Ексклюзивы
четверг, 04 декабря 2014 08:05

"Рано или поздно Украина станет федеративной" - политолог

В Европе - большое разочарование в Украине. Были большие надежды на то, что гораздо быстрее идти преобразования, будут реформы. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал политолог и историк Константин Бондаренко. 

- Сейчас думают, что делать с нами, - говорит. - Есть понимание: события здесь являются отражением столкновения Америки и России. Европа не хочет терять экономические отношения с ними и ссориться. Самый простой способ - федерализация Украины. Об этом уже услышали от председателя Европейского совета Германа ван Ромпея. В прошлом году социология говорила, что 21 процент украинцев поддерживают федеральное устройство.

Этот процент может вырасти?

- Государство крайне неравномерно формировалась. По лоскутным принципу. Собственно территория Украины - десять центральных областей. Остальные - присоединены до или после Второй мировой войны искусственным способом. Речь идет о части Луганской области, Одесской, Крым. При централизаторской политике не произошло осознание себя украинцами - как единой нации. Нет единого исторического видения, основы. Живем в нескольких измерениях, без единого видения будущего. Рано или поздно придем к федерализму, или пройдем через волну диктатуры. В Испании времен Франко была опасность, что некоторые провинции отколются. Для Франко было важно сломать хребет сепаратизма и объединить страну.

Автор: Gazeta.ua/Ольга Каменева
 

Порошенко видит себя украинским Франко?

- По психологическим характеристикам он не может быть диктатором. Он пытается балансировать, проводить закулисные переговоры. Главная его проблема, не умеет формировать команду. Старается все делать сам. Если нужно решить международные вопросы, не полагается на Климкина или Чалого. Посоветуется, но сделает по-своему. По другим вопросам - так же.

Порошенко - бизнесмен. Хочет распорядиться полномочиями. Понимает, что любой актив надо капитализировать. Он был бы хорошим президентом для стабильной страны. Также нужно учитывать, что сейчас у нас больше полномочий у правительства и парламента.

Когда Ярему назначали генпрокурором Порошенко публично сказал, чтобы он посадил трех своих друзей. Пока не видим результатов.

- Порошенко же не уточнил, куда посадить. Может, в кресло, - смеется Бондаренко. - Это были слова Ли Куан Ю-премьер-министра Сингапура. Но ему было проще. В Юго-Восточной Азии традиции коррупции не такие глубокие, как в славянском мире. Она была привнесена французскими и британскими колонизаторами. Борьба с коррупцией стала как возвращение к своим корням. Украина формировалась со времен Киевской Руси на перекрестке торговых потоков как купечесое государство. Где все базировалось на торгово-ценовых моментах. Шляхта после Хмельницкого или Мазепы добивалась от царизма не независимости страны, а изменения таможенной политики.

Автор: Gazeta.ua/Ольга Каменева
 

Общество уже не хочет так жить.

- Любая социология показывает: наше общество борется с коррупцией до того момента, пока не примет в ней участие.

Почему за девять месяцев после Майдана не начали ни одной реформы?

- Наибольшая вина в этом - премьера Яценюка. Он не способен провести ни одну из них. Является частью системы. Боится, что завтра ему не позвонит посол США. Это будет сигналом, что впал в немилость.

Парадокс в том, что сегодня Яценюк является одним из самых популярных политиков. Гройсман был бы не хуже его премьером. Имеет управленческий опыт на уровне Винницы. Возможно, не было бы конфликта с Порошенко. А здесь он есть.

На какой компромисс может пойти Порошенко в вопросе федерализации?

- Пока не готов к уступкам. В Европе хотели бы найти выход для Украины. Есть несколько вариантов. Существуют Дейтонские соглашения 1995 года. После длительной трехлетней войны между сербами и боснийцами их посадили за стол переговоров. Америка взяла карту Боснии, провела линию и сказала: здесь будут жить сербы, в здесь - мусульмане. Одна часть будет называться Босния и Герцеговина, другая - Республика Сербская. Все это в рамках одного государства. У них есть общий парламент, три президента - выбирают сербы, мусульмане и хорваты. Дейтонские соглашения для Украины - возможная форма. Тогда может быть президент от Донбасса.

Есть еще варианты, которые предусматривают поиск внутреннего компромисса. Для этого нужно, чтобы Киев признал представителей Донбасса и начал с ними переговоры. Сегодня такого нет.

Любая революция заканчивается диктатурой. Сейчас мы переживаем период между ними. Диктатура может быть мягкой - закона, а может и жесткой как в 1920-1930 годы в Советском Союзе.

Автор: Gazeta.ua/Ольга Каменева
 

Чего ждать в ближайшее время?

- Ситуация в экономике ухудшается. Любая маленькая реформа может стать толчком к новому недовольству и Майдану - как только народ почувствует какое-то серьезное ухудшение. Терпение может лопнуть в любой момент. Во Франции в 1830 году революция началась с того, что цены на хлеб поднялись на четыре процента. У нас такое невозможно, потому что пружина обладает большим запасом прочности. Мы проходим тот же путь, что и Европа. Только в более короткий промежуток. Процессы, которые у нас происходят в течение 23 лет, там шли два с половиной века.

Какой видите Украину через год?

- За это время мало что изменится. Но за десять имеем неплохие шансы.

Сейчас вы читаете новость «"Рано или поздно Украина станет федеративной" - политолог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

22

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть