Сказать, что политическая ситуация в Украине неудовлетворительная - это уменьшить проблему. Рейтинг главы государства упал ниже 10%, но политологи говорят, что это не имеет значения. На следующих выборах решающим будет не рейтинг доверия, а наоборот - антирейтинг, то есть мы будем выбирать не наилучшего, а наименее плохого. При таких условиях единственная надежда остается на гипотетическую "третью силу", которая будет представлена достойным кандидатом. Может ли стать такой силой движение ветеранов АТО, есть ли среди атошников настоящий политический лидер и может ли он что-то изменить, об этом мы поговорим с политическим экспертом Кириллом МИХАЛЬЧУКОМ.
Многие сравнивают украинский конфликт с тем, который пережила Хорватия в 1991-95 годах. Сегодня Хорватия вполне успешная страна, а движение ветеранов освободительной войны едва ли не самая влиятельная политическая сила страны. Смогут ли ветераны АТО использовать хорватский опыт и стать движущей силой, которая выведет Украину из кризиса?
Действительно, есть большой соблазн провести аналогии. Обе страны подверглись агрессии, обе вынуждены были защищать независимость. Но Хорватия смогла решить свои проблемы, в то время как мы все еще находимся в состоянии войны и глубокого экономического кризиса. Что же касается ветеранского движения в Украине, то по большому счету его просто нет. В Украине существует много различных ветеранских и вокруг ветеранских объединений и общественных организаций. Большинство из них - мелкие и ограничены в ресурсах, чтобы играть какую-то роль в общественной жизни государства. 99,9% союзов ветеранов АТО заняты проблемами земельных участков, квартир, справок, удостоверений. На политику или общественную деятельность не хватает времени.
Почему на Ваш взгляд сложилась такая ситуация?
В этом есть вина и самих ветеранов. Проявляются особенности нашего менталитета - где два украинца, там три гетмана. То есть пусть я буду руководителем организации, в которой кроме меня еще два заместителя и которая вообще не может претендовать на какие-то действия, чем буду рядовым членом влиятельного движения. Но самая главная причина - то, что такое положение вполне удовлетворяет действующую власть. Существующая властная элита, если можно ее так назвать, настолько слаба, что не может выжить в конкурентной среде. Поэтому сейчас применяются все методы, чтобы разъединить, раздробить и скомпрометировать ветеранские организации.
Власти считают ветеранов АТО конкурентами?
Безусловно. Согласно опросу особым уважением и доверием сейчас пользуется церковь и военные, прежде всего добровольцы. Именно они создают наибольшую опасность для существования правящей верхушки.
Вы говорите, что вообще не видите активности среди ветеранов. Но в Верховной Раде есть участники боевых действий.
Сказать, что активности нет вообще - это преувеличение. Она очень низкая. Относительно ветеранов, которые сейчас являются депутатами, то казалось бы они действительно уже являются политиками, но реальность несколько иная. Компания здесь достаточно разнообразна, как и обстоятельства, которые их привели в парламент. Но в большинстве это совершенно случайные люди, популярность которых просто использовали на момент выборов. После окончания каденции вряд ли кто-то из них сможет продолжить политическую карьеру.
Но есть несколько отдельных игроков, которые проявляют политическую активность. Это Надежда Савченко, Андрей Белецкий, Тарас Костанчук и Дмитрий Ярош.
Они имеют политическое будущее?
Они сейчас политически активные. К чему эта активность приведет, это другой вопрос.
Надежда Савченко - бренд без всякого материального воплощения. Ее рекламный образ настолько отличается от оригинала, что эксплуатировать его дальше невозможно. Сама же пани Савченко не сможет выстроить какой-то политической концепции. Ей не хватит ни знаний, ни способностей.
Андрей Билецкий и Дмитрий Ярош - весомые игроки, хотя их позиция тоже не выглядит слишком сильной. Они похожи. Похожие их взгляды, оба исповедуют радикальный национализм, оба долго были связаны с националистическими движениями, в обоих в Украине достаточно неоднозначное отношение, несмотря на их проукраинскую позицию и участие в АТО. В случае выборов им придется бороться за одних и тех же избирателей. Но избирателей будет не много, украинцы в большинстве не поддерживают ультранационализм. Кроме того, пик их популярности прошел, такие фигуры нужны во время революций. Строительство государства - не их сфера. Ни один из них не имеет экономической, социальной, правовой программы. Их могли бы использовать какие-то влиятельные силы, но Ярош и Билецкий не позволят собой управлять. Они имеют свои амбиции и вряд пойдут на компромиссы, тем более - с властью.
Что касается Тараса Костанчука, то его позиция толерантна. Его взгляды радикально проукраинские, но не националистические. Если пойдет на выборы, то будет иметь большую поддержку. Во-первых, благодаря умеренной позиции, во-вторых, потому, что имеет собственное видение развития государства. Если рассматриваем чисто ветеранское среду, то наиболее оптимистичным сегодня выглядит политическое будущее именно Тараса Костанчука.
Он будет выставлять свою кандидатуру на следующих выборах? Пойдет самостоятельно или в составе политической силы?
Скорее всего, он пойдет на выборы. Предложений от заинтересованных политических сил будет достаточно. Но до выборов еще есть время. До 2019 года Тарас Костанчук сможет стать вполне самостоятельным игроком.
Комментарии