Нужна ли экономическая блокада временно оккупированных территорий, почему надо вводить военное положение, что может быть альтернативой Минским соглашениям, - в интервью Gazeta.ua рассказывает народный депутат Андрей Ильенко.
Кроме изгнания Януковича, все другие требования Майдана или вообще не выполненные, или лишь частично. Деолигархизация не состоялась. Люстрация прошла лишь на бумаге. Борьба с коррупцией - декларативная. Огромные изменения состоялись в обществе. Но они не зацепили парламент, правительство, президентскую администрацию, политиков в целом, - говорит народный депутат от ВО "Свобода" 29-летний Андрей Ильенко.
Встречаемся 10 февраля в его кабинете в парламентских комитетах на ул. Садовой в столице.
Как изменились украинцы за последние три года?
Наконец почувствовали себя нацией. Мы внутренне консолидированы. Путин считал, рассыплет Украину, как карточный дом. Но украинцы проявили чудеса мужества. Немногие в мире сегодня могут так. В Европе точно никто. Кто еще несколько лет назад мог представить, что Украина на ровных может противостоять своему вечному врагу - России. При этом мы не просто не сдаемся, а держим свои позиции. Невзирая на крайне слабую власть, есть государство, волонтерство, добровольческое движение. Мы уже не колонизируемая нация без своего голоса.
Украинцы проявили чудеса мужества. Немногие в мире сегодня могут так. В Европе точно никто
Многие говорят, что Крым и Донбасс сможем вернуть лишь после распада России. Есть более оптимистичные сценарии?
Россия развалится, как и любая империя. Мы переоцениваем ее силу. РФ - это искусственно созданная страна. Ее раздирают географические, экономические, религиозные, национальные противоречия. Им нужны внешние войны, чтобы поддерживать внутреннюю консолидацию. Так не может длиться вечно. Россия истощается экономически, идеологически. Еще при жизни нашего поколения увидим полный крах Московии в ее нынешнем виде. Это не значит, что должны просто сидеть и ожидать. Должны действовать, развивать свою страну и защищать ее.
Донбасс и Крым не вернутся просто из доброй воли России. Должны сделать это сами военно-политическим путем. Вполне возможно - в момент внутреннего кризиса в России. Должны готовиться к этому.
Мы переоцениваем силу России. Это - искусственно созданная страна. Ее раздирают географические, экономические, религиозные, национальные противоречия
Международные партнеры помогут нам продержаться к тому моменту?
Наша внешняя политика в корне не правильна. Часто не имеем своего голоса. Делаем все, что нам говорят снаружи. А часто наши партнеры не выполняют свои обязательства. Как, например, с безвизовым режимом или Соглашением об ассоциации. Относятся к нам, как к людям, с которыми можно вести себя без уважения. К сожалению, нынешняя и предыдущая власть к этому довели. Сдали третий в мире ядерный потенциал. Президент подписал Минские соглашения. Там сказано, Россия не является стороной конфликта. Противостояние происходит между Украиной и ОРДЛО. Й мир начинает склоняться к лживой российской версии. Мол, в Украине внутренний конфликт, "гражданская война".
РФ ведет себя агрессивно, нагло. Не хочет идти ни на какие компромиссы. В то же время, наша дипломатия готова к почти всем возможным уступкам. Запад рассуждает: "Давайте все вместе нажмем на Украину. Возможно, получим результат, который удовлетворит Россию". С нами начнут считаться, если мы ни на сантиметр не будем отступать от своих принципиальных позиций.
Ожидаем, когда кто-то решит нашу судьбу. А нужно брать ее в свои руки. Инициировать создание Балто-Чорноморського альянса стран Восточной Европы, Кавказа, Турции, Балкан. Должны апеллировать к Будапештскому меморандуму, к нашим гарантам - США и Великой Британии. Они ошибаются, если думают, что Украиной все ограничится.
Как они могут нам помогать?
Что нужно для войны? Оружие и деньги.
Почему почти не помогают?
Боятся привести в раздражение Москву.
Но Европа должна понимать - Россия не остановится, будет действовать дальше. Можно закрыть глаза на Украину, как в свое время сделали относительно Чехословакии. Но тогда придется дорого за это платить в будущем. Европе стоит объяснять - перед вами Россия, которая абсолютно не исповедует ваши ценности. Сегодня западный мир имеет все возможности заставить РФ к чему-нибудь небольшими силами. Но каждый раз, отдаляя этот момент, делает Россию сильнее и более наглой. Сама же наоборот - слабеет. В итоге ситуация напоминает события в Европе перед началом Второй мировой войны.
Что нужно для войны? Оружие и деньги
"Свобода" предлагает парламенту принять восемь законопроектов, чтобы выбраться из тупика, в который зашли на Донбассе. В чем суть этих инициатив?
Это первоочередные законопроекты, которые касаются прекращения торговли с оккупированными территориями и разрыва дипломатических отношений с Россией. Законопроекты №0002 "О денонсации договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией", №1206 "О зеркальных имущественных санкциях относительно РФ", №1135-1 "О гражданском оружии и боеприпасах", №2066-я "О запрещении торговли со временно оккупированными территориями Украины", №3213 "Об эмбарго на импорт товаров полученных (выработанных) на таможенной территории государства-агрессора", №4808 "О внесении изменений в закон "О международных договорах Украины относительно прекращения международных договоров Украины заключенных с государством-агрессором", проекте постановления "О расторжении дипломатических отношений с Российской Федерацией", проекте постановления об обращении Верховной Рады к Кабинету министров относительно денонсации соглашения между правительством Украины и правительством РФ о безвизовых поездках граждан Украины и России. Очевидно, постановить надо будет еще немало законов. Потому что наша армия на российскую агрессию ответила, а украинский политикум, к сожалению, нет.
Что мешает?
Большинство законопроектов подано в 2014-2015 годах. Они давно зарегистрированы в Верховной Раде. Но нынешняя власть избрала политику сидения на двух стульях. Когда им нужно, говорят, в Украине война. На любую критику отвечают, что это работает агентура Кремля. С другой стороны, когда от них требуют реальных действий относительно защиты Украины от агрессора, то начинают рассказывать об АТО, что не можем прекратить торговлю с Россией и временно оккупированными территориями, разорвать дипломатические отношения с Москвой. Это - порочная политика.
Работает шахта или завод на оккупированной территории и не платит налоги оккупационной власти? Кто верит в этот бред?
То есть?
Возьмем торговлю с оккупированными территориями. Она направлена против наших национальных интересов. Мы даем деньги для поддержки оккупационного режима на этих территориях. Эти средства они используют на закупку боеприпасов и оплату наемников, которые убивают наших солдат. При этом не модернизируем свою энергосистему. Справа не только в угле. Уголь - это просто наиболее раскрученная тема.
Финансируем войну против себя. Раньше власть отмалчивалась на эти вопросы. Теперь открыто говорит - это не плохо, это хорошо. Мол, работающие там предприятия не платят террористам налоги. Они что, издеваются над нами? То есть, работает шахта или завод на оккупированной территории и не платит налоги бойовикам, оккупационной власти? Кто верит в этот бред? К какому цинизму надо дойти, чтобы такое говорить. Дальше - коррупция, потому что это - схемы, черные деньги. Уже молчу о формуле Роттердам+. В итоге платим значительно больше, чем реальная стоимость угля. Олигархия на этом зарабатывает. Та же олигархия, которая раздувала войну, давала деньги террористам. Плюс уничтожаем морально своих граждан и боевой дух армии. Потому что солдаты воюют, в них стреляют, они погибают. А рядом полным ходом идет торговля, туда-сюда ходят эшелоны, фури.
Нужна полная экономическая блокада. Мы не можем помочь тем, кто находятся на временно оккупированной территории. Можем им помочь, когда придут на подконтрольную нам территорию. В ужасном положении этих людей винная Россия. Потому что она оккупировала эти территории.
Если бы предлагаемые законы постановили, какая ситуация была бы сегодня?
Как минимум, не имели бы юридических проблем.
Во-вторых, в наших руках был бы полный экономический контроль над территориями Крыма и Донбасса.
В-третьих, имели бы понятную внешнюю политику. Украина с первого дня занимала бы супержесткую и непримиримую позицию, что это - российская оккупация. Если руководители нашего государства соглашаются на выгодные Москве формулировки, то почему удивляемся, что Меркель, Олланд или еще кто-то заявил?
Как бы Украина должна была реагировать на обострение в Авдеевке?
Реакция официальной власти была слаба. А армия проявила себя замечательно. Выполнила все поставленные перед ней задания.
Как только началось обострение в Авдеевке, "свободовци" инициировали внеочередную сессию Верховной Рады с конкретной повесткой дня - восемь законопроектов и проектов постановлений. Они являются первоочередными шагами, которые должна была бы сделать Украина.
В ответ на обстрелы нашей территории нужно выключить все ресурсы, которые туда поступают. Это быстро прочистило бы мозг многим. Но наша власть не делает этого.
Можно ли связывать обострение в Авдеевке с частичной блокадой железнодорожного сообщения с оккупированными территориями?
До сих пор поставляем туда большое количество товаров, воду, электроэнергию, газ. Говорят, там сети единственные. Если отключим их, отключатся и на нашей территории. Но за три года эту инфраструктуру надо было отмежевать. Это стоило бы денег. Однако точно обошлось бы дешевле, чем сейчас тратим на дотирование оккупационного режима.
В ответ на обстрелы нашей территории нужно выключить все ресурсы, которые туда поступают. Это быстро прочистило бы мозг многим
Появилась информация, что Украина закупает российские двигатели для БТР через Молдову. Парламент на это должен отреагировать?
- Надо принять закон "Об эмбарго на импорт товаров, полученных или выработанных на таможенной территории государства агрессора". Идет речь не только об этой истории. Это государственная политика. Здесь война, а здесь - не война, а торговля, договоренности, коррупция. С этим надо заканчивать.
Как это сделать?
Через общественное давление. За три года если и были какие-то правильные решения, то они достигались лишь общественным давлением.
Это государственная политика. Здесь война, а здесь - не война, а торговля, договоренности, коррупция
Есть ли альтернатива Минским соглашениям?
Альтернатива есть. Но не всем она нравится. Надо вернуться к Будапештскому формату. Украина из доброй воли отдала третий в мире ядерный потенциал. Сегодня с нами одни повели себя подло, а другие не выполняют своих обязательств, не помогают нам. Поэтому не нужно бояться сказать - если вы игнорируете условия договора, то мы оставляем за собой право на возобновление ядерного потенциала.
Нам нужны прямые безопасные договоры с США и Великой Британией. Это должно быть приоритетом нашей внешней политики. И следует добиваться создания Балто-Чорноморського альянса.
Стоит вводить военное положение?
Его должны были ввести еще в марте 2014 года. "Свобода" требовала это, когда аннексировали Крым.
Здесь существует много мифов. Военное положение - это не объявление войны какой-то стране. Это закон, который предусматривает, что мы перестраиваем экономику, государственный аппарат, правовую систему под условия военных событий. Максимально используем все наши ресурсы - человеческие, экономические, технологические, государственные для потребностей обороны. Этого не сделали. Если бы сделали, была бы невозможная вакханалия с торговлей и контрабандой на Донбассе. И мировое содружество хорошо понимало бы нашу позицию относительно событий там.
Как быть с гражданами, которые постоянно пересекают линию разграничения за пенсиями, зарплатами или ездят за продуктами или к родственникам?
"Лодочный" формат - жизнь между тем, и тем не способствует завершению конфликта. Напротив, дает возможность игнорировать эти все обстоятельства. Идет война, а можно поехать за зарплатой, купить там что-то, перевезти сюда. И ситуация начинает восприниматься как будничная, нормальная.
Мы не можем отвечать за нашего гражданина, когда он находится на временно оккупированной территории. Он там вне нашей защиты. В любой момент может стать заложником, мишенью какой-то провокации. Те, кто хоть немножко засветились там в проукраинской деятельности, шансов оставаться не имели. Кто-то просто патриот Украины, но непричастный к партиям, движениям. Однако это все равно опасно. В любой момент можно подвергнуться фатальным проблемам.
Не можем отвечать за нашего гражданина, когда он находится на временно оккупированной территории. Он там вне нашей защиты
Стратегически наша позиция, сравнительно с российской, лучше, чем два года тому, когда следовали бои за Дебальцево?
К сожалению, на уровне тылового руководства Вооруженных сил до сих пор остается много советчины и коррупции. Но армия значительно сильнее, чем это было в позапрошлом году. Тем временем Россия истощается, переживает серьезный экономический кризис. Там все держится на деньгах. Сегодня перестанешь платить силовым структурам, отдельным регионам - завтра они помашут рукой. Время на нашей стороне.
Что нам по силам изменить в стране в этом году?
"Свобода" не влияет на формирование государственной политики. Максимум, что можем делать - останавливать какие-то действия и предлагать альтернативу. Но, чтобы ее реализовать, нужные голоса в парламенте и люди в исполнительной власти.
У нынешней власти не вижу желания делать реформы. Они пытаются просто удержать ситуацию под контролем, сохранить статус-кво. Думают всего на несколько месяцев вперед. Не ставят перед собой никаких стратегических, глобальных целей.
Комментарии
10