Многие уголовные производств в Украине выходят за рамки законности и правосудия. Государственные служащие не соблюдают презумпции невиновности. Используют свое служебное положение для вымогательства денег.
Об этом шла речь на пресс-конференции "Правовая экспертиза использования правоохранительными органами Украины конституционной презумпции невиновности в делах, вызывающих общественный интерес".
Участниками конференции были народный депутат четырех созывов Юрий Кармазин, первый генпрокурор Украины Виктор Шишкин и председатель Конституционного суда в 2006-2007 годах Иван Домбровский.
"Презумпция невиновности... Этот принцип не только запрещает преждевременное выражение мнения судом о том, что обвиняемое лицо является виновным, тогда как это еще не доказано приговором суда, но и запрещает любым представителям правоохранительных органов... Злоупотребления, неправильное направление развития, по которому идет Украина в нарушениях этих принципов, приведет к серьезным последствиям. В том числе - к развалу ряда дел, которые сегодня пиарятся в средствах массовой информации. Тогда борьба с коррупцией, преступностью заменяется пиар-акциями", - подчеркнул Кармазин.
Он привел примеры дел, когда Европейский суд по правам человека принимал решения в пользу убийц, которых должностные лица обвиняли до приговора суда. Так, после пожара в комплексе "Виктория" в Одессе генпрокурор Юрий Луценко назвал виновными в трагедии директора и воспитательницу.
"Это заявляет генеральный прокурор, несмотря на то, что воспитательница уволилась ранее, а прокурор области не смотрел, что дела по коррупционным сделкам по "Виктории" были спущены на тормозах и скрыты от общественности. И настоящими виновниками той трагедии, где погибли трое детишек, - коррупция и ее крышевание", - подчеркнул Кармазин.
Институт права и общества исследовал также деятельность главного военного прокуратура Анатолия Матиоса. Его ведомство должно заниматься расследованием военных преступлений. Однако команда Матиоса занимается коммерческой деятельностью. Военный прокурор выписывает подозрения крупным бизнесменам, которых незаконно задерживают и требуют с них деньги за освобождение.
В качестве примера спикеры назвали дело экс-министра доходов и сборов времен Януковича Александра Клименко. По нему задержали 23 глав областных налоговых администраций времен Януковича. Задержанных самолетом доставили в аэропорт Киева, из которого на вертолетах перевезли в другой аэропорт. Там кружили над аэропортом около 4 часов, ожидая прибытия Матиоса и Авакова для камер.
Позднее 19 задержанных отпустили. В СИЗО остаются те, кто отказывается платить большие суммы. В частности, представители правоохранительных органов через посредника требовали $2 млн для закрытия дела экс-главы Харьковской областной налоговой администрации Станислава Денисюка. Адвокат Денисюка представил аудиозаписи, на которых посредник просит взятки для Матиоса, Луценко и главы апелляционного суда Киева Головачева.
При этом военная прокуратура не имеет права вести дело о возможной коррупции в налоговой. Это подследственность НАБУ.
"Преступления по статье 364 Уголовного кодекса подследственны НАБУ. Почему они расследуются прокуратурой и имеет ли она на это полномочия?.. Закон позволяет прокуратуре забирать дела от полиции, налоговой и передать для эффективного расследования. Это право прокурора. Но в законе есть императивная норма: запрещается поручать осуществление досудебного расследования уголовного преступления, отнесенного к подследственности НАБУ, другому органу", - процитировал Кодекс Домбровский.
"Нас беспокоит отношение носителей государственной власти к нашей Конституции и принципу презумпции невиновности. Также волнует отношение общества. Здесь виновата не только власть. Общество мало реагирует на поведение власти, когда речь идет о нарушении прав человека", - подчеркнул Шишкин.
Комментарии