В понедельник утром в Печерский суд Киева подходят три активистки движения "Фемен". На них черные юбки и светлые блузки, на голове - коса бубликом, как у Юлии Тимошенко. Милиционеры заслоняют им дорогу. Девушки рвут на груди блузки, милиционеры хватают их под руки и пытаются оттянуть в сторону.
- Это нарушение общественного порядка! - кричат ??правоохранители.
- А чего вы их не пускаете? - спрашивает милицию депутат-"нунсовец" Геннадий Москаль, который стоит неподалеку. - Суд же открыт.
Девушкам позволяют подойти к двери суда, но внутрь не пускают. Они разворачиваются и уходят.
В зал первыми пускают причастных к судебному процессу. Заходит жена подсудимого Ирина Луценко и депутат-"нунсовец" Юрий Гримчак. Появляется человек в рясе, который называется, владыкой Иоанном. Последних пускают журналистов. Всем желающим не хватает места. Пожилая женщина обращается к милиционеру с просьбой пустить. Тот "успокаивает":
- А вы не переживайте! Вечером включите телевизор и посмотрите.
В зале - жара и давка. Луценко обращается в суд.
- Прошу приобщить к моей защите Геннадия Москаля и предоставить новому защитнику Алексею Баганцу срок до 20 июля для ознакомления с делом. Ведь дело шито белыми нитками - там есть показания двух различных свидетелей, которые поставили идентичные подписи под идентичными протоколами допросов. Надо исследовать каждую страницу дела - невозможно изучить 10 тысяч страниц за 11 дней, которые были в Баганца, - сказал Луценко.
Судьи шепчутся между собой. Луценко листает книгу "История Китая". На скамье у Луценко лежит еще одна - "Китай. Религия и власть". Суд объявляет перерыв и уходит в совещательную комнату. Луценко обращается к журналистам:
- Пойдите подышите, ибо пока судья Вовк дозвониться по директивы - будет долго.
Журналисты не идут - задают вопросы.
Предлагала ли вам Генпрокуратура договориться?
- Только раз. Говорили, как скажу, что заказчиком Дня милиции, за который меня судят, была Юлия Тимошенко - то буду проходить по делу свидетелем. Мой ответ был коротким и нецензурным.
Каких реформ нуждается судебная система?
- Первое - суд присяжных. Суд незаангажированных людей. Второе - право апеллировать в европейские суды - в суды, например, Праги или Варшавы. В Сингапуре нет коррупции, потому что там приняли закон, согласно которому решение суда можно обжаловать в Лондонском суде. У нас же суд примет любое решение за деньги.
- Кто там у двери? - кричат ??из зала. - Позовите уже судью - он уснул там, что ли?
Поддержать экс-министра к зданию суда пришли около 20 человек. Поют украинские песни. Между тем восклицают:
- Януковича на нары, Луценко на Канары! ГПУ на Колыму!
Суд возвращается через два часа. Судья Вовк объявляет:
- Геннадий Москаль не может быть защитником, потому что его будут вызывать в качестве свидетеля. Оснований для отложения заседания для ознакомления защитников с делом нет.
- Ваша честь, как же он будет свидетелем, если его нет в списке свидетелей, утвержденным генпрокуратурой? - кричит Луценко. - Такое решение суда доказывает, что Волк боится Москаля. Ведь именно Москаль предоставил информацию, что против судьи Вовка возбуждали уголовное дело. Как я понимаю, суд может обойтись и без защитников, и без свидетелей, а также без меня. Скоро на Лукьяновском СИЗО повесят плакат "Не убий, не укради - власть не любит конкуренции".
Адвокат Фомин обращается в суд:
- Обоснуйте, почему Луценко до сих пор находится за решеткой. Он же не пытается убежать. Я снова подаю ходатайство об изменении меры пресечения на такой, который не связан с содержанием под стражей.
- В прокуратуре, наверное, объявили конкурс - кто лучше придумает, почему Луценко должен сидеть, - говорит обвиняемый. - Кузьмин говорит, что я хочу уйти. Пшонка, что я написал на повестке "Могилев - дурак". А на самом деле меня посадили за то, что я придерживался своих конституционных прав - не признавать себя виновным, не давать показания и общаться с прессой.
Суд вновь уходит в совещательную комнату.
Второй раз судьи совещались полтора часа.
- Оснований для изменения меры пресечения нет, - говорит судья.
Фомин обращается к судье:
- Подаем ходатайство о вызове в суд в качестве свидетеля следователя Войченко. Надо выяснить, каким образом и законным образом он добывал доказательства вины, на которых базируется обвинение Луценко.
- Поддерживаю, и также требую, чтобы в качестве свидетелей вызвали премьера Азарова, бывшего премьера Януковича, экс-президента Ющенко, - говорит Луценко. - Они были на том Дне милиции и могут дать показания о правомерности того мероприятия. Тогда 40 милиционеров завезли на автобусе на Банковую - Ющенко вручал им награды. Но отвечать за это должен я - в моем обвинении есть пункт относительно растраты на бензин того самого автобуса. Почему же Ющенко способствовал растрате?
Посоветовавшись на месте, суд ходатайство отклоняет.
- Нет мотивировки вызова этих лиц в качестве свидетелей, - говорит Волк. - Они не связаны с этим делом.
- Тогда я тоже требую вызвать в качестве свидетелей экс-начальника Главного управления по расследованию особо важных дел Александра Калифицкого, экс-министра внутренних дел Цушко и действующего главу МВД Могилева. В томах дела есть документы, подписанные ими. Эти документы позволяют то, за что меня сейчас судят - например, распоряжение о проведении официальных мероприятий. Также я хотел бы выяснить, законно удерживать человека на допросах без воды, пищи, и запрещать ей даже в туалет. Так вели себя со мной когда допрашивали.
Суд отказывает и в этом ходатайстве - нет мотивации вызова в суд.
- А есть какая-то возможность вообще вызвать в качестве свидетеля хотя бы кого-либо? - спрашивает у судьи Луценко. - Я же вижу, как формируются свидетели - из трехсот опрошенных к делу привлекли пятьдесят. Другие отказались давать показания, которые требовала прокуратура. Все, кто говорит не в пользу суда, не могут быть свидетелями.
Судья переносит заседание на вторник.
Комментарии
22