С чем Украина завершает 2016 год и чего стоит ожидать 2017-го Gazeta.ua рассказывает политтехнолог Сергей Гайдай.
- Украина переживает трудное время. Есть немного людей, которых все устраивает. Они говорят, страна идет в правильном направлении. Значит, у них все в порядке. В то же время достаточно много людей, которые не могут полноценно питаться, - говорит 51-летний Сергей Гайдай.
Что вас тревожит больше всего?
- Когда в стране начнутся реальные реформы? Когда наконец возьмемся за строительство Украинского государства? Потому что его до сих пор нет. Как и собственной политической элиты. 2016 год прожили в перманентном политическом кризисе, из которого надо выходить. Потому что он влияет на жизнь каждого из нас.
Как преодолеть нынешний кризис?
- Нужно демонтировать государство, которое есть сейчас. И начинать строить его опять - со здравым смыслом и с учетом опыта других.
Когда только избрали нынешнего президента, я говорил - будут ли реальные изменения в стране, узнаем быстро. Если Порошенко заедет на Банковую, поселится на втором этаже администрации и окружит себя секретарями - никаких изменений не будет. Не потому, что Петр Алексеевич оставил на столе малахитовое пресс-папье Януковича. А потому, что государством или корпорацией невозможно так руководить.
Другой вариант - заедет в новое здание, возьмет на работу 50 менеджеров. И с ними начнет строить систему, которая будет позволять в режиме реального времени видеть, что происходит в стране. Тогда изменения возможны. К сожалению, президентская команда до сих пор так не работает. Порошенко не знает, что происходит в такой большой централизованной системе как государство Украина. Соответственно, ничем руководить не может.
Знакомый хорошо разбирается в процессах управления. Как-то сказал ему, мне кажется, наша власть села в машину, взялась за руль, а авто не едет. Он ответил: "Все значительно хуже. Они думают, что сидят в машине. В действительности же машины нет".
У нас еще есть правительство.
- Да, есть еще Кабмин. Количество министерств, принцип, по которому они созданы, достался в наследство от Советского Союза. Это так называемый отраслевой принцип. Руководить экономикой так сегодня нельзя. Главное, чем занимается премьер, - перераспределяет деньги из бюджета. Бюджет - мизерный для такого большого государства. Но его перераспределяют. И делают это крайне неэффективно.
Третий важный орган власти - Верховная Рада. Сейчас это 423 депутата. Большинство из них - лоббисты финансово-промышленных групп. Нужен ли нам такой парламент? Нет. Поэтому украинцы не доверяют президенту, правительству и Верховной Раде. Живем в политическом кризисе - верхи не могут, низы не хотят.
А чего хотят верхи?
- Они - единственные в стране, кто имеет то, чего хочет. Это личное благополучие, бизнес-активы и капиталы. Занимаются их расширением.
Это и привело к нынешнему кризису?
- Да. Чтобы сидеть на потоках распределения государственных ресурсов, надо иметь какую-то систему управления. Ее взяли из Советского Союза. А потом она изменялась под конкретные интересы тех или иных групп. Система устарела, полностью не контролирует то, что происходит в стране. Жизнь людей все менее и менее связана с государством. Это и теневая экономика, и гражданское общество, которое развивается само по себе. Поэтому нужно перестроить верхнее звено власти.
Другой важный момент - должны перейти на местное самоуправление, которого пока нет.
А как же реформа децентрализации, о которой столько говорили в этом году?
- Это имитация. Киев не хочет отдавать реальные рычаги власти на места. Туда должны перейти до 80 процентов полномочий. Во всем мире это называют местным самоуправлением. У нас же употребляют странный термин "децентрализация".
Надо оставить небольшую государственную власть, которое занимается обороной, законностью и управлением общегосударственным имуществом. Потому что местным общинам не может принадлежать, например, общеукраинский автобан или месторождение, которым пользуется вся страна.
Всем другим, чем живут люди, - дорогами, коммунальными услугами, медициной, школами должно заниматься местное самоуправление. Нынешние шаги по его созданию больше напоминают работу "для галочки". Так же борются с коррупцией. Вроде бы борются, а ее все больше и больше.
Есть успешные реформы?
- Чтобы реформы были успешны, их надо проводить. А этим никто не занимается.
Мы построили армию? Нет. В реформе армии был один позитивный момент. Когда легитимной власти еще не избрали, а началась российская агрессия, возникла так называемая армия добровольцев. Они составили первую прослойку людей, которые защищали страну. Тогда избрали главнокомандующего - Порошенко. Он начал выстраивать украинскую армию. Эксперты сказали, есть две армии. Люди, которые пришли защищать страну и создавать боеспособное войско. И Министерство обороны. Это коррумпированные генералы из старой системы.
Возьмите любую отрасль. Имитация во всем. Реальных результатов нет нигде.
7 декабря Порошенко пересек экватор своего президентства. Что ему удалось сделать?
- Если смотреть на пункты его президентского маршрута, это сплошные скандалы. Они привели Порошенко к репутационному краху. Президент, который получил свыше 54 процентов голосов украинцев, сейчас имеет почти 16.
Порошенко давал много обещаний. Не выполнил ни одного. Говорил, продаст весь свой бизнес. Обещал выиграть войну. Зато есть Минские договоренности, которые не работают. Так можем передвигаться по всем пунктам. И везде скандалы - оффшоры, Липецкая фабрика, пленки Онищенко.
Даже если президент захочет провести реальные реформы, это будет в десять раз сложнее, чем в позапрошлом году. Для реформ необходимо доверие общества. Его нет.
Порошенко имеет возможность исправить эту ситуацию?
- В последнее время власть предъявляет гражданскому обществу формулу: "Возможно, нам удается не все. Но мы - легитимная власть. Для страны во время российской агрессии важна стабильность. Все, кто хочет изменить власть, угрожают государству". На этом играют. Но Майдан тоже был незаконный. Люди вышли на улицу, чтобы свергнуть законно избранного президента.
Порошенко может предотвратить большие стрессы для общества. Возьмем всемирно известные примеры. Когда в США случился скандал с партией президента Никсона, он оставил должность. Когда в Исландии выяснили, что премьер-министр имеет оффшор, он подал в отставку. После этого - выборы. Скандал и кризис заканчиваются. Если бы Порошенко думал не о власти и личных активах, то давно ушел бы с должности добровольно. В стране появилась бы новая власть - не вследствие мятежа, а законно.
Еще один путь - все может решить парламент. 300 депутатов могут изменить Конституцию, принять закон об импичменте и провести эту процедуру. Это тоже цивилизованный способ смены власти.
Почему власти так боятся выборов?
- Во время политического кризиса выборы - это нормальный инструмент. Причем, частые выборы. Возможно, нам надо в течение пяти лет проводить их каждые полгода. Так состоится ротация элиты.
Но наши власти заняли свои места. Делают все, чтобы изменений не было. Более того, президент думает о следующем сроке, просчитывает варианты.
У Порошенко плохая личная ситуация. Хуже, чем была у Януковича. Представим, что срок Петра Алексеевича заканчивается. К нему даже сегодня есть много вопросов с точки зрения законности. Если останется жить в Украине, новая власть может не быть лояльной к нему. Выехать в Россию он не сможет. На Запад тоже путь будет закрыт. Поехать в страну третьего мира для Порошенко после такого успеха в бизнесе - катастрофа. Поэтому он планирует второй срок. Но страна с 40-миллионным населением не может быть заложником одного человека.
Какие вызовы не осилила в этом году Верховная Рада?
- Во-первых, депутаты не приняли закон "О снятии депутатской неприкосновенности", хотя обещали. Во-вторых, не вышли на процесс создания новой Конституции. В-третьих, нет закона "Об импичменте президента" и нового закона "О выборах".
В парламенте, в отличие от президентской команды, есть некоторые позитивные моменты. Например, в актив Верховной Рады можно записать закон "Об электронном декларировании".
С чем не справился Кабинет министров?
- Все понимают, что-то не так с тарифами. Новые цены на энергоносители - это не рыночный механизм. Правительство стало заложником или лоббистом интересов монополистов на энергорынке. И, мне кажется, это - наибольший провал.
О Надежде Савченко после освобождения из русского плена говорили даже как о возможном будущем президенте Украины. Как оцениваете ее политическую деятельность?
- Еще рано это делать. Надежда пошла в политику, не потому что захотела этого. Ее туда вытолкнула судьба. Савченко была флагом нашей борьбы с агрессором. После этого не у нее же возникла идея быть президентом. Это общество сказало: "Хотим, чтобы этот человек возглавил государство". Но Надежде Савченко как политику надо учиться и учиться.
Мне не нравятся двойные стандарты, с которыми подходят к оценке ее действий. Последний пример - поездка Надежды в Минск. Полевые командиры могут между собой договариваться на фронте об обмене пленных. Волонтер Мочанов может ездить в Донецк. Волонтер Рубан может это делать. Мы это принимаем. А народный депутат не может по личной инициативе выйти на разговор об обмене пленных с нашим врагом. Почему это измена? Мне кажется, Липецкая фабрика и невыполнение своих обещаний президентом - это большее государственное предательство, чем частная инициатива Надежды Савченко.
Покажите, где она кого-то предала. Эта мысль формируется искусственно.
- Первая - война. У правящего класса нет ответа, как ее выиграть и что делать с агрессором. Или подписать капитуляцию, которую называют миром. Или пойти по пути Хорватии. Она начала строить армию и спустя некоторое время освободила свои оккупированные территории.
Вторая проблема - ни один наш политик не способен запустить украинское "экономическое чудо". Страна имеет огромные ресурсы, чтобы построить мощную экономику, наполнять бюджет, сделать украинцев состоятельными. Украина должна быть богата. Но она бедна. Потому что небольшое количество людей владеет богатством страны и распределяет его.
Третья проблема - форма управления страной устарела. Нам нужна небольшая центральная власть и мощное местное самоуправление.
Какие события 2016-го будут иметь последствия для страны в следующем году?
- Наибольшей угрозой для страны стали пленки нардепа Александра Онищенко. Это - бомба, на которой сидит украинская власть. Онищенко не поехал в Россию. Он выбрал Европу. Сейчас связан с правоохранительными органами США. Уже в феврале увидим реакцию новой американской администрации. Она может стать драйвером изменений в Украине - досрочных выборов в парламент и, возможно, президентских.
Пленки могут быть резонансные. Политическая коррупция и свидетель, который об этом рассказывает, напоминают ситуацию с Павлом Лазаренко. Его помощник начал сотрудничать с правоохранительными органами США. Лазаренко осудили. Не знаю, будет ли такая же ситуация с Порошенко. Но огромные проблемы с поддержкой западного мира гарантированы.
Как будет развиваться ситуация на Донбассе?
- Пока нет никакого основания думать, что Путин перестанет использовать Донбасс для влияния на украинскую и мировую политику. Говорят, это для него чемодан без ручки. Нет. С финансовой стороны для России это небольшая цена. Единственный эффективный путь решения проблемы - хорватский. Другого для украинской нации нет.
Еще можно ожидать, когда Россия исчезнет как государство. Но это может длиться 100 лет.
Как выйти из тупика Минского процесса?
- Украина в нем представлена властью, которая неэффективно руководит страной. ДНР и ЛНР - вожаками, которые не хотят никаких изменений. Их устраивает ситуация в их "республиках". России и Путину выгодна такая ситуация и слабая Украина. Европейские политики не хотят решать эту проблему. Для них приемлемо любое примирение. С нашими потерями они не считаются. Это - тупиковый путь. На другой формат украинские власти не осмеливаются.
Когда вернется Крым?
- Это возможно лишь при условии, что победим Россию. Как это сделать - вопрос огромный. Как минимум, надо признать, что идет война между Украиной и Россией. Должны разорвать дипломатические отношения, блокировать границу. Никакого бизнеса, передвижения транспорта, газа, поставок электроэнергии из России в Крым.
Если Москва не сможет продавать прямо свои энергоносители в Европу, на Западе почувствуют - идет война и нужно что-то делать.
Параллельно необходимо строить сильную армию. Укреплять районы, чтобы защититься от российского блиц-крига. Государство этого не делает. Потому что тогда не будет бизнеса в России. Придется принимать непопулярные решения. А у них нет политической воли и ресурсов. Чтобы были ресурсы, нужно запускать экономику, перестать заниматься коррупцией и не распределять национальное богатство в собственные карманы.
Как разорвать этот круг?
- Только общество может это сделать. На выборах или иным способом изменить власть. Иначе будет еще один Майдан. Заплатить придется дорого.
Чего ожидать нам от новоизбранного президента США Дональда Трампа?
- С одной стороны, все ждут, что он будет говорить с Путиным. Порошенко ему будет неинтересен. В Вашингтоне хорошо понимают, наш президент и нынешняя украинская власть - неэффективны. От них ничего не зависит. А от Путина зависит много. Плохой вариант, если Трамп решит, что территория Украины - это интересы России.
С другой стороны, его окружает американский истеблишмент. Россия и бывший Советский Союз всегда для него были империей зла, которую надо сдерживать. Именно республиканцы в Сенате США выступали за предоставление Украине летального оружия. Какой путь изберет Трамп, никому неизвестно.
Какой будет Украина за год?
- Думаю, будет нелегко. Но точно интересно.
Комментарии
1