Внутриполитические процессы и неправильная позиция относительно войны на Донбассе мешают Украине обеспечиться стабильной поддержкой мира и выиграть гибридную войну против России.
Об этом в комментарии Gazeta.ua сказал директор Института внешнеполитических исследований Григорий Перепелица.
Перед страной стоит очень много угроз как внешних, так и внутренних. Многие из них списывают на Россию. Действительно ли она такая угрожающая?
Наши политики вместо того, чтобы давать достойный ответ российской информационной войне, перенесли ее внутрь страны. Мы видели, как президентская команда применяла методы информационной войны в избирательном процессе. Это очень опасно.
В чем заключается опасность?
Это приводит к эффекту гражданской войны в общественном сознании людей. Поэтому в обществе очень большая поляризация. Оно разделилось за разных кандидатов.
Выборы закончатся, а страх и ненависть в сознании людей останутся
Наиболее опасно то, что эти методы ведения избирательной кампании, заимствованные из информационной войны, основаны на формировании у людей страха и ненависти. Выборы закончатся, а страх и ненависть в сознании людей останутся. Нам придется и дальше строить страну. Как люди с таким сознанием будут жить и работать дальше? Это и есть внутренняя опасность. Когда внешнюю угрозу эксплуатируют для формирования внутренних.
Как эту ситуацию могут использовать враги нашей страны?
Путину это на руку. Ему не надо прилагать больших усилий для создания хаоса внутри страны. Он ведет гибридную войну во всех сферах - от информационной к горячей войне на Донбассе. Он ждет, когда в Украине наступит полный хаос и беспорядок, когда украинцы будут дезориентированы. Тогда можно будет продвинуть пророссийские силы ко власти. Если не удастся, подключить другие средства ведения гибридной войны, включая военную эскалацию на Донбассе.
Как на этом фоне удерживать хорошие отношения с другими странами-соседями, чтобы не остаться один на один с Россией?
Нам не удалось сформировать единый антироссийский фронт. По большому счету, наша дипломатия и не ставила перед собой этот вопрос. Если страна оказывается в состоянии войны, то основная задача дипломатии - создать международную коалицию против агрессора. Изолировать агрессора от международной поддержки. Это задание наша дипломатия не выполнила. Ее усилия были направлены совсем на другое.
Путин сформулировал цель, что Россия должна править миром
Мы не признали войну. Конфликт с Россией зафиксировали как "конфликт на Донбассе". А это российско-украинская война. Она охватывает Донбасс, Крым, акватории Азовского и Черного морей, наше информационное пространство и всю жизнь. Кроме того, охватывает всю Европу и Америку. Потому что Россия ведет гибридную войну не только против Украины, но и против западных ценностей. Потому что в нынешнем мировом порядке она не находит себе места как "сверхгосударство".
Путин сказал, что Россия либо будет великой, либо не будет вообще. Этим сформулировал цель, что Россия должна править миром. А мы зафиксировали конфликт как антитеррористическую операцию и направили усилия на минский процесс. Это модель урегулирования внутреннего конфликта, а не межгосударственного. Мы до сих пор не признали Россию воюющей стороной. Так как формировать антипутинскую коалицию?
Наша дипломатия оказалась абсолютно неэффективной?
Дипломатия показала полную неэффективность. Президент направил ее деятельность на совершенно другую сферу - урегулирование конфликта на Донбассе. Поэтому мы не имеем сильной международной поддержки. Запад не понимает, почему он должен решать "украинский кризис", почему он должен страдать от санкций, а Украина и дальше торгует с Россией. Мы теряем поддержку со стороны запада и ослабеваем.
В международных отношениях нет благотворителей: сильные защищают свои интересы, слабые подчиняются чужим
Кроме того, внутри Европейского Союза все труднее найти солидарность в сохранении санкции, не говоря уже об усилении. Brexit усиливает ситуацию. На европейском ландшафте меняется баланс сил не в нашу пользу. Страны-соседи видят нашу слабость и стремятся тоже диктовать нам свои условия. Пытаются действовать не путем демократии, а путем диктатуры. Если еще ослабимся, получим откровенные территориальные претензии к Буковине, Закарпатью.
В международных отношениях нет благотворителей. Диалог требует компромисса. А никто не хочет поступаться своими интересами. Сильные защищают свои интересы. Слабые подчиняются чужим.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Совбезе ООН назвали паспортизацию РФ Донбасса глобальною проблемой
В феврале 2014 года Россия перебросила в Крым свои войска без опознавательных знаков и оккупировала украинский полуостров. 16 марта на территории Автономной Республики оккупационная власть провела псевдореферендум о статусе полуострова и объявила, что якобы большинство жителей Крыма поддержали присоединение полуострова к Российской Федерации. Позже вопреки нормам международного права российские власти сделали полуостров субъектом Российской Федерации - "Республику Крым" ввели в состав Южного федерального округа. Украина и весь цивилизованный мир осудили такие действия и назвали их аннексией Крыма.
С марта 2014 года в Донецкой и Луганской областях начались антиправительственные протесты, которые подогревала Россия. В апреле спаратисты захватили ряд административных зданий в Луганске и Донецке и заговорили о создании Луганской и Донецкой народных республик. После того, как вооруженная группа боевиков во главе с бывшим российским военным Игорем Гиркиним захватила город Славянск, и.о. президента Александр Турчинов объявил о начале антитеррористической операции. С лета того же года вооруженные силы РФ принимают непосредственное участие в боевых действиях против Вооруженных сил Украины.
В апреле 2018 года президент Петр Порошенко завершил на Донбассе антитеррористическую операцию и начал операцию Объединенных сил.
Комментарии
5