Министр юстиции Елена Лукаш настаивает, что при допуске кандидатов к участию в президентской кампании необходимо руководствоваться не Конституцией, а избирательным законодательством, дополняющим положения Основного закона. Об этом министр сообщила ZN.UA, комментируя намерение партии "Батьківщина" выдвинуть экс-премьера Юлию Тимошенко кандидатом на пост президента на выборах 2015 года.
Министр юстиции Елена Лукаш настаивает, что возможность баллотирования на пост главы государства для граждан с непогашенной судимостью исключена.
Как известно, экс-премьер находится за решеткой, и реальные основания говорить о ее возможной реабилитации пока отсутствуют. А действующий Закон "О выборах Президента Украины" (ч. 4 ст. 9) запрещает баллотироваться на пост главы государства гражданам с непогашенной (неснятой) судимостью. С другой стороны, Конституция подобного ограничения не предусматривает. Это дало многим юристам основание утверждать: препятствий для участия Тимошенко в президентской кампании не существует, так как Основной закон имеет высшую юридическую силу.
По словам Елены Лукаш, Конституция не может учитывать все нюансы, которые возникают в различных сферах общественных отношений — для этого и существуют законы: "Приведу простой пример — статья 103 Конституции Украины, определяющая, в том числе, статус и полномочия президента, прямо предусматривает, что порядок проведения выборов президента Украины устанавливается именно законом, которым, в частности, определяется процедура выдвижения кандидатов и детализированные требования к ним".
Кроме того, подчеркнула она, в самой Конституции содержатся в необходимых случаях прямые указания и устанавливается предмет регулирования законом наиболее важных общественных отношений. Это законы, на которые ссылается Конституция, конкретизируют отдельные её положения (например, работу правительства, Конституционного суда и т.п.).
"Например, статья 127 Конституции устанавливает определенный ценз применительно к будущим судьям... В Конституции Украины не зафиксированы такие требования к кандидатам на должность судьи, как дееспособность (осознание значения своих деяний и возможность руководить ими), а также отсутствие непогашенной или неснятой судимости. Означает ли это, что судьей может быть осужденный или лицо, имеющее серьезные психические расстройства?", - отметила Лукаш.
"Конституция не содержит конкретных ограничений, например, для депутатов Верховного Совета АРК и иных депутатов местного уровня. Но требования к ним также закреплены в соответствующем законе о выборах: представлять интересы общины на соответствующей территории может только гражданин Украины, имеющий право голоса и опять-таки не имеющий судимости за умышленное преступление, которая не погашена и не снята", - добавила она.
По словам главы Минюста, уголовная ответственность также делает невозможным использование права неприкосновенности президента, что напрямую противоречит статье 105 Конституции.
"Еще пример. Статья 106 Конституции устанавливает, что президент представляет государство в международных отношениях, является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны. Также полномочия президента Украины по назначению на должность и освобождению от должности Генерального прокурора Украины позволяют главе государства в определенной степени влиять на деятельность важнейшего правоохранительного органа, на который возложено поддержание государственного обвинения в уголовном процессе, представительство интересов гражданина или государства в суде. Каким образом этот "президент" будет это делать, опять-таки находясь в местах лишения свободы? Как он намерен осуществлять свои полномочия?", - подчеркнула она.
"Поэтому разговоры о возможности осужденных баллотироваться и занимать высший государственный пост не выдерживают профессиональной критики", - заключила министр.
Комментарии
110