЗУМНАЯ СИЛА". Начнем с не очень удобного вопроса. Партия достаточна молодая, но активно развивающаяся. Можно ли вас назвать партией с идеологией? Или задача все же активно заявить о себе на парламентских выборах?
- Спасибо за вопрос. Знаете, основная болезнь нашего политикума в том, что у большинства партий нет идеологии. То есть тех границ, за которые они никогда не выйдут в своей политической деятельности. Посмотрите на большинство парламентских и непарламентских партий и спросите у любого украинца, за что эти партии борются? Во что верят члены этих партий? Вряд ли вы получите вразумительный ответ. Если возьмем партии со стажем, то увидим, что завесь период существования они выступали порой за диаметрально противоположные вещи. Что уж говорить о лидерах этих партий. Наша задача – не очередной политпроект под те или иные выборы. Мы строим партию, исходя из идеологии. Тем, кто против такой идеологии – с нами не по пути. Мы все единомышленники и понимаем, что создание настоящей политической партии - это тяжелый труд, потому что создается организм, который должен чувствовать народ, его стремления, страхи, чтобы успокоить, защитить и предложить решение проблем. Лидеры должны искренне верить в те постулаты, о которых говорят, и, что особенно важно, им следовать. Тогда и члены партии будут настоящими приверженцами, а не "мертвыми душами", как в большинстве нынешних партий. Тогда такая общность людей действительно сможет принести пользу Украине.
- Вы много говорите "идеология". Вы можете обозначить: за что выступает "РАЗУМНАЯ СИЛА"?
- Безусловно. Мы не социалисты, не левые, не правые, не радикалы. Мы - центристы. Причем украиноцентристы. За всю историю современной Украины не было ни одной настоящей партии, которая бы искренне, без крайнего национализма, без шовинизма ставила во главу угла интересы Украины. Нельзя научить уважать свою нацию, свою страну, свою государственность, если для этого нет объективных причин. Хватит дергать страну влево или вправо, на восток или запад, в НАТО или неНАТО, в ЕС или в Россию. Хватит ковырять проблемные вопросы языка, истории. Давайте объединимся вокруг простых и понятных вещей, которые присущи каждой семье в любом уголке страны.
Наше стремление: украиноцентризм – всегда и везде! Главное – это наши общие, украинские интересы. В международных отношениях, военном сотрудничестве, экономике и промышленности, культуре.
Мы нашли формулу успеха Украины на ближайшие 25 лет. Первый фактор: сильная армия и вооруженный нейтралитет. Второй: принцип "smart power" – "разумной силы" в международных отношениях. Третий: независимые от политических веяний госаппарат и правоохранительная система. Четвёртый: украиноцентристская экономическая и промышленная стратегия. Пятый: разумная молодежная и демографическая политика.
- Но для развития нужен главный фактор: прекратить войну на Донбассе. Какова позиция "РАЗУМНОЙ СИЛЫ" по этому поводу?
- Наша политическая сила считает, что завершить войну сейчас можно только в том случае, если Украина будет действовать с позиции "smart power" – "разумной силы". Это тактика политической власти, способная сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии государства. "Smart power" включает в себя стратегическое применение дипломатии и убеждения, влияние экономически эффективными способами, применение военной силы и всех форм дипломатии.
Исходя из этой политической философии, Украина должна создавать, не останавливаясь, сильную и постоянно модернизирующуюся армию. "Хочешь мира – готовься к войне", увы, этой мудростью Украина пренебрегала все годы своей независимости. Вот и получила вооружённый конфликт там, где его могло и не быть.
Россия считает, что ведет войну с НАТО и США на нашей, украинской, территории. Силовым путем Украина не в состоянии заставить Российскую Федерацию прекратить поддержку так называемых "ДНР" и "ЛНР". Тем не менее, в ситуации нарастания международного давления на Российскую Федерацию, восстановление украинского суверенитета над временно неподконтрольными нам украинскими территориями не является чем-то невозможным.
Однако мы должны понимать, что даже при смене элит в России, никуда не исчезнет ее имперский шовинизм. Мы всегда должны быть начеку: и армия, и дипломатия.
При нынешнем положении дел, Украина должна проявлять в рамках Минских соглашений более жесткую переговорную позицию. Нужно определить наконец четкие временные сроки выполнения итоговых пунктов этих переговоров, так как России выгодно их затягивать, ведь война на нашей территории изматывает нас, а не их.
При этом позиция Украины должна быть незыблема: вывод российских войск из Донбасса, установление полного контроля Украиной над своими границами – потом всё остальное. Амнистия боевиков должна быть выборочной, она не должна распространяться на тех, кто совершал тяжкие военные преступления. Необходим ввод Вооруженной миссии ОБСЕ или миротворцев ООН, которые должны будут стать гарантом установления перемирия между сторонами противостояния. После этого необходимо в короткие сроки разработать четко прописанный закон о выборах на Донбассе и только после этого их проводить. Боевики должны сложить оружие. Если выборы пройдут успешно, то на неподконтрольных территориях начнется постепенный процесс восстановления суверенитета Украины. Конечно, с эхом войны придется бороться ещё не один год, но самый главный шаг к миру на украинских землях будет сделан.
- Ваша партия неоднократно заявляла о необходимости нейтралитета Украины на международной арене. Как это вообще возможно в стране, которая ведет войну и имеет такого неуравновешенного соседа?
- Украинская земля исторически всегда представляла собой территорию, где интересы Запада встречаются с интересами Востока. Такое положение, с одной стороны, делает нас местом цивилизационного обмена и обогащения. Это очень удобное положение с точки зрения торговли. Но в то же время, такое расположение является и нашим "геополитическим проклятием". Ведь постоянно находясь на сломе геополитических сфер интересов между Востоком и Западом, Украина часто выступала и продолжает выступать местом их противостояния.
При таких раскладах наша страна имеет шансы сохранить свою независимость лишь в одном случае: если сможет создать и поддерживать свой вооруженный нейтралитет. Он являет собой принцип сохранения нейтральных позиций по отношению к каким-либо военным действиям при полной готовности к их проведению в случае угрозы суверенитету страны со стороны одного или нескольких государств.
Я подчеркну, что наш нейтралитет должен быть именно вооруженный, то есть такой, который при внешней угрозе сможет постоять за себя и свои интересы с оружием в руках. Ведь при той ситуации, которая сложилась сейчас в международной политике, просто заявлять, что Украина нейтральна, не подкрепляя это наращиванием вооруженной мощи, бессмысленно.
Здесь для нас должен быть показателен пример Швейцарии. На страже её задекларированного нейтралитета стоит одна из мощнейших армий Европы. Благодаря отличной системе подготовки и поддержания боеспособности резервистов, она может в кратчайшие сроки поставить к ружью сотни тысяч высокопрофессиональных солдат, обладающих отличным современным вооружением.
Я убежден, что вооруженный нейтралитет, применяемый Швейцарией, применим и для Украины и является единственным способом сохранить нам независимость в бушующем мире. При этом любой, кто посягнёт на нашу независимость, должен рассчитывать на такой отпор, который поставит под сомнение саму уместность вторжения.
Необходимость вооруженного нейтралитета обусловлена внешнеполитической ситуацией, в которой оказалась Украина. Союз с Западом никогда не устроит Россию, союз же с Россией не приемлет Запад. Оба эти сценария принесут Украине больше проблем, чем выгод. Мы должны стать тем "местом встречи" цивилизаций, на которой обе стороны - западная и восточная - могут контактировать и сотрудничать, и не давать им возможности враждовать друг с другом на нашей территории. Украина – это не буфер и не плацдарм, а "мост" между странами Запада и Востока. Транзитный поток по этому "мосту" – один из источников дохода Украины. Нет потока – нет дохода, мало кто это понимает и декларирует.
- А как же быть с членством в НАТО?
- При статусе вооруженного нейтралитета Украина должна продолжать сотрудничать с разными военными и политическими альянсами на принципах партнерства. Однако от такого принципа, как "членство ради самого членства любой ценой", Украине следует отказаться. Нам следует очень взвешенно оценивать все "за" и "против" любых интеграций. Но в то же время брать у других стран и организаций лучшие их наработки как в военной, так и в гражданской сферах, и активно внедрять у себя. Посмотрите на ту же Грузию. Она не является членом НАТО, но в тесном сотрудничестве все последние годы практически полностью модернизировала свою армию по его стандартам (а они все же лучшие в мире).
Во время совместных учений наших войск и натовских стран последние говорят: "Боевому опыту надо учиться уже у украинцев. Россия изобрела новый вид войны – гибридную. А Украина научилась в ее условиях воевать и давать отпор". Мы имеем армию, которая уникальна для европейских стран, мы единственные имеем реальный боевой опыт.
- Во внешней политике Ваша позиция довольно ясна. Каким Вы видите путь выхода из экономического кризиса? Какой должна быть стратегия Украины в этом вопросе?
- Как я говорил, главенствующим принципом, в том числе и в экономике, должен стать принцип украиноцентризма. На протяжении всей истории нашей независимости власти последовательно превращали Украину в сырьевой придаток других, более развитых стран. Менялся только вектор, а основные дискуссии, если отбросить всю патетику, сводились к одному: чьим же придатком нам быть, России или Европы? Такой путь ведёт нас в никуда.
Сейчас ситуация на наших рынках просто катастрофическая. В металлургии наш экспорт на 85% состоит из сырья, в АПК – на 15%, в химической промышленности – на 80%. Даже в IT сфере 74% составляет аутсорс, а значит даже в этой сфере мы экспортируем всё то же сырье, только высокотехнологичное. Эту ситуацию нужно срочно менять.
Рецептов прорыва стран из третьего мира в первый - хоть отбавляй. Только вот желания осуществить такой прорыв у элит за четверть века так и не появилось. Так что сначала нам нужна политическая воля элит, которые решили бы перестать делать из Украины "банановую республику без бананов". Мы должны отказаться от крайне невыгодных для себя принципов торговли и перестать экспортировать сырье, а импортировать продукты с высокой добавочной стоимостью.
Мы должны выстроить и внедрить новые принципы в экономике. Основные пункты нашей экономической стратегии заключаются в следующем. Во-первых, подавляющее большинство ресурсов в стране необходимо перерабатывать в ее границах, ибо товары всегда стоят в 10-100 раз дороже, чем сырье. Во-вторых, большая часть иностранных товаров, особенно высокотехнологичных, должна импортироваться в незавершенном виде и дорабатываться внутри страны, тем самым позволяя зарабатывать украинцам. В-третьих, мы должны будем создать Государственный Всеукраинский банк реконструкции и развития, основная цель которого – льготное кредитование инвестиционных проектов и экспортных контрактов и предоставление национальный производителям госгарантии под иностранные кредиты. Такая мера в течение нескольких лет бы вдохнула новую жизнь в украинскую промышленность.Следующий принцип: для защиты внутреннего рынка на период переориентации украинских предприятий с одних рынков сбыта на другие используются механизмы ВТО.
После модернизации отечественного производителя правительство обязано сосредоточить свою работу на поиске возможностей для увеличения объемов государственных заказов на отечественную продукцию. Также должна быть разработана программа механизмов поощрения промышленных предприятий за сохранение существующих и увеличение новых рабочих мест.
- Повлечет ли внедрение таких экономических принципов изменения в налогообложении?
- Однозначно. Нынешнее налоговое законодательство является излишне сложным и запутанным. Мы же должны сделать его простым, понятным и прозрачным. Для этого нужно сделать всего несколько шагов: упростить администрирование налогов, в том числе существенно сократить и упростить налоговую отчетность; минимизировать освобождение отдельных операций или субъектов бизнеса от общих правил уплаты налогов; установить инвестиционно-привлекательные размеры рентной платы за пользование природными ресурсами. А главное - установить строгую уголовную и административную ответственность должностных лиц контролирующих органов, действие или бездействие которых повлекли за собой ущерб для налогоплательщика.
Вот что ещё интересно. Если возьмем рейтинг 30 наиболее развитых экономик мира, то увидим парадоксальный факт. Большинство проблемных сфер с точки зрения социума экономически неразвитых стран – узаконены в развитых странах. Речь идет о легализации проституции, игорного бизнеса, свободном обороте оружия и т.п. Все эти сферы жестко контролирует государство, с них платятся в бюджет немалые налоги, и главное – уничтожен существенный фактор коррупции чиновников. Я не утверждаю, что Украине стоит, сломя голову, начать легализовать все подряд – нашему обществу еще надо "подрасти". Но, к примеру, все чаще звучат выступления и призывы легализовать оборот оружия, что уничтожит коррупцию в этой сфере и ужесточит контроль государства над оборотом оружия. Некоторые экономисты выступают так же за легализацию игорного бизнеса. Ведь играть не перестали. По всей стране подпольные казино, а полицейские чиновники, которые "крышуют" этот бизнес – озолотились. Разве не разумнее направить эти миллионы не в карманы коррупционеров, а в бюджет государства, а потом на те же пенсии, соцвыплаты, инфраструктурные проекты?
- Какие изменения, по-вашему, необходимы госаппарату?
- Под видом реформ за последние три года в Украине была разрушена вся старая государственная система и ее механизмы. Это превозносилось и как цель, и как победа. Однако не соблюдено главное правило: "разрушаешь– строй". Новая система так и не была построена, и это отлично видно на примере "новой" полиции. Как принцип формирования госаппарата опять вернулось кумовство, назначение на должности, исходя из политических рокировок и альянсов, а не опыта и образования кандидата. На министерских постах в ключевых министерствах оказались проходимцы. Политические гастролеры из других стран прилетели в Украину как мухи на мед за быстрыми денежными и политическими дивидендами. Все это привело к тому, что сейчас госаппарат находится на грани коллапса, при том, что в любом государстве – это его скелет.
Опыт экономического чуда Сингапура, стран Европы подтвердил, что в таких ситуациях помогает лишь один рецепт – технократы у власти. Не их дешевые копии, как это было в украинском правительстве несколько лет назад, а настоящие.
Что такое технократия? Это – власть мастеров своего дела, власть профессионалов. Это принцип построения общества, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам. Руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
В технократической системе экономика регулируется экономистами, система здравоохранения управляется специалистами-медиками, полиция – юристами и так далее. При этом они должны обладать реальными профессиональными навыками, иметь успешный опыт работы в отрасли, чистую репутацию, не иметь политических связей. Также мы уверены, что пора завязывать с "варягами" – иностранные специалисты чаще всего оказываются просто охочими до чужих денег "гастролерами".
Еще одно наше предложение – выборы губернаторов. Идея не нова, но сейчас она снова актуальна. Судите сами, мы выбираем президента, глав городов, поселений и объединенных территориальных громад, но области остаются под управлением ставленников президента, который стремится насадить свою власть в парламентско-президентской республике. И это тоже поле для коррупции. Президент должен следить за условиями, гарантирующими исполнение Конституции и законов по всей Украине, и для этого ему не нужно контролировать все ветви власти. Украине нужен новый моральный авторитет, а не ушлый бизнесмен или аферист от политики, который в своих личных интересах жаждет насадить абсолютную власть.
Точно также должна быть перестроена и работа народных депутатов: депутатскую неприкосновенность снять, численность народных депутатов сократить, механизмы отзыва депутатов внедрить, трудовую дисциплину повысить. Новые Конституция и законодательство поставят заслон распространению коррупции, а новые права и свободы искоренят ее окончательно.
- Как победить коррупцию в нашей стране? Возможно ли это?
- Конечно, возможно. С одной стороны, достойный уровень для госслужащих, с другой – жесточайшая ответственность за коррупционные преступления, без иммунитета в зависимости от партийных связей. Чиновникам должны будут предоставляться высокие зарплаты, льготные государственные потребительские и ипотечные кредиты, льготы при образовании детей. Однако пропорционально этому увеличится и личная ответственность служащего за коррупцию в любом её проявлении. В случае установления факта получения взятки или превышения полномочий ради чьих-либо интересов – без долгих разговоров такой чиновник должен получать 15 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества в пользу государства. Мы должны внедрять путь "кнута и пряника": с одной стороны, различными преференциями мы создаем мотивированного сотрудника, а с другой – жесткие санкции всегда будут напоминать ему о тяжких личных последствиях за игру не по правилам, которые мы начнем внедрять, придя к власти. Диктатура закона, верховенство права – вот чего не хватает сегодня украинцам. Порядок в стране – это новые правила, понятные всем, и никаких исключений!
И именно поэтому необходимо снять множество запретов и ограничений, обход которых и порождает коррупцию. Наше законодательство нужно сделать более либеральным, как это сделано во многих странах с лучшими показателями качества жизни. Проведите простое исследование, и вы заметите, чем больше свобод есть у граждан, тем ниже уровень коррупции и выше уровень благосостояния. Есть явные взаимосвязи, которые не использует действующая власть. Власть имущие эксплуатируют несовершенство законов, ставят людей в неравные условия и богатеют в условиях безнаказанности и безответственности. Это надо прекращать!
Да, это будет очень тяжело на практике. Да, общество будет кричать "зрада", а коррупционеры – сопротивляться и саботировать процесс. Но любой правитель, любая политическая власть, если хочет успеха, должна говорить ЧЕСТНО с обществом и показывать пример бескорыстного стремления изменить судьбу страны; должна разумной силой продвигать верховенство права в каждую сферу жизнедеятельности украинцев. Да, история других стран такое знает, но, увы, с этим пока не знакома современная Украина. Верю, у нас все впереди! Чем быстрее мы начнем жить по принципу "Украина – ради Украины", чем быстрее научимся на своих ошибках, тем быстрее будут появляться политики новой формации, государственные мужи, а не аферисты.
Комментарии