Индустриальный союз Донбасса оказался в непростой ситуации. Как стало известно МинПрому, Департамент исполнительной службы Министерства юстиции наложил арест на имущество ряда предприятий корпорации для обеспечения выполнения решений судов о взыскании более 1,7 млрд грн. Под арестом оказалось имущество Алчевского меткомбината, Днепровского меткомбината им.Дзержинского и Краматорского метзавода им.Куйбышева. Последнее предприятие официально не входит в структуру ИСД, но контролируется его акционерами.
Теперь у руководства предприятий есть 7 дней для того, чтобы добровольно рассчитаться с кредиторами. В противном случае их ждет арест счетов и принудительное взыскание долга, а если денег на счетах не окажется – то не за горами и опись имущества.
Как известно, поставщики сырья обратились в суд после того как ИСД в одностороннем порядке отказался выполнять обязательства подписанных ранее контрактов на поставку окатышей, железорудного сырья и флюсо-доломитной продукции. В мае-июне судебные органы удовлетворили 15 исков поставщиков сырья к ИСД на общую сумму более чем 1,7 млрд грн.
Кроме того вчера стало известно, что ДМК им.Дзержинского был вынужден заплатить 67,3 млн грн. Украинской металлургической компании, которую контролирует бизнесмен Александр Ярославский. Иск был подан УМК в связи с невыполнением ДМК им.Дзержинского своих обязательств по поставке металлопродукции в соответствии с заключенным еще в 2002 году договором.
Необходимо отметить, что ИСД ранее задолжал не только за руду, но и за газ. По состоянию на 10 июня долг ДМК им.Дзержинского за поставленное "голубое топливо" составлял 274,8 млн грн., Алчевского меткомбината – 151,78 млн грн., а Краматорского метзавода – 29,94 млн грн. Наличие задолженности привело к ограничению в июне газоснабжения этих предприятий.
Приход загадочных российских инвесторов во главе с владельцем швейцарского трейдера Carbofer и экс-совладельцем Evraz Group Александром Катуниным не помог окончательно решить проблем ИСД. По данным СМИ, на конец прошлого года корпорация была должна иностранным кредиторам около 3,3 млрд долл., которые были потрачены главным образом на модернизацию производства, в частности на Алчевском меткомбинате. До кризиса ИСД не испытывал проблем с обслуживанием долга – спрос на сталь был на высоком уровне, а ее стоимость в середине 2008 года превышала отметку 1000 долл./тонну. Однако в новых условиях этот долг стал настоящим ярмом на шее ИСД, поскольку его обслуживание оставляет предприятия без оборотных средств.
Фактически россияне дали ИСД лишь отсрочку. После их прихода действительно наблюдалось некоторое улучшение. В частности корпорации удалось договориться с кредиторами о продлении до середины марта действия соглашения, которое давало ИСД право платить только проценты и не выплачивать тело кредита. Также на короткое время была решена проблема дефицита оборотных средств и, кроме того россияне помогли ИСД с заказами.
Но как оказалось, это улучшение было кратковременным, и уже в конце весны ситуация на предприятиях корпорации резко ухудшилась. В частности в мае Алчевский меткомбинат сократил выплавку стали по сравнению с апрелем на 23,1%, до 263 тыс. тонн. В то же время производство проката сократилось на 15,2%, до 262 тыс. тонн. В свою очередь ДМК им.Дзержинского снизил выплавку стали на 20,6%, до 231 тыс. тонн, а производство проката - на 17,5%, до 235 тыс. тонн. В июне падение производства на этих предприятиях продолжилось более стремительными темпами. Так, на АМК было произведено всего 154 тыс. тонн стали и 165 тыс. тонн проката, а на ДМК им.Дзержинского – 124 тыс. тонн стали и 108 тыс. тонн проката. По мнению экспертов рынка, основной причиной такого падения стал дефицит средств для закупки сырья и расчетов за газ.
Подобная ситуация могла бы сложиться и на Мариупольском меткомбинате им.Ильича, ведь российские инвесторы интересовались и этим предприятием. Хорошо, что этого не произошло, поскольку как заявил в начале июля генеральный директор предприятия Владимир Бойко, "если бы мы связались с россиянами, я не представляю, как бы мы выживали". "Я же вижу, как работает ИСД. Из России попробуй забери, привези, организуй… Сумасшедший дом", - добавил гендиректор ММК им.Ильича.
Эксперты рынка полагают, что приход российских инвесторов не привел к решению главных проблем ИСД. "Инвестор не смог обеспечить ИСД необходимыми объемами сырья, в первую очередь железной рудой. – говорит аналитик инвестиционной компании BG Capital Евгений Дубогрыз, - Заказы на предприятиях есть, но нет сырья и денег, и нет особого желания инвесторов давать эти деньги".
В свою очередь, аналитик Concorde Capital Андрей Герус подчеркнул, что деньги от покупки ИСД пошли не в компанию, а акционерам, которые были ранее собственниками этого пакета. "Какая-то небольшая часть средств поступила в компанию, но они не настолько большие, чтобы решить все проблемы ИСД", - сказал он. Эксперт полагает, что российские акционеры будут поддерживать ИСД лишь в самом крайнем случае. "Они совсем не ставят себе цель как можно быстрее потратить свои деньги", - полагает А.Герус.
Эксперт также выразил уверенность, что ИСД будет вынуждена искать компромисс с украинскими поставщиками руды. "Конечно, можно договориться и о поставках руды из-за рубежа. Но все равно это будут поставки на рыночных условиях, и никто ничего бесплатно давать не будет", - уверен он.
Василий Январев, Минпром
Комментарии
3