Президенты Украины и России 17 мая подписали Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о демаркации украинского-российской государственной границы.
Она стала авансом России для будущего соглашения между странами по делимитации морской границы.
Об этом в комментарии Gazeta.ua отметил научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.
Соглашение о делимитации было подписано еще в 2003-м. Предыдущая власть не смогла подписать договор по демаркации сухопутной границы между Россией и Украиной.
"Здесь было два вопроса. Вопрос большой политики и вопросы прикладной. Российская власть ничего не хотела подписывать с оранжевой. Уровень контакта был низким, не было политической воли с российской стороны, для Украины этот вопрос является более важным, чем для России. Они имели возможность затягивать процесс ", - рассказал Сушко.
Эксперт отметил, что россияне выдвигали некоторые условия перед тем как подписать договор по демаркации границ.
"Технический вопрос заключался в том, что они выдвинули условие. Начало демаркации сухопутной границы можно будет вести после того как будет достигнуто решение о делимитации акватории Азовского моря и Керченского пролива. Начинать процесс демаркации на суше, хотя политическое решение уже было, они не хотели, пока не достигнут выгодного им решения о морских границах".
Соглашение о делимитации морских границ, считает Сушко, будет подписано через несколько месяцев.
"Украинская сторона сейчас значительно гибче в этих вопросах, и возможно, пойдет на уступки, чтобы удовлетворить позицию России. Ранее украинская сторона настаивала на подтверждении административных границ между бывшими союзными республиками, а Россия с этим не соглашалась. Сейчас Украина пересмотрит этот вопрос", - отметил он.
В таком случае соглашение о демаркации можно рассматривать как аванс с российской стороны за определенные уступки в вопросе морских границ, уверен эксперт.
Расходы на демаркацию сухопутной границы с Россией протяженностью 2484 км могут составить до $ 200 млн.
"Все работы финансируются исключительно из государственного бюджета обеими сторонами", - пояснил он.
Украина получает за проход судов и лоцманские услуги в Керченском проливе около $ 180 млн.
"Из этой суммы только десятая часть поступает от российских кораблей. Рассматривается вариант относительно бесплатного прохода российских судов, но это не ключевой вопрос. Самыми важными есть вопросы фарватера в Керчь-Еникальском канале. Россияне не просто хотят не платить за прохождение, а иметь контроль над навигацией в проливе. Для этого могут предлагать в совместное управление и другие вещи ", - подытожил Сушко.
Сегодня навигация находится полностью в руках Керченского морского порта.
Комментарии
3