После принятия закона "Про основы языковой государственной политики" Украина изменились. Сейчас украинский язык вымываться из всех сфер жизни.
Об этом в интервью Gazeta.ua сказал ученый, общественный и политический деятель, переводчик Максим Стриха.
Последние 20 лет постоянно поднимается языковой вопрос. Почему за это время его так и не решили? Возможно ли это вообще сделать?
- Фактически до 5 июня (принятие "языкового" законопроекта в первом чтении) в обществе существовал определенный языковой компромисс, который устраивал подавляющее большинство. Он заключался в номинальном государственном статусе украинского языка, обеспечении за ним определенных обязательных сфер применения, в частности управления и образования. При всем том, что в большинстве других сфер общественной жизни фактически язык отдавался на откуп желанию конкретных людей и никак не регламентировался. Но эта модель неписаного компромисса была поломана. Сейчас, после подписания "языкового" закона, ситуацией недовольны гораздо больше людей.
Власть сделала действительно страшную вещь. Она заложила основания для общественного конфликта, который теперь очень трудно будет погасить. Он будет тлеть, он будет потенциально взрывоопасен, и этот взрыв может произойти не известно где и как, несмотря на всю украинскую толерантность. После 10 августа, когда этот закон вступил в силу, Украина действительно стала другой. Она стала более угрожающей, она оказалась в зоне риска. Очевидно, это тоже входило в планы вдохновителей этого "языкового" закона.
В чем основные угрозы этого закона?
- Для украинского языка угрозы в том, что с ликвидацией всех без исключения нормативных документов, которые гарантировали употребление украинского языка хотя бы в каких-то сферах жизни, уже в ближайшие недели состоится лавинно-подобное вымывание украинского языка. Например, из сферы рекламы. До этого реклама была преимущественно украиноязычной, так как действовала статья 6 закона о рекламе. Сейчас эта статья отменена. Конечно, наши бизнесмены, которые знают, что "русский язык лучше коммерцианализируется", полезут писать рекламу на русском. Будет вымыто украинский язык и с телевидения. Сейчас все отдано на откуп телекомпаниям. И если раньше руководители Первого национального должны были учитывать, что должно быть 75% украиноязычной квоты, то сейчас они могут вести, скажем, русскоязычные трансляции с Олимпиады, ничего не нарушая. Украинский язык исчезнет из кинодубляжа, поскольку до сих пор это было обеспечено законом о кинематографии. Хотя украиноязычный дубляж действительно по качеству оказался лучше, чем российский, сейчас отменой этих норм будет запущен русский дубляж, что увеличит ВВП России, а многих людей в Украине оставит без работы.
А как насчет образования?
- Украинский язык окажется слишком минимизирован в сфере образования на востоке и юге. В прошлом году в Одессе отменили статус всех украиноязычных школ. В этом году набор осуществлялся исключительно на желании родителей. Пока большинство родителей еще захотели вести детей в украинские классы - 52% против 48%. Но в прошлом году в украинские классы было отдано около 2/3 детей. То есть, количество людей, которые хотели вести детей в украинские классы, в Одессе сократилась. Власть говорит, что каждый может говорить так, как ему удобно. То есть, украинский язык в Украине знать и принимать не обязательно. Когда люди это поймут, то, понятно, что они перестанут вести детей в украиноязычные классы, потому что зачем?
С украиноязычным образованием на востоке и юге произойдет то же, что случилось с белорусскоязычным в Беларуси, где при батьке Лукашенко оно фактически исчезло. На все города Беларуси сегодня перепадает 35 школ с белорусским языком обучения, где учится менее 2% учащихся. У нас так же примерно может произойти на востоке и юге. Беларусь представляет еще один пример эффективности такой государственной антинациональной политики. Если перепись 1999 года зафиксировала 72% белорусов, которые назвали родным языком белорусский, то через 10 лет это количество сократилось на 20% - до 52%. Безусловно, в Украине цифры будут не такие разительные, но процесс пойдет в этом направлении. А это даст основания для русскоязычных, точнее москвоориентованих политиков говорить о том, что Украина является частью "русского мира". Далее речь пойдет не только о языке, а о геостратегической ориентации, о самом обществе, потому что Европа - это права человека, цивилизованные отношения в обществе. А Россия - это произвол, диктатура одного человека, отсутствие нормальной правовой системы. Собственно, мы между тем и тем делаем сейчас выбор.
Но как в западных регионах люди говорили на украинском, так и будут говорить. Как и на востоке - на русском. Неужели "языковой" закон настолько изменит это?
- Во Львове украинский язык останется господствующим. Хотя я не стал бы делать таких же оптимистичных прогнозов относительно Хмельницка, Винницы, Луцка или Чернигова. Но в том же Львове, например, уже не можно будет посмотреть фильмы в дубляже на украинском языке. Потому что три украиноязычные области - это не так много, чтобы для них делать украиноязычный дубляж. Те же львовяне отныне на телевидение будут иметь шанс выбирать между польским дубляжом, поскольку они могут принимать польские каналы, и русским. А вот масштабного украинского дубляжа никто специально для них делать не будет. Язык будет лишен некоторых своих функций.
Получается, что распространение русского языка коснется не только те регионы, где он станет региональным?
- Этот закон коснется гораздо большей территории. Он нанесет огромный вред для всей Украины. Например, в Киеве наверняка русский объявят региональным. Но пока никто не говорил, что региональным его провозгласят и в Киевской области. Но те же самые рекламные билборды будут в Киевской области такими же русскоязычными, как и в Киеве. И кинофильме в Ирпене будут так же транслироваться на русском, как и в Киеве. Единственное что, документы районных и сельских советов и в дальнейшем будут оформлять на украинском.
То есть, опасность очень серьезная?
- Этот закон очень подлый. Мало кто, к сожалению, это пока что хорошо понимает. Но он наносит удары везде и очень продуманно. И, конечно, если исполнительная власть была бы другой, не такой антиукраинской, то вреда от него было бы меньше. Тоже нынешнее Минобразования вытеснит из этого закона весь руссифицирванный потенциал и здесь надеяться, что люди будут держаться в пределах какого-то приличия не приходится.
Комментарии
127