Ноябрьские протесты свидетельствуют о приближении крушения российской политики на Кавказе. Как минимум, действия Кремля там сейчас не эффективны. Но россияне пытаются применить новые сценарии. В подробностях разбиралась Gazeta ua.
18 ноября 2024 года Совет ЕС по иностранным делам рассмотрел вопрос Грузии, где нарастает интенсивность массовых протестов. Грузинская оппозиция обратилась в ЕС с официальным письмом. Оппозиционеры хотят, чтобы Европа осудила то, как прошла гонка, стремятся расследовать вмешательство в выборы и недопущение прекращения евроинтеграции.
Граждан возмутили официальные результаты: пророссийская партия "Грузинская мечта" получила более 53% голосов и парламентское большинство – 89 мандатов. Протестующие даже облили главу ЦИК черной краской. Массовые акции не утихают.
Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель перед заседанием Совета ЕС по иностранным делам пригрозил, что 100 миллионов евро, которые до этого получало правительство Грузии, будут переданы неправительственным организациям.
В то же время премьер Ираклий Кобахидзе заявил: деятельность оппозиционных партий так радикализируется, что может угрожать интересам государства. Поэтому письмо в ЕС назвал "посланием Серго Орджоникидзе". И предложило сформировать новое правительство и провести первое заседание парламента 25 ноября, а также посредничество в мирных переговорах между Арменией и Азербайджаном. Между тем, 19 ноября грузинские силовики разогнали протестующих и снесли палаточный городок возле Тбилисского университета, который там разместился накануне.
А президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила о солидарности с абхазской оппозицией, которая также протестует.
Чтобы к рукам не прилипали
В Абхазии локальные акции протеста стали массовыми. Оппозиция захватила правительственные здания и потребовала отмены инвестиционного договора с Россией, а также отставки президента Аслана Бжании.
До 18 ноября Бжания прятался в родном селе Ташик, где провел Совет нацбезопасности и встречу с местными жителями, а затем с силовиками, которые до сих пор не вмешивались в ход протестов. 19 ноября По итогам переговоров с оппозицией Аслан Бжания подал в отставку, но при предварительном условии выхода протестующих из правительственных зданий. На момент написания статьи заседание парламента, где должно быть рассмотрено его заявление, перенесено на более позднее время. Если соглашение вступит в силу, то власть временно перейдет к вице-президенту Бадри Гунбе и бывшему вице-премьеру и спикеру парламента Валерию Бганбе - к досрочным президентским выборам.
Поводом к возмущениям стал инвестиционный договор непризнанной республики Абхазия с Россией, согласно которому инвесторы могли отчуждать в собственность то, во что вкладывают средства. Абхазскую оппозицию обеспокоили порты, которые могли перейти под контроль Кремля. Однако о разрыве отношений с Россией речь не идет, только о корыстных интересах Бжании, уверяет лидер оппозиции Адгур Ардзинба. По его данным, Бжания дезинформирует РФ о возможных нападениях оппозиции на российских пограничников.
Спикер Путина Дмитрий Песков 18 ноября заявил, что Кремль выступает за скорейшую нормализацию ситуации "в конституционном русле".
"Мы ее теряем!"
Деликатности ситуации в Абхазии добавляет тот факт, что непризнанную мировым сообществом республику в 2008 году признала РФ. До этого она была частью Грузии, а откололась в результате российской войны. Во многом это аналог так называемых ЛДНР на территории Украины, а также АР Крым. Конечно Абхазия как непризнанное государство ориентируется на тех, то его признает. В данном случае – на Россию. Но РФ до сих пор не торпедировала экономические соглашения такого уровня. В украинских экспертных кругах считают, что настоящая цель Кремля – это полный контроль портов Абхазии в Черном море, что позволит обходить санкции Запада. Еще один мотив интриги вокруг инвестиционного соглашения – геополитический. Формализовать отношения с разными государствами подвержен Китай. Си Цзиньпин чрезвычайно придирчив к соглашениям и статусу самих государств, поскольку у него есть проблема в виде Тайваня. В то же время его интересует Кавказ, куда бы неплохо было, учитывая возможную торговую войну с США при Дональде Трампе, завести китайские компании. Но для этого нужна стабильная власть и хотя бы предполагаемый контроль, чего Россия, по всей видимости, обеспечить не способна.
Если брать Грузию, для победы "Грузинской мечты" нужно было вложить много денег и провести сложные неофициальные консультации с местным олигархом и почетным главой правящей политсилы Бидзиной Иванишвили. Но это не дало результата, выборы сомнительны и можно ожидать торможения евроинтеграции. В случае с Абхазией, где обе стороны конфликта отмечают пророссийскую ориентацию, Бжания воспользовался опытом белорусского политика Александра Лукашенко: сначала выиграл время и заручился поддержкой Москвы. По крайней мере, российские пропагандисты отметили новость: Путин пригласил президента Абхазии на празднование "Дня победы" в следующем году. Документ опубликовала пресс-служба Бжании с намеком на то, за кого Кремль.
Большие деньги и враждебные намерения
В Грузию же ЕС направляет техническую миссию Европейской службы внешних связей и Еврокомиссии. Судьба 100 миллионов евро, по всей вероятности, решится по итогам работы этой миссии. Возможно, будет учтена и позиция спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе о расширении мандата которого говорили министры иностранных дел Евросоюза на заседании в понедельник, 18 ноября.
Вряд ли промежуточный итог для России можно назвать удачным. Причем, это системно на постсоветском пространстве, где Кремль пытается продвигать свои интересы. Наглядным примером является Молдова, выборы и референдум, в которой стали еще одним доказательством провала тактики Путина.
Это происходит из-за стремления Кремля жестко доминировать в странах, что может повлечь вред интересам этих стран. Как рассказала Gazeta.ua руководитель направления политического финансирования Движения ЧЕСНО Виктория Максимова, в Молдавии россияне вмешивались в выборы, организуя транспорт как с территории Приднестровья, так и из России, массово подкупали избирателей через Telegram-каналы и провели масштабную дезинформационную кампанию.
"Однако до диаспоры российские деньги так и не смогли добраться в полной мере, поэтому мы видим такие результаты на референдуме и во втором туре выборов, - подчеркнула она. - Небольшой разрыв в результатах создает пространство для российских манипуляций. Например, о нарушениях при подсчете голосов или о нарушении непризнание уже самих результатов. Однако победа проевропейских сил однозначна".
По мнению Виктории Максимовой, поражение российских сил на руку Украине, поскольку страна-соседка не превратится в российского сателлита и останется нашей союзницей.
Таким образом, России не удается превратить инвестированные в политические проекты средства в реальное политическое влияние. И если даже в рамках Союзного государства Беларусь находит пути в ЕС и даже в Китай, то вряд ли Путин сможет обеспечить буферные зоны вокруг РФ посредством подконтрольных государств. Как бы ни развивалась ситуация в Абхазии или Грузии, Абхазия – свидетельство бессмысленности и недальновидности, Грузия и Молдова – тем более. Интересно, что в Абхазию вдруг посетил так называемый "Герой "ДНР" Ахра Авидзба, чтобы предупредить "нехорошие вещи", поэтому стоит "среди народа".
Кремлевские "смотрящие" – нужна замена
Россия играет на своих соотечественниках и на грузинах, рассказал экс-заместитель министров юстиции Украины и Грузии Гия Гецадзе. "РФ периодически меняет своих ставленников в Абхазии. Возможно, одна из башен Кремля хочет поставить вместо Бжании кого-то из клана Ардзинба", - предположил он.
По словам Гецадзе, россияне сейчас не дотируют Абхазию так, как раньше, поэтому возникла идея найти инвесторов и продать им территории. Но "это не получится, ведь у Абхазии есть свои владельцы и я бы не советовал кому-то покупать. Чем меньше денег, тем больше споров за них между кланами", - объяснил Гия Гецадзе. Он предположил, что при ротации в руководстве Абхазии Бжания может бежать в Москву.
Аналогичная ситуация в Грузии. По его словам, "Грузинская мечта" будет иметь сомнительную легитимность, вместе с парламентом, созвать который должен президент по Конституции, а не премьер. "Думаю, сам грузинский народ будет заказывать грузинским лидерам, как себя вести. Почему-то я убежден, что до 26 ноября будет выходить все больше людей и, возможно, 24-25 ноября соберутся под парламентом, чтобы не впускать туда нелегитимных людей. Будет демонтаж нелегитимных властей. Ситуация совсем другая, чем в 2008 году", - прогнозирует он.
Комментарии