пятница, 01 апреля 2022 09:30

Спецтема: Война России против Украины

"На 9 мая у россиян не будет техники, чтобы проехала по Красной площади, если еще будет парад" – полковник Юлий Мамчур

Украине нужно переходить на западные образцы авиационной техники. Так в свое время поступила Польша. Этим нужно будет заняться сразу после победы. Сейчас наши пилоты показывают высокий профессионализм, несмотря на то, что до сих пор летают на советских самолетах. Хотя количественно российская авиация превалирует, результат в нашу пользу удивляет весь мир. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал полковник Юлий Мамчур. Он бывший командир 204 Севастопольской бригады тактической авиации. С начала войны мобилизовался в Вооруженные силы.

Когда поняли, что возможно полномасштабное вторжение России в Украину?

Понимал еще в 2014 году. Руководство России, вероятно, решило подготовиться. Все эти восемь лет они не жалели средств, чтобы модернизировать свою армию, доукомплектовать. К концу 2021 года на начало 2022-го считали, что достигли своего максимума. А события в Украине показывают, что их максимум переоценен.

Сейчас российские боевые самолеты, атакующие города Украины, вероятно, вылетают и из военных аэродромов в Крыму "Бельбек" и "Кача". В 2018 году оккупанты построили новую взлетную полосу в "Бельбеке". Уже тогда готовились?

- В целом, подготовку они начали в 2012 году. А очень активно с 2014 года. Тогда модернизировали аэродромную сеть у границ с Украиной. А с 2015 года начали модернизировать "Бельбек". Но не строили вторую полосу. Они старую демонтировали и сделали на ее месте другую. Она шире и длиннее. Может принимать стратегические бомбардировщики.

Враг фактически потерял в Украине воздушную армию. Это лучше подготовленные экипажи. Поэтому это сокрушительный удар украинской системы против воздушной обороны по авиации РФ

С 1992 года РФ до начала вторжения в Украину Россия по официальным данным потеряла 438 боевых и грузовых самолетов. До этого еще есть несколько неподтвержденных. За месяц войны с нами они лишились 115 самолетов. Как вы оцениваете такой результат?

В первые часы 24 февраля они имели цель разрушить систему управления, повредить стратегические военные объекты. Наносили удары своими высокоточными ракетами, как они говорят, "Калибрами", "Искандерами". Ошиблись. Наша система ПВО, аэродромы, авиация сохранили свои боевые возможности. И цифры, которые наш Генштаб публикует о потерях противника, около 126 самолетов и 137 вертолетов – это практически воздушная армия. Это 4 полка самолетов и 4 полка вертолетов. Смотрел видео в интернете с пленными пилотами. Там все – от майора и выше. Это лучшие подготовленные экипажи. Поэтому это сокрушительный удар украинской системы против воздушной обороны по авиации РФ. Они к началу агрессии имели примерно 330-340 самолетов вокруг границ Украины и около 250 вертолетов. Уничтожили более трети самолетов с высоко подготовленными экипажами и половину вертолетов.
Все те войны, которые проводила РФ, в последние годы и в Грузии, и в Сирии, фактически были без активного противодействия ПВО. Конечно, засыпать бомбами мирное Алеппо, когда у них нет ПВО – это одно дело, а другое – когда против тебя работают и система противовоздушной обороны и авиация. Поэтому результат разный.

Мировые аналитики удивляются, насколько гнилая система в вооруженных силах РФ

Они же показывали себя как супер военное государство.

Все мировые аналитики удивляются, насколько гнилая система в вооруженных силах РФ. Самолеты они позиционировали как 4++. А на самом деле это обычные советские самолеты с небольшими усовершенствованиями. Поэтому после победы будет много аналитических статей, где будут изучать эту ситуацию. Как мы при меньшем количестве летательных аппаратов, средств ПВО и Вооруженных Сил добились таких успехов.

Автор: Тарас Подолян
  У Юлия Мамчура 30 лет опыта работы в авиации. Был командиром 204-й Севастопольской бригады тактической авиации имени Александра Покрышкина, которая дислоцировалась на аэродроме "Бельбек" под Севастополем. 27 февраля 2014 аэродром захватили российские военные. Заблокировали въезд и взлетную полосу. Полковник Мамчур с подчиненными вышли с флагом Украины и боевым флагом воинской части и, исполняя украинский гимн, двинулись против российских военнослужащих. Фото и видео этого облетели весь мир. После Юлия Валерьевича взяли в плен. Четверо суток держали на гауптвахте. Сидел в одиночной камере. ФСБшники убеждали перейти на сторону России. 28 марта 2014 года он вместе с бригадой вышел с полуострова. Сначала дислоцировались в Николаеве. Потом – в Луцке. Был народным депутатом восьмого созыва от "Блока Петра Порошенко".
У Юлия Мамчура 30 лет опыта работы в авиации. Был командиром 204-й Севастопольской бригады тактической авиации имени Александра Покрышкина, которая дислоцировалась на аэродроме "Бельбек" под Севастополем. 27 февраля 2014 аэродром захватили российские военные. Заблокировали въезд и взлетную полосу. Полковник Мамчур с подчиненными вышли с флагом Украины и боевым флагом воинской части и, исполняя украинский гимн, двинулись против российских военнослужащих. Фото и видео этого облетели весь мир. После Юлия Валерьевича взяли в плен. Четверо суток держали на гауптвахте. Сидел в одиночной камере. ФСБшники убеждали перейти на сторону России. 28 марта 2014 года он вместе с бригадой вышел с полуострова. Сначала дислоцировались в Николаеве. Потом – в Луцке. Был народным депутатом восьмого созыва от "Блока Петра Порошенко".

Есть какая-то шкала среди военных лётчиков по мастерству? Кто считается самым искусным в мире?

Эффективность пилота зависит от самолета, на котором он летает. Наши самолеты еще из Советского Союза. Они четвёртого поколения. Некоторые из них прошли модернизацию, ремонт. Но не стали более эффективными. Средства поражения на них такие же, как на них стояли в те времена. То есть, мы не сделали большой шаг вперед. Разница между российской и американской авиацией ощутима. Американские пилоты более 20 лет летают на самолетах пятого поколения F-22. И сейчас у них активно развивается программа F-35. Это универсальный воздушный боец. Применяется для авиации, морской авиации и корпуса морской пехоты. Этот самолет имеет средства поражения, применяя которые пилот практически не входит в зону действия зенитно-ракетных комплексов. Радиолокационные системы на борту мониторят все пространство вокруг зоны боевых действий на дальности до 600 километров. Пилот получает всю информацию об угрозах на монитор. Может маневрировать между всеми зонами поражения, если будет такая задача. Или применит средства поражения, которые есть на самолете, не входя в зону действия российских комплексов С-400, скажем для примера. Поэтому эффективность пилота зависит от того оружия, которым владеет.
Авиация – это всегда дорогое удовольствие. Необходимы большие средства и для подготовки личного состава тоже. Это не только пилоты, но и инженерно-технический состав и механики. И сами по себе авиационные средства поражения – ракеты стоят миллионы.

Точность нанесения ударов нашими артиллеристами, ракетными подразделениями поражает

Один из их самолетов Су-35 сбил мобилизированный работник Укрпочты. Против истребителя у него была старая "Игла" – переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низко летящих вертолетов и самолетов.

Это хорошо подготовленный специалист. Ученый. Умеет использовать то, что у него есть на вооружении. Если бы у него был "Стингер", он им тоже умело воспользовался бы. Наше ПВО сбивает российские самолеты на большой высоте, поэтому для нанесения ударов они прижимаются к земле. Тогда они попадают в зону поражения наших военных, которые ходят с ПЗРК. Если воин заметил вовремя, то одним пуском фактически уничтожает самолет за 50 миллионов долларов.
И точность нанесения ударов нашими артиллеристами, ракетными подразделениями поражает. Крайний случай попадания "Точки-У" в порту Бердянска. С такой ювелирной точностью попасть – это высокий профессионализм.

Пускают крылатые ракеты из акватории Черного и Азовского морей или с территории Беларуси или РФ. Дальность полета этих ракет до 5500 км

Есть информация, что их сверхзвуковые самолеты Ту-22-М, которые могут нести на борту 45 тонн бомб, уже бомбят украинские города. Фактически такой самолет может нести одну бомбу, способную стереть небольшой город.

Ту-22-М3 – это бомбардировщик, который может нести и ракеты с ядерной боеголовкой. Они не применяются над территорией Украины. Здесь летают их "сушки" преимущественно. Поэтому так много наших ПВО их насбивали. А также используют стратегические бомбардировщики ТУ-169 и Ту-95, которые пускают крылатые ракеты из акватории Черного и Азовского морей или с территории Беларуси или РФ. У них база в русском городе Энгельс. Поднимаются с того аэродрома, выходят на заданный рубеж и пускают крылатые ракеты. Эти ракеты имеют дальность полета до 5500 км. Практически вся территория Украины находится под прицелом. Нас немного бережет, что эти ракеты очень дорогие, и их немного у противника. Но все равно, имея на вооружении около 200-300 таких, представляют опасность для нашей инфраструктуры.

У нас было время на создание своей системы противоракетной обороны. Сейчас зависим от поставок наших партнеров

НАТО предоставит современные системы ПВО. Это может стать аналогом "железного купола", как в Израиле? Из чего мы сейчас можем сделать свою систему защиты?

Израиль над своим "железным куполом" работал довольно долго. Мы такую систему не создали.
Нам по наследству от Советского Союза остались элементы системы ПВО. Но Янукович с 2010 года фактически разрушил эту систему. У нас были зенитные ракетные системы С-200. Могли доставать стратегические бомбардировщики на территории России и в акватории Черного моря. Дальность пуска ракеты была около 250 километров. Но в 2012 и 2013 годах фактически все эти зенитно-ракетные комплексы были сняты с боевого дежурства. У нас остались ракетные комплексы с дальностью стрельбы до 75 км. Поэтому так быстро нарастить и создать свою систему ПВО, которая закрыла бы полностью куполом всю Украину, нам не удастся. Это огромное количество финансов, а времени у нас нет. Но если наши западные партнеры дадут нам какие-то элементы, то мы сможем прикрыть хотя бы самые большие города Украины и критическую инфраструктуру, по которой обычно целит наш враг.
У нас было время на создание своей системы противоракетной обороны. Но финансирование было очень маленьким. Поэтому не смогли выйти на какой-то экспериментальный образец, конкурирующий с иностранными аналогами. Сейчас зависим от поставок наших партнеров.

Автор: Тарас Подолян
  Юлий Мамчур: "Все те войны, которые проводила РФ, последние годы и в Грузии, и в Сирии, фактически были без активного противодействия ПВО. Конечно, засыпать бомбами мирное Алеппо, когда у них нет ПВО – это одно дело, а другое – когда против тебя работают и система противовоздушной обороны и авиация. Поэтому результат разный".
Юлий Мамчур: "Все те войны, которые проводила РФ, последние годы и в Грузии, и в Сирии, фактически были без активного противодействия ПВО. Конечно, засыпать бомбами мирное Алеппо, когда у них нет ПВО – это одно дело, а другое – когда против тебя работают и система противовоздушной обороны и авиация. Поэтому результат разный".

Пилоты военно-воздушных сил Украины говорят, что им удается отразиться от атак россиян, но им нужны более совершенные самолеты и технологии. Кто и как это может решить?

Если нам дадут современные самолеты, то нужно время на освоение пилотами как минимум три года. У нас его нет. А самолеты, на которых мы летаем, те же Миг-29 есть и на вооружении Польши, нас бы существенно поддержали.
У нас в свое время была хорошая модернизация самолетов типа Миг-29 и Су-27, но ее не профинансировали из государственного бюджета. Поэтому количество модернизированных самолетов критически мало.
Также у нас есть предприятие, занимающееся авиационными средствами поражения. Могут создать авиационную ракету, которая летит в воздухе до 100 километров. Но тоже это нужно было финансировать. Наши ракеты сейчас летят в пределах 50-60 км. Этого недостаточно.

С 2002 по 2004 год ударную авиацию Украины стерли в ноль

Этим нужно было заниматься все годы независимости Украины. Но 1990-е стали критическими для Вооруженных Сил и для авиации тоже. Сокращения и постоянные организационно-штатные изменения привели к оттоку подготовленного лётного и технического состава. Уменьшение количества авиационных частей. А сокрушительный удар нанесли с 2002 по 2004 год, когда фактически ударную авиацию Украины стерли в ноль. У нас были две дивизии ударных самолетов Су-24. Осталась одна бригада. Имели также много полков истребительной авиации. Их просто за эти два года сократили. Технику либо продали, либо стоит на стоянках до сих пор и нуждается в ремонте. Не было системной работы. Россию не считали угрожающей нам страной. И это была наша величайшая ошибка. И плюс то, что мы начиная с 1997 года имели Хартию об особом партнерстве с НАТО и так и не продвинулись в этом. Это тоже повлияло на то, что имеем сейчас.

Российских военных призывают сдаваться в плен вместе с техникой за вознаграждение. Могут ли пилоты сдаться с боевыми самолетами?

Вполне возможно. Украинское государство обещает миллион долларов пилоту, если перегонит боевой самолет. За вертолет – 500 тысяч.


Россияне обрезают стропы в парашютах своих пилотов, чтобы те не могли катапультироваться, если самолет собьют в Украине. Пилоты могут знать, что улетают в одну сторону?

Обычно, пилот сам не укладывает свой парашют. Есть специальная служба в воинской части, занимающаяся укладкой этих средств спасения. Потому пилот может этого и не знать.

Украина должна постепенно переходить на западные образцы авиационной техники

Командование Воздушных сил в мае 2020 года показало план развития на ближайшие 15 лет. Начиная с 2023 года, должны были приобрести несколько единиц современных истребителей, а после 2025 года взяться за полноценное укомплектование войск самолетами нового типа. Почему за все годы у нас так и не появилось современного боевого самолета даже одного?

Я большой поклонник того, чтобы мы постепенно переходили на западные образцы авиационной техники. Лоббировал тему, чтобы Украина для начала получила хотя бы эскадрилью F-16. Чтобы этот самолет стал переходной ступенью к более современным. Польша прошла весь этот период. Да, у них не было войны и у них были деньги на это все. Они смогли реализовать эту программу, потому что военно-политическое руководство государства стремилось сделать воздушные силы более боеспособными.
Один самолет стоит в районе 50 миллионов долларов. А к нему нужно еще научить летчика, персонал. Много оборудования наземного. Эти самолеты нуждаются в совершенно ином качестве покрытия аэродромов. Если эти цифры прибавить, то они превышают годовой бюджет Вооруженных сил в разы. Да, мы не смогли построить современные воздушные силы. Я уже не говорю о средствах ПВО, таких как "Patriot", которые фактически могли закрыть небо над Украиной. Стоимость дивизионного комплекта там достигает нескольких миллиардов долларов. Все это деньги, время и решения военно-политического руководства.

Например, Словакия подписала с США контракт на закупку 14 американских самолетов F-16 в 2019 году. Стоимость контракта – $1,8 млрд.

После нашей победы этот вопрос станет насущным. Мы не отказываемся от той техники, которая у нас есть. Будем поддерживать по возможности. Но переход на западное вооружение нужно делать. Лучшим помощником нам в этом станут США. Это будет уже после победы.

Средний налет натовского пилота от 200 часов в год. Обычно у нас средний налет 50-60 часов. Это считается очень неплохо

Как вы оцениваете подготовку наших пилотов?

Я пилот с 30-летним стажем. Моя жизнь с 1992 года по 2019-й фактически проходила в авиации. Крайние годы занимался не столько полетами, а тем, чтобы было надлежащее обеспечение авиации и Вооруженных сил. Всегда хочется, чтобы пилот летал как можно больше. От этого зависит его натренированность. Средний налет натовского пилота от 200 часов в год. Обычно у нас средний налет 50-60 часов. Это считается очень неплохо. В начале 2000-х было такое, что несколько лет я совсем не летал. Затем 5-6 часов в год. Можете представить натренированность пилота с 5-часовым налетом? 2014 год показал, что авиация очень эффективна. Количество налетов постоянно росло. Но оно не достигало натовских показателей. Прежде всего, это средства. При этом наши пилоты умело ведут воздушные бои, наносят бомбовые удары. Это говорит о профессионализме и одаренности.

Для вас стало неожиданностью то, что большинство россиян одобряют действия Путина и поддерживают войну?

Там много лет пропаганда со всех экранов демонизирует украинцев. Я ничего другого от них и не ожидал. Там 70 процентов населения ни о чем не беспокоятся - лишь бы поесть и поспать. Но их позиция привела к тому, что тоталитарная система управления государством укреплялась с каждым годом. Теперь достигла вершины. Они несут ответственность за действия Путина. Им было все равно и так они вырастили этого упыря.

Пока россияне не воевали, могли пугать весь мир. Как только начали активные боевые действия против Украины, разрушили свой миф о непобедимости

В чем сейчас самая большая ошибка военного командования РФ? Где их слабые места?

Переоценка боеспособности своего войска, недооценка боеспособности Вооруженных сил Украины и нашего сопротивления. Их слабые места повсюду. Коррупция пронизала всю систему. Пока они не сражались, могли пугать весь мир. Как только начали активные боевые действия против Украины, фактически разрушили свой миф о непобедимости. На 9 мая у них не будет техники, чтобы проехала по Красной площади, если будет парад.

Каким будет завершение этой войны?

Победа будет за Украиной. Сроки будут зависеть от помощи, которую нам предоставят партнеры. Если ее будет больше и оружие будет более эффективным, то и победу одержим в ближайшие сроки. Если оружие будет только для обороны, то война может растянуться во времени. За эти недели из-за границы вернулось более 500 тысяч украинцев. Они бросили свою работу, чтобы защищать страну. Огромное количество отрядов ТРО, есть эффективное сопротивление на местах, партизаны. С этим бороться невозможно.

Сейчас вы читаете новость «"На 9 мая у россиян не будет техники, чтобы проехала по Красной площади, если еще будет парад" – полковник Юлий Мамчур». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть