Ексклюзивы
понедельник, 22 декабря 2014 18:05

Стратегические объекты необходимо вернуть под охрану государства - Чекурда
4

В условиях фактической войны с Россией особенно острое значение приобрела тема защиты стратегических объектов на всей территории Украины. О том, кто обеспечивает охрану особо важных энергетических объектов, о нежелании определенных структур возвращать стратегические объекты под охрану государства, о теневых схемах при проведении тендеров на закупку охранных услуг нам рассказал Тарас Петрович Чекурда – генеральный директор Государственного предприятия "Управление ведомственной военизированной охраны", которое охраняет ряд теплоэлектростанций (Есхар-2, Херсонскую, Одесскую, Николаевскую), строительство Новоднестровской ГАЕС, практически все особо важные объекты принадлежащие ПАТ "Укртрансгаз", Теребля-Рикску ГЭС, Государственный концерн "Ядерное топливо" и др.

- Тарас Петрович, в СМИ практически нет информации о возглавляемом Вами предприятии, поэтому расскажите, пожалуйста, когда оно создано, сколько сотрудников в его структуре, какие стратегические объекты вы охраняете?

- Нашему Государственному предприятию "Управление ВОХОР" в этом году исполняется 67 лет. Его основали в 1947 году в рамках Министерства энергетики УССР для того, чтобы на энергообъектах была своя военизированная охрана. В 2001 году из-за проблем с финансированием, связанных со сложной экономической ситуации стране, "Управление "ВОХОР" Министерства энергетики было реорганизовано. Вопрос обеспечения внутренней военизированной охраны отдали на откуп каждой крупной компании, которая относится к Минэнерго. Каждое предприятие создало из наших же сотрудников свою внутреннюю ведомственную военизированную охрану.

Сегодня в стране - другая ситуация. И мы работаем над тем, чтобы снова передать охрану всех стратегических объектов в области энергетики в руки единой государственной структуры. В 2013 году были внесены изменения в Положение о ведомственной военизированной охране. Эти изменения, пройдя все согласования с министерствами и ведомствами, были зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины в ноябре 2013 года. Со вступлением в силу этих изменений, единственной законной ведомственной охраной в структуре Минэнерго является Управление "ВОХОР". И по закону планомерно должен произойти переход ведомственной внутренней охраны этих предприятий обратно в состав ГП "Управление "ВОХОР".

Опираясь на это новое Положение, мы достаточно успешно начали развивать наше предприятие. За один год работы нам удалось взять под охрану Одесскую ТЭЦ, Николаевскую и Херсонскую ТЭС. Организована охрана особо важных объектов электроэнергетики и нефтегазовой сферы ПАО "Укртрасгаз", Государственного предприятия "Ядерное топливо".

-Cколько предприятий энергетической отрасли сейчас перешли под вашу охрану?

- Пока лишь порядка 20% предприятий. Нам еще предстоит проделать большой объем работ. В наших планах - взятие под охрану ряда объектов нефтегазового комплекса и комплекса атомной энергетики, в первую очередь, это - "Укрэнерго", "Укргидроэнерго", некоторые ТЭЦ, "Укргаздобыча".

При этом мы столкнулись с активным нежеланием руководства некоторых госкомпаний передавать свои объекты под охрану нашего госпредприятия - предпочитая содержать собственную охрану или работать с частными охранными фирмами. А ведь это противоречит не только нормам закона, но и в большинстве случаев – просто экономически нецелесообразно. Ведь содержание собственной службы охраны, администрации для организации ее работы – почти всегда дороже для предприятия, чем нанимать охрану "ВОХОР". Кроме того, по условиям наших контрактов с предприятиями-партнерами, мы обязаны возместить им стоимость ущерба, скажем, в случае хищения с охраняемого объекта. Понятно, что ни одна собственная служба охраны предприятия такой ответственности нести не может. Все это особенно важно в условиях экономического кризиса в стране.

Отдельный разговор – качество самих услуг, предоставляемых "ВОХОР" в сравнении с собственными службами охраны предприятий. Преимущество нашей охраны, по-моему, очевидно – ведь мы являемся специализированной военизированной структурой с очень квалифицированными сотрудниками, хорошей материально-технической базой, большим опытом работы. И что очень важно – мы не зависим от администрации предприятий, объекты которых мы охраняем. Это очень важно для пресечения хищений, в которых может быть замешано само руководство охраняемого предприятия.

Еще один важный момент в процессе перехода объектов государственных предприятий под нашу охрану – трудоустройство бывших сотрудников отделов охраны этих предприятий. Мы предлагаем этим людям гарантированное трудоустройство в "ВОХОР" с сохранением зарплаты не ниже, чем на предыдущем месте работы.

Если говорить о законодательном обеспечении в вопросе охраны стратегических объектов, то, например, по структурам в сфере электроэнергетики законодательство выписано досконально, там не нужно никаких изменений. А в нефтегазовом и атомном комплексах для того, чтобы произошла обратная реорганизация, и ГП "Управление ВОХОР" отвоевало свои позиции, – необходимо вносить некоторые изменения.

Отмечу, что самая сложная ситуация - в нефтегазовом комплексе, так как все его объекты правдами и неправдами де-факто были выведены из государственной собственности и сейчас находятся в своеобразной "буферной зоне", порождая множество споров – это все-таки государственные объекты или уже частные структуры. Фактически, мы сталкиваемся с большим сопротивлением и нежеланием возвращать эти предприятия под контроль государства.

Приведу пример. Совсем недавно одна крупная государственная газодобывающая компания в обход Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок" провела редукцион по закупке услуг систем безопасности на своих объектах – это такой вид тендера, который проводится в ускоренном варианте. При этом комитет конкурсных торгов этой компании умышленно подменил реальный характер предмета закупки услуг по охране объектов понятием "услуги по контролю объектов", чтобы устранить от торгов других участников, кроме охранных предприятий, которые фактически предоставляют услуги по охране объектов этого ПАО. Для этого они ушли от обычной процедуры, предусматривающей публикацию объявления о проведении тендера за 45 дней. Компания утвердила процедуру закупки 4 декабря с. г., а объявление предложений в редукционе состоялось уже 9 декабря. В нем приняли участие 4 охранные компании. В результате, победителями торгов были признаны две частные структуры, которые и ранее предоставляли охранные услуги этой госкомпании. При этом победители редукциона в сумме предложили услуги стоимостью почти 132 млн. грн., что больше ценового предложения одного из участников торгов, не допущенного к финальному конкурсу, на 20,5 млн грн.

Таким образом, на основе своего внутреннего положения в госкомпании придумали такие понятия как "редукцион" и "контролер". И фактически, тендер на оказание охранных услуг общей стоимостью более 130 млн. грн. в год разыграли две частные структуры, которые охраняли объекты этой компании еще при прошлой власти.

- А по закону, разве имеют право частные структуры охранять стратегические объекты?

- Не имеют, но в приведенном мной случае, они не называются "охранниками", они называются "контролерами". И получается, что к ним нельзя применить санкции за нарушение закона об охранной деятельности или Положения о ведомственной военизированной охране. Они говорят: "Мы не охраняем, мы – контролируем". Хотя фирмы, победившие в редукционе, занимаются исключительно охранной деятельностью.

- А кто же тогда их формально охраняет?

- На некоторые объекты они запустили милицию – процентов на 10, а 90 процентов объема охранных услуг разыграли между двумя частными структурами. По нашим подсчетам, под охраной частных структур находится около 80 особо важных объектов этой госкомпании.

- Каким образом можно их заставить вернуть государству охрану стратегических объектов?

- Прежде всего, все зависит от руководства этих предприятий. Именно они обязаны в корне изменить такую политику, когда две частные компании выигрывают большой объем охранных услуг, который даже не в состоянии сами обеспечивать. Поэтому у них на субподрядах находятся мелкие частные охранные компании со всей Украины. О каком уровне безопасности стратегических предприятий можно тогда говорить?...Если руководители предприятий не готовы менять сложившуюся ситуацию – необходимо привлекать к этому вопросу правоохранительные органы.

- А кто в таком случае гарантирует безопасность стратегических объектов?

- Государство. Но при этом оно не допущено на эти объекты – ни в лице нашей компании, ни в лице милиции. По закону, особо важные объекты могут охранять или Государственная служба охраны МВД, или мы – ГП "Управление ВОХОР". Мы находимся в равной конкурентной борьбе, мы участвуем в тендерах – где-то они выигрывают, где-то – мы выигрываем. Так вот, ГСО столкнулась с той же проблемой – их тоже не пускают на стратегические объекты. То есть, вопросы борьбы с незаконными врезками в трубопроводы, с хищениями на промышленных обьектах – во многих случаях отданы на откуп частных охранных структур. На мой взгяд, это не совсем приемлемо. Ведь это вопрос стратегический для нашего государства, особенно в условиях фактической войны с Россией.

- Сегодня наметилась тенденция, когда государственные компании массово приватизируются. Ваше мнение как специалиста: могут ли частные компании обеспечивать охрану стратегических энергетических объектов – газопроводов, ТЭЦ, атомных станций, от которых зависит жизнедеятельность всей страны, на должном уровне?

Я сторонник того, что государственные стратегические объекты – не только энергетической отрасли, но и агропромышленного комплекса, ОПК и прочие – должны оставаться в собственности государства. Я против того, чтобы стратегические объекты отдавали под охрану частным структурам, мне кажется это неправильным. Вас не удивляет парадокс: почему, когда предприятие является государственным, оно показывает убытки? А когда становится частным, уже спустя несколько месяцев приносит прибыль? За счет чего? За счет инвестиций? Каких? Это все – фикция, часто – незаконные действия, направленные на умышленное занижение рыночной стоимости государственного объекта перед его приватизацией. К тому же - коррупция, являющаяся основной проблемой в нашем государстве. И в такой деятельности как охранная коррупция тоже существует, причем, в значительных масштабах. Приведенный мною пример о тендерах – лишь один из многих.

Я убежден – госкомпании могут быть эффективными. Пример тому - возглавляемою мною госпредприятие. ГП "Управление "ВОХОР" с каждым годом показывает динамику роста. В структуре нашей компании в 2012 году работало 90 человек, а на сегодняшний день – только в штате 600 сотрудников. За неполные два года мы выросли почти в семь раз. И на 2015 год у нас заключено большое количество договоров - что позволяет нам смело утверждать, что эта динамика сохранится. В следующем году мы будем расширять штат, мы будем совершенствовать нашу материально-техническую базу. Мы сами себя обеспечиваем на 100%, абсолютно не зависим от государственного бюджета. Мы стараемся быть гибкими с нашими клиентами. Согласно заключенным с компаниями договорам, мы несем полную материальную ответственность за сохранность оборудования на охраняемых нами объектах. Мы платим налоги, мы можем приносить прибыль. Это говорит о том, что когда руководство компании стремится к ее развитию – все возможно. Я убежден: в Украине есть люди, которые могут эффективно управлять государственными предприятиями.

Сейчас у нас - новый министр (министр энергетики Владимир Демчишин – ред.), который уже дал понять, что важнейшей задачей в отрасли будет борьба с коррупцией.

Хочется верить, что у него хватит упорства и решимости в этом вопросе. А мы готовы ему помочь. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем все стратегические объекты снова будут под охраной государства. С точки зрения интересов страны и безопасности наших граждан – это будет абсолютно правильное решение.

- Благодарю за беседу.

Биографическая справка: Чекурда Тарас Петрович родился 28 января 1979 года в Киеве.

Окончил Академию труда и социальных отношений Федерации профессиональных союзов Украины по специальности "Правоведение" (2004 г.) и "Финансы" (2009 г.), Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности, факультет "атомная энергетика" (2014 г.).

Трудовую карьеру начал в ООО "Укрэнергоконсалтинг" (в управлении компании было 7 облэнерго), где в 2001-2005 годах работал помощником генерального директора по вопросам экономической безопасности.

В 2005-2006 гг. – заместитель главы правления ОАО "Полтаваоблэнерго".

С сентября 2010 года по ноябрь 2013 года возглавлял разные подразделения в Министерстве топлива и энергетики Украины.

В ноябре 2013 года назначен генеральным директором Государственного предприятия "Управление ведомственной военизированной охраны".

Сейчас вы читаете новость «Стратегические объекты необходимо вернуть под охрану государства - Чекурда». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть