среда, 04 мая 2022 10:06

Спецтема: Война России против Украины

"Окупанты имеют свою тюрьму в Херсонской области. Ее прошли военнослужащие, журналисты, госчиновники" - Сергей Хлань

Херсонщина пока остается в оккупации. Это единственная область в стране, которую русским войскам удалось очень быстро захватить. Несмотря на тотальное сопротивление украинцев, захватчики пытаются устанавливать свои порядки, вводят рублевую зону, завозят российские продукты и медикаменты. Выехать из оккупации возможно. Дорога занимает до недели. Зеленых коридоров оккупационные войска не дают. Так же, как и блокируют гуманитарную помощь из Украины. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказывает депутат Херсонского областного совета Сергей Хлань. Он сражается в одном из подразделений территориальной обороны.

В воскресенье выключили мобильную связь и интернет. Я связывался с Каховкой. Там вроде бы слабо работал lifecell. В некоторых городах были слабые сигналы Киевстара. Услуга, позволяющая переключаться с одного оператора на другой, еще дает возможность общаться. Но сигнал очень слабый, – говорит Сергей Хлань. - 1 мая утром оккупанты сказали, что якобы связь отключили украинские власти. Это их обычная пропагандистская риторика: "От вас отказались. Поэтому отключили связь. Подключим вас к мобильным операторам Крыма и Донецка". Но мы все понимаем, что у них такой возможности нет, и это очередной информационный вброс. Также они отключили возможность связаться через Укртелеком – стационарные телефоны не работают.

Россияне хотят выйти на административные границы области до 9 мая

Россия стремится установить длительный контроль над Херсоном, чтобы поддерживать оттуда свое вторжение и повысить безопасность контроля над Крымом. Об этом говорится в разведывательных сведениях Минобороны Британии. В чем это уже проявляется?

Почти вся область сегодня в оккупации, кроме одной громады. Некоторые населённые пункты наши Вооруженные силы понемногу отбивают. Область для россиян стратегическая. Идут постоянные артобстрелы со стороны Херсона для выхода на административные границы области. Это их цель, чтобы отчитаться, вероятно, перед Путиным до 9 мая.

30 апреля обнародовали информацию о "рублевой зоне". Об этом сказал гауляйтер Новокаховского района Владимир Леонтьев. Он издал распоряжение о введении с 1 мая свободного обращения рубля. Все торговые сети, объекты предпринимательства должны принимать рубль и вести расчеты рядом с гривной.

Пока им не удалось создать оккупационные администрации по всей области. 30 апреля был назначен очередной гауляйтер в Скадовском районе. А у многих других людей еще не назначили. Исчерпан кадровый потенциал.

По образованию у них дальновидные намерения. Устрашают, что с 1 сентября будет школьная программа уже российская и на их языке. С лета учителей будут вывозить в Крым на переподготовку. Многие отказывается. 30 апреля один из директоров школы отказался, и его арестовали (в городе Каховка российские оккупанты похитили из дома директора школы Виктора Пендальчука. – Gazeta.ua). Из известных людей никто не согласен работать с оккупантами. Поэтому запугивают, арестовывают, используют пытки. Полагают, что так добьются результата.

А как происходит на практике этот переход в "рублевую зону"? Как люди реагируют?

"Рублевую зону" анонсировали с 1 апреля. Тогда была информация от медиков и педагогов. Им сказали, что с апреля зарплату будут давать рублями. Сначала это планировали по Геническому и Каховскому районам. Составили списки и раздали по 10 тысяч рублей (около 3 тыс. грн. – Gazeta.ua) только малообеспеченным и только в Геническом районе. И в обращение рубль не пошел. Те, кто брал деньги, сразу меняли их на гривны.

Придумали налоги наличными. Это абсолютный грабеж. Назначают предпринимателям и владельцам магазинов разные размеры сборов. Так же и аграриям. Если не орошаемая земля, то 1080 гривен с гектара, а за орошаемую – 1500 гривен. Все фермеры в ближайшее время должны принести эти деньги наличными, как налог на год вперед. К примеру, по Каховскому району 125 тысяч гектаров земли. В среднем это 161 миллион гривен "налогов".

Планы по раздаче рублей не объявляют. Якобы до 9 мая будет единоразовая помощь ветеранам по 10 тысяч.

Хотели провозгласить ХээНэРию. Этот сценарий провалился

Вы в одном из эфиров рассказывали, что идея создания российской так называемой Херсонской народной республики провалилась. Что они не учли?

Первая их попытка была действовать через областной совет по сценарию Крыма. Облсовет тогда собрался и провел решение, что Херсон – неотъемлемая часть Украины. Так хотели заблокировать все решения, которые могли провести под давлением. Оставшиеся на территории области люди под дулами автоматов теоретически могли за что-то голосовать. Мы это сделали невозможным. На следующий день многотысячный митинг подкрепил это решение.

Тогда россияне пошли по пути проведения референдума, о котором сообщала наша и британская разведка. Хотели провозгласить ХеНРию. Но не учли организационный момент. У них нет централизованного принятия решений по области. Наблюдаю за этими гаулятейрами и впечатлениями, что каждый хочет побольше украсть и выслужиться. А для проведения референдума им нужно было сначала организовать оккупационные власти по всем районам Херсонской области. На местах создать хотя бы некую формальную видимость комиссий. Также им нужна была картинка – чтобы кто-то шел голосовать. Люли бы не пошли на участки. Сегодня у гауляйтеров не только нет авторитета, а они на улицу выйти не могут. Филипчука в Каховке избили. Потому они боятся общаться с гражданами и рассчитывать на поддержку не могут. 30 апреля Владимир Сальдо (назначенный российскими оккупационными войсками руководитель области, бывший "регионал". – Gazeta.ua) уже заявил, что они и не хотели проводить референдум. Хотя когда мне предлагали сотрудничество с оккупантами, то как раз о проведении референдума через областной совет говорили. Этот сценарий провалился.

  Сергей Хлань – депутат Херсонского областного совета. Работал учителем математики. С 2000 года стал заниматься предпринимательской деятельностью. Учредил несколько агропредприятий, которые объединил в агропромышленный комплекс "Златодар" в Каховке Херсонской области. Являлся народным депутатом в Верховной Раде 8 созыва. Фото: Facebook
Сергей Хлань – депутат Херсонского областного совета. Работал учителем математики. С 2000 года стал заниматься предпринимательской деятельностью. Учредил несколько агропредприятий, которые объединил в агропромышленный комплекс "Златодар" в Каховке Херсонской области. Являлся народным депутатом в Верховной Раде 8 созыва. Фото: Facebook

Не делают ли такие заявления специально, чтобы люди расслабились и отпустили ситуацию?

Я бы беспокоился, будь у них абсолютная власть, и они полностью контролировали все районы и населенные пункты. А они восстанавливают старую административную модель, где у нас 18 районов. Им нужно назначить 18 руководителей. Дальше в каждом населённом пункте должен быть представитель. Тогда псевдокартинку могли бы нарисовать. Но пока у них нет провластной вертикали, они не смогут этого сделать.

До 40% жителей смогли выбраться из города с начала оккупации. Кто принципиально остается?

Есть те, кто не могут уехать. Многие ждут и верят, что освобождение настанет уже скоро. Но оккупант своими агрессивными действиями, по-видимому, от бессилия побуждает людей уезжать. Те же учителя, медики попадают под удар россиян. Их вынуждают сотрудничать. Выбор небольшой – либо соглашаться, либо уезжать. Гуманитарных коридоров не было с первого дня. Но люди могли уехать на свой страх и риск. Когда россияне поняли, что люди едут массово и скоро работать будет не с кем, то заблокировали выезд. Херсонцев это не останавливает. Уезжают в сторону Запорожья, Днепропетровской области. Это занимает иногда и неделю.

В сторону Крыма ехать можно. Вывозят туда и из Мариуполя, и из Бердянска. В этом направлении русские войска дают зеленый коридор

Российские солдаты не выпускают людей в направлении Украины, а дорога в Крым якобы для беженцев открыта. Это правда?

Да. В сторону Крыма ехать можно. Вывозят туда и из Мариуполя, и из Бердянска. В этом направлении российские войска дают зеленый коридор.

Они создали искусственную гуманитарную катастрофу. Не пропускают ни одного груза со стороны Украины, чтобы заставить херсонцев брать российские продукты, помощь и лекарства. Даже оптовые базы открыли в Херсоне, Каховке и еще в нескольких районных центрах. Захватили в Херсоне предприятие. Туда завозят продукты. Предпринимателей кого заставляют или кто добровольно скупает на этих базах, чтобы продавать в розничных магазинах. Создали логистические хабы по снабжению российских продуктов и медикаментов.

Есть ли в области фильтрационные лагеря вроде тех, что в Мариуполе?

Они сделали своеобразную тюрьму "Изоляция" в Новой Каховке. Базируется в одном из гаражей СБУ. Свозят туда людей со всей области. С любой точки Херсонщины самый длинный путь – два часа туда. Как раз эффект шока, когда человека арестовывают, одевают наручники и куда-то везут. Там приковывают к батарее. В камерах пытают людей. Такое психологическое давление трое-четверо суток. Тогда идет допрос. Он завершается принуждением: записать видео и подписать документы об осуждении "киевского режима".

Это стандартная схема?

Да, она у них отработана. Эту тюрьму прошли воины АТО, военнослужащие, большинство журналистов, государственные служащие. Больше месяца неизвестно, где депутат областного совета Сергей Максименко.

Много вопросов, почему оккупанты так быстро прошли по перешейку и где там заминирование.

Кто такие местные коллаборанты?

Известных не так и много. Из них – Владимир Сальдо.

У СБУ на все закрывали глаза. Сейчас не будем с этим разбираться, потому что цель одна – победить. Но придет время спросить с того же руководителя СБУ Херсонщины Криворучко, которого Зеленский понизил в звании (1 апреля президент Владимир Зеленский уволил начальника Управления СБУ в Херсонской области Сергея Криворучко. Также лишил звания генерала. - Gazeta.ua). Он не арестован и не задержан.

Много вопросов, почему оккупанты так быстро прошли по перешейку и где там заминирование. Организация и финансирование терробороны в Херсонской области. Еще при формировании бюджета областным советом закладывали ноль на это. Мы рассматривали предложения бюджетной комиссии, и я тогда поднял скандал. Какую-то смешную сумму дали на год. В 2020-м тоже была смешная сумма. В том же году военком, к которому тоже много вопросов, уволил всех, кто организовывал терроборону. Набрал своих друзей-пенсионеров, которым просто начисляли заработную плату. Фактически – терроборону уничтожили.

Что произошло с полицией и СБУ, которые должны были это все предупредить?

В руководстве Службы безопасности работали откровенные предатели. Мне звонят наши работники среднего звена СБУ, говорят, что за две недели имели оперативные данные из Крыма относительно даты вторжения. Это именно местные работники. Все знали, но им говорили ничего не делать. Приказ был эвакуироваться. И они просто уезжали с семьями за день до вторжения. Один из этих сотрудников рассказал, что больше всего их выбесило, что за два-три дня была задача вывозить семьи прокуроров и руководящего состава Службы безопасности. Их семьи при этом оставались под бешеным риском.

Кабмин утвердил помощь для вынужденных переселенцев. Это хорошо. Но люди в оккупации так же нуждаются в средствах

Как живет сейчас Херсон? За счет чего держатся люди?

Выплаты есть учителям, работникам культуры. На сегодняшний день только в Геническом районе задерживаются средства. Потому что он первый был оккупирован и там мэр сложил полномочия. Военно-гражданская администрация хоть с опозданием, но деньги платит. Проблема в некоторых школах с собственными электронными ключами, как спортивные интернаты, например. Работникам культуры и дошкольного образования выплатили две трети.

Я говорил, что людям наоборот нужно помогать. И сейчас ситуация выглядит несколько странно. Кабмин утвердил помощь для вынужденных переселенцев. Это хорошо. Но люди, находящиеся в оккупации, так же нуждаются в помощи. Потому что цены на продукты выросли во много раз. Люди не хотят сотрудничать с оккупантом, а поддержки им никакой нет. Многие пишут, что их бросили. Я им говорю, что это российский фейк. А они спрашивают: почему нам не помогают? Люди думают, что мы отказались от территорий и все должны уехать. Я говорю, что это не так. Убеждаю, как могу, но общая картинка такова.

Там проблемы со связью, и люди могут поверить в пропаганду.

Это самая большая угроза. Мы разъясняли всем. Меня даже добавили в чаты мамочек, безработных. Я собирал информацию, где, в каком районе проблема. Передавал это в военно-гражданскую администрацию. Мы закрыли все социальные вопросы. Я поначалу говорил, что за это не отвечаю. А потом понял, что нужно делать все, что можно. Меня сначала хают по социальным сетям, а когда деньги получают – то хвалят.

Был такой период, когда продуктов не стало вообще. Этим воспользовались оккупанты – сразу же предложили так называемую гуманитарку из Крыма

Жители в соцсетях рассказывают, что цены на продукты выше в два-три раза, многие российские товары в магазинах и на базарах. С каких пор это началось?

Почти сразу. В Херсон вошли 3 марта. Сначала люди были шокированы и запуганы, но имели какие-то запасы. Город продержался на складских остатках три недели. Но с первого дня оккупации россияне прекратили поставки с территории Украины. Понимали, что эти остатки продуктов будут закончены. Где-то через месяц с продовольствием начались проблемы. В меньших населённых пунктах, более аграрных, фермеры помогали людям. Молоко раздавали или продавали по себестоимости. В селах люди сплачивались, кормили друг друга. В Херсоне началась непростая ситуация. Продукты закончились, цены взлетели. Игорь Колыхаев (городской голова. – Gazeta.ua) начал бороться со стихийной торговлей, загонять людей в рынки. Организовали "муниципальный караул", который забирал продукты у людей, которые продавали на улицах. Однако эти стихийные рынки в период обострения гуманитарного кризиса помогали. Люди боялись ехать на центральный рынок. Проблемы с транспортом были, и не очень приятно видеть российских солдат с автоматами.

Был такой период, когда продуктов не стало вообще. Этим воспользовались оккупанты – сразу предложили так называемую гуманитарку из Крыма. Люди от безысходности шли за этими продуктами. Гуманитарный кризис был последовательно и своей цели достигли.

  Сергей Хлань: "Русские оккупанты назначили своих полицейских. Вылавливают украинских активистов, журналистов, общественных деятелей. Никакого правопорядка нет". Фото: Facebook
Сергей Хлань: "Русские оккупанты назначили своих полицейских. Вылавливают украинских активистов, журналистов, общественных деятелей. Никакого правопорядка нет". Фото: Facebook

Людям приходится покупать медикаменты на базарах. Там продают российские лекарства за наличные деньги. Это так?

Медикаменты продают на базарах. Бывает, люди прорываются – завозят небольшими партиями гуманитарную помощь. Есть целые группы обмена медикаментами. Ситуация очень сложная и ужасающая.

Все обналичивается. Хотя появились свои спекулятивные моменты – кто выдает наличные деньги за 10 процентов. Цены выросли и все за наличные деньги.

Сказали, что нужно проводить посевную кампанию. Тот посевной материал, который украли, продавали обратно

Как ситуация у фермеров Херсонщины?

Российские оккупационные войска воровали зерно, посевной материал на предприятиях. Новоалексеевский и великолепетский элеваторы разворовали. С начала оккупации с техники фермеров посливали все горючее. У меня на предприятии забрали пустой бензовоз в первый день. Но сказали, что заберут все предприятие, потому что я – фашист.

Забирали наличные. Впоследствии часть наличных вернули – у них изменилась политика. Сказали, что нужно проводить посевную кампанию. Посевной материал, который украли, продавали обратно. На вопрос, куда продавать продукцию, говорят: "Мы у вас все заберем". О ценах не знают, что отвечать. Может, бесплатно хотят забрать.

Обидно, что власти не дали разъяснения фермерам, как работать на оккупированных территориях. Недавно только заявили, что лучше воздержаться от посевной. Но сказали, когда посевная уже кончилась. Кто-то посеялся, кто-то – нет. Ситуация хаотична. Единственная надежда, что к жатве Херсонщину освободят.

Сеяли ли на ваших агропредприятиях?

Я не сеялся. Растет то, что посеяли с осени. Нет однозначного решения, как правильно делать. Если мы оккупантов к жатве выбьем, то это правильно. Если не выбьем, то не правильно. Со своими работниками это обсуждали. Дай Бог, чтобы нас освободили.

"Есть еще случаи, когда военные РФ отжимают предприятия целиком и полностью" рассказывали вы. А что сейчас на этих предприятиях?

Пока не отжали. Но сказали, если кто-то не будет работать, то найдут того, кто будет обрабатывать землю. Хотят разделить предприятия и земли среди тех, кто с ними будет лучше сотрудничать. Сейчас рассматривают несколько таких – мое, Ирины Барах (жена эксвоенного прокурора Анатолия Матиоса. – Gazeta.ua), Альберта Черепахи (владелец предприятий ООО "Агро-Содружество" и ЧП "Содружество-Юг"), имеет в обработке 20 тыс. га в Геническом районе. – Gazeta.ua). Одно американское предприятие. И арестованного Максименко, у которого есть хозяйство в Новотроицком. Все остальные работают.

Клубника по 20 гривен, крупная – по 60, огурцы по 10. Мелкие фермеры выбрасывают или продают на месте

В Крым якобы поставляют овощи из Херсона. Их покупают у фермеров или отбирают?

Покупают, но по цене более низкой себестоимости. Клубника по 20 гривен, крупная – по 60, огурцы по 10. Оккупанты покупают только у тех, кто может предложить большой объем. А мелкие фермеры выбрасывают или продают на месте.

Какова ситуация с правопорядком в городе и области? Есть ли такое понятие?

Они назначили своих полицейских. Вылавливают украинских активистов, журналистов, общественных деятелей. Никакого правопорядка нет. Еще ввели комендантский час, чтобы сделать невозможным партизанскую деятельность.

Как партизанское движение проявляется?

Появляются украинские флаги, листовки. В Геническе недавно сожгли прокуратуру. Широкомасштабных партизанских действий нет, потому что нет координации.

Технику стягивают. Она постоянно идет из Крыма. Оккупанты где-то неделю пытаются вести наступление

По сообщению Генштаба, российские военные собирают силы, чтобы пробовать прорваться в направлении Николаева. Вы тоже об этом говорили. А что именно стягивают, если есть такая информация?

Технику стягивают. Она постоянно идет из Крыма. Оккупанты где-то неделю пытаются вести наступление. Но не удается. Наши дают им так, что они откатываются до Чернобаевки. Несмотря на стягивание ресурсов, у россиян успехов нет.

Каковы сценарии освобождения области?

Ждем современное вооружение, которое уже поступает, и начинаем контрнаступление.

Мы готовы?

С конца мая будем.

Сейчас вы читаете новость «"Окупанты имеют свою тюрьму в Херсонской области. Ее прошли военнослужащие, журналисты, госчиновники" - Сергей Хлань». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть