В соседнем государстве готовятся ко второму туру президентских выборов. Казалось бы, чем могут удивить выборы в маленькой стране, от которой никто не ожидал сюрпризов? Но, похоже, словакам удалось.
Орбан 2.0
Выборы в Словакии – очередные, но это не значит, что в политикуме страны все спокойно. Действующая прозападный президент Зузана Чапутова по итогам досрочных парламентских выборов 2023 года получила оппозиционного к ней премьера в лице лидера партии-победительницы гонки "Курс - социальная демократия" Роберта Фицо. В этой должности он попытался ликвидировать спецпрокуратуру для расследования коррупционных и других тяжких правонарушений (частичный аналог нашей САП) из-за голосования в парламенте. Зузана Чапутова обжаловала это голосование в Конституционном суде, который (опять же частично) заблокировал реализацию решения.
Далее начался привычный для политикума пинг-понг: Фицо пообещал уволить судью Конституционного суда, Чапутова в интервью Financial Times сравнила премьера с его венгерским коллегой Виктором Орбаном (особенно ввиду пророссийских заявлений Фицо).
Именно поэтому очередные президентские выборы должны дать более четкий ответ по поводу расстановки сил в политикуме Словакии и внешнего курса страны.
Условно говоря, на гонку вышли две команды: прозападная и относительно пророссийская.
Один против двух
Роберт Фицо хорошо подготовился к этому соревнованию: его креатурами считаются спикер парламента (также член его парламентской коалиции) Петер Пеллегрини и экс-председатель Верховного суда страны Стефан Харабин.
По результатам соцопросов, безусловным лидером марафона социологи называли Пеллегрини, он набирал до 50% голосов.
Но и Зузана Чапутова не зевала и приняла два стратегических решения. Во-первых, сама баллотироваться она отказалась в ответ на массированную критику сторонников Фицо. Во-вторых, в выборах принял участие экс-министр иностранных дел (2020-2022) Иван Корчок, кадровый дипломат и проевропейский политик с опытом и связями в Брюсселе и Вашингтоне.
Он стал достаточно сильной альтернативой Фицо. Что и доказали результаты первого тура.
Условная ничья
По подсчету голосов, именно Иван Корчок получил преимущество с результатом 42,52%, Петер Пеллегрини отстал (37,03%). С одной стороны, это означает победу прозападного, проевропейского и соответственно проукраинского курса Словакии. С другой, поскольку ни один не набрал более 50%, есть условная ничья и впереди второй тур.
Похоже, этот промежуточный результат стал неожиданностью как для Пеллегрини, так и Фицо.
Пелегрини проиграл из-за собственной самоуверенности, - считает политический эксперт Евгений Сависко, потому что почти всю кампанию провел из своего кабинета, поскольку боялся выходить общаться с избирателями. Ему этого не простили". "Еще одной причиной поражения стало выдвижение венгерским меньшинством Словакии своего кандидата, отвлекшего на себя голоса земляков. Но самое существенное – неожиданно высокая явка избирателей, настроенных проевропейски. Именно благодаря их поддержке победил в первом туре Иван Корчок, бывший министр иностранных дел", – отметил эксперт.
Апрельская неопределенность
Прогнозы на второй тур можно свести к одному слову – неизвестность. В первом туре кроме двух основных баллотировались еще восемь кандидатов.
Агитационная кампания должна стать более динамичной, а Украина будет находиться в фокусе политических дискуссий
Голоса за них в первом туре могут стать решающими. Другой дополнительный ресурс – повышение явки избирателей, поскольку в первом туре на участки пришли чуть больше 50%. Следовательно, агитационная кампания должна стать более динамичной, а Украина будет находиться в фокусе политических дискуссий.
Корчок будет продолжать курс Чапутовой в поддержку нашей страны, так что в случае его победы Фицо будет действовать в тех же условиях, что и с предыдущим президентом. Пеллегрини, в случае его победы, ожидается, будет подыгрывать Фицо, но насколько? Ведь Словакия является не просто дружественной Украиной страной и членом ЕС, но входит в Вышеградскую четверку, которая оказывает мощную поддержку нашей стране в противостоянии с агрессором.
Тень убийства
На настроения словаков могут повлиять не только программы кандидатов, но и бэкграунд поддерживающих их. К примеру, Корчок кажется логичным продолжателем курса Чапутовой, поэтому жесткая критика действующего президента Словакии сработает и против прозападного кандидата. Можно ожидать сокрушительную атаку на Чапутову со стороны Фицо или даже представителя венгерского меньшинства Харабина.
А вот с Пеллегрини интереснее. Его политического партнера – действующего премьера Фицо – еще несколько лет назад считали "политическим трупом". Ведь в 2018 году он вынужден был уйти в отставку из-за общественного резонанса, вызванного убийством журналиста-расследователя Яна Кучака и его невесты.
Некоторые эксперты считали, что Фицо может оказаться на скамье подсудимых и получить реальный срок, но ему удалось переждать несколько лет, победить на досрочных парламентских выборах и вернуться в большую политику. Впрочем, Фицо злоупотреблял терпением общественности, способствовав амнистии заказчиков убийства журналистов-расследователей и отменив антикоррупционную прокуратуру, - считает ведущий научный сотрудник Института истории НАН Украины Андрей Мартынов: "Словаки решили не сосредотачивать власть в одних руках, поэтому могут избрать президентом либерала Ивана Корчка".
Правый марш
Во многом именно из-за выборов в Европарламент летом этого года гонки в Словакии привлекают внимание вне ее. "Курс – социальная справедливость" – не единственная правофланговая сила, которая в последнее время приобрела приверженность электорату в европейских странах. Например, в Финляндии в апреле 2023 права националистическая политсила "Настоящие финны" вышла на второе место на парламентских выборах и вошла в правительство страны. В парламент Греции впервые прошла ультраправая партия "Спартанцы", в Болгарии правая политсила "Возрождение" улучшила свой результат на парламентских выборах. В ноябре прошлого года около 25% мест в парламенте Нидерландов добыла в борьбе "Партия свободы".
Рост популярности правил сил в Европе вызывает беспокойство по нескольким причинам. В январе 2024 года издание Foreign Affairs обратило внимание на правый политический уклон в политике Владимира Путна и каскад побед правых и ультраправых в ЕС. "Консерваторы-популисты все чаще побеждают. Путин принял их риторику и считает, что сможет заручиться их поддержкой и найти способ улучшить международное положение России", - говорится в статье издания.
Проценты на мигрантах
Для Евросоюза примером успеха контактирующих с президентом страны-агрессора правых политиков стала Венгрия: премьер Виктор Орбан неоднократно отмечал свои политические контакты с Владимиром Путиным.
Аналитик Сергей Мигдаль (Израиль) обратил внимание, что рост симпатий европейцев к правым и даже ультраправым силам не одномоментен и не случаен, а базируется на антимигрантских настроениях. Об этом свидетельствуют, в частности, недавние погромы мигрантов (в том числе украинских) в Дублине. Власти европейских стран, как и власти ЕС, уделяют много внимания мигрантской политике, но эффективными как дискуссии, так и решение назвать сложно. В некоторых европейских городах, таких как Гент, культурное давление мигрантов перерастает в политическое, поэтому европейцы хотят усилить свои ответные позиции. Именно поэтому изоляционистская риторика правых и ультраправых сил находит все больший отклик. Ведь, если говорить об успехе нидерландской Партии свободы, это было классическое протестное голосование.
Волна на волну
Своеобразным полем битвы с "правофланговым мейнстримом" в ЕС стала Польша. На парламентских выборах в октябре 2023 г. консервативная партия президента Анджея Дуды "Право и справедливость" сохранила лидерство, но для создания коалиции ей голосов не хватило и к власти пришла бывшая оппозиция во главе с Дональдом Туском.
Внутреннее напряжение между польскими ведущими партиями уже привело к дестабилизации ситуации в стране, в частности, к фермерским протестам. От этого уже пострадал экспорт аграрной продукции из Украины, а условия дальнейшего украинского экспорта являются предметом дискуссий на общеевропейском уровне. Примечательно, что после получения контроля над исполнительной властью Туск не только не решил вопрос блокады украинской границы, но и в определенной степени поддержал требования протестующих.
Поэтому результаты президентских выборов в Словакии должны стать показательными – имеют ли шансы на успех еврооптимисты и либералы в противодействии правому повороту в Европе? Ведь выборы в Европарламент могут закрепить нынешние тенденции на несколько ближайших лет.
Обозреватели прогнозируют рост влияния правых партий в Европарламенте. "Если раньше они были седьмой силой по количеству мандатов, то сейчас им прочат 2-3 место, но вряд ли такие силы сформируют большинство, – отмечает кандидат политических наук Алексей Буряченко. - Вероятнее всего, они будут в оппозиции, но, конечно, будут иметь большее влияние, чем раньше", - отметил эксперт.
В этих условиях Украине, очевидно, следует не только поддерживать связи с нашими традиционными союзниками из либерального лагеря, но и искать точки совпадения интересов и с новыми политическими силами, которые отражают изменения в настроениях рядовых европейцев.
Комментарии