Ексклюзивы
вторник, 18 декабря 2012 13:21

"І влада, й опозиція займаються дурницями"

Автор: Фото: PHL
  Народный депутат Виктор Балога
Народный депутат Виктор Балога

49-летний Виктор Балога был избран в Верховную Раду по мажоритарному округу № 69 в Закарпатье. За него проголосовали более 49% избирателей. Виктор Иванович 27 ноября подал в отставку с должности министра по чрезвычайным и пошел на постоянную работу в парламент.

После сложения полномочий министра вы в соцсети написали, что начинаете все с чистого листа. Почему так? Какое послевкусие оставила работа министром в правительстве Азарова? Чему научились на этой должности?

- Для меня пребывание на долдности важно лишь с точки зрения коэффициента собственной эффективности. Чем выше - тем дольше есть смысл работать. Другие мотивы мне неинтересны, и поэтому это не для меня. В свое время ушел с Банковой, потому что дальше делать безнадежное дело, которым считал вторую каденцию президента Виктора Ющенко, просто не захотел.

Нечто подобное произошло и сейчас. Мне предлагали высокую должность в правительстве еще в марте 2010-го. В день голосования (тогда, кто забыл, правительство призначалось Верховной Радой) я проехал мимо парламента на крейсерской скорости. Почувствовал, что нет четкого понимания своего места и роли в новом Кабмине. А без этого садиться в министерское кресло бесполезно.

Президент настаивал, чтобы я все-таки пошел в правительство. Мы с ним несколько раз встречались. Для меня было важно услышать от главы государства, что Кабмин, как и вся новая власть, заниматься реформами и будет иметь для этого все необходимые полномочия. Кроме того, президент подтвердил мне, что Украина продолжит двигаться в Европейскую Унию.

Наконец, согласился и стал министром. В МЧС провели внутреннее реформирование. Добились принятия Верховной Радой Кодекса гражданской защиты. Подготовили законодательные акты по дерегуляции предпринимательской деятельности, освобождая бизнес от давления контролирующих органов в системе МЧС. Полностью подготовленная ??к внедрению система экстренного вызова 112, работали с американскими правительственными структурами и ведущими фирмами. Продавили соответствующий закон. Даже бюджетная строка на систему 112 была предусмотрена, правда, заявленных на реализацию этого проекта полмиллиарда гривен МЧС так и не получило

И с европейским вектором как-то не складывается. Украина все больше отдаляется от Европы и, в широком смысле, западных ценностей. Зато снова замаячила перспектива войти в структуры, за которыми просматривается контур нового Советского Союза. Хотя большинство украинцев и дальше отстаивают курс на Европу.

Поэтому правительственная площадка для меня потеряла актуальность. Однако не скажу, что имею какое-то плохое послевкусие. Ведь многое необходимое для страны сделано мною лично, хотя рассказывать об этом считаю нескромным. Наконец, два года в правительстве - это годы нового опыта, лишним не бывает. А парламент действительно для меня является чистым листом. И не потому, что не знаю, как он работает, ведь уже был народным депутатом. А потому, что и времена сейчас другие, и политическая конфигурация отличная даже от той, которая была еще год назад.

Не стоит ли и в стране все начать с чистого листа? Как это сделать? Кто это может сделать?

- Историю, даже вчерашнюю, никуда не отбросишь. Хотя я понимаю, что вы имеете в виду. Наверное, вас не удовлетворяет существующее положение дел в стране. Меня также полностью не удовлетворяет. Даже так: в основном не удовлетворяет.

Однако судьбу страны создает ее народ, и никто другой. То есть, в наших внутренних проблемах - от качества власти до толщины кошельков, от силы государства к ощущению общественного спокойствия - заслуги или потери являются только нашими собственными результатами. Будет народ мудрым, активным, деятельным, неравнодушным - значит, Украина пойдет вперед, будет развиваться. Будет наоборот - и получим новые основания для недовольства и протеста.

Сейчас страна получила новую Раду, скоро будет новое правительство. Что изменится для страны в целом?

- Положительно уже то, что политическая жизнь, процессы во власти меняются. Это означает, что возникают новые возможности и для общества, и для элит, и для всего государства. Другое дело, будут ли использованы эти возможности, или после непродолжительного всплеска общественной и политической активности мы снова застрянем в болоте, которое некоторые партийные идеологи называют стабильностью.

Многое зависит от политических сил, представленных в парламенте. Причем и от правящей партии, и от оппозиции. Пока они явно не слышат друг друга и занимаются ерундой. Конечно, можно долго смеяться с плохого украинского языка премьера Азарова, но нужно также и понимать, что в Раду избирают не для стеба, а для законодательной работы. Так же на другом фланге уже нужно понять, что продавливание решений кулаками или через политическую коррупцию - это в первом случае дикость, а во втором является преступлением перед обществом и страной.

Власти и оппозиции нужно искать объединительную платформу. Такими возможностями вижу, прежде всего, совместные усилия на европейском направлении, где за последние полтора года у нас набралась куча проблем.

Какой должна быть стратегия и тактика нынешней оппозиции? Эту систему можно изменить лишь революционным путем возможен ли эволюционный?

- Вопрос немного не по адресу, я не в оппозиции, впрочем, как и не в провластной фракции. Однако убежден, что оппозиция обязана действовать ответственно и сосредоточиться не на создании "героической" телевизионной картинки, а на государственных приоритетах. Правда, складывается впечатление, что пока до этого руки не доходят ни у кого.

Относительно изменения системы и революции, то надо помнить, что и за президента, и за новый парламент голосовали миллионы людей. Никто не имеет права запретить каком-то жителю Горловки поддержать Партию регионов, так же как и никому не позволено отбирать у жителя Киева голоса, отданные за оппозиционного кандидата. Политическая палитра во власти сейчас в целом такая, какую ее определило общество. Поэтому и ее изменение должно произойти только через выборы. Революции - это крайнее проявление общественного протеста, для чего нужны очень серьезные причины. Сейчас я таких острых оснований не вижу, однако из этого не следует, что они не могут сложиться или даже возникнуть спонтанно.

Как заставить украинцев перестать воровать - есть ли у вас рецепт?

- В корне всеобъемлющего воровства лежит много социальных, экономических, исторических факторов. Украинцы вообще склонны подражать старшим. Если вспомнить, что при Советском Союзе, а это всего каких-то два-три десятка лет назад, воровали все и все (разница только в размерах и наказании), то эта традиция еще достаточно живуча в общественных привычках. Обратите внимание на такое несоответствие: общество требует от чиновников не брать взятки и жить честно, но при этом спокойно воспринимает, как люди тянут кто что может из офисов, предприятий, полей. Нельзя возмущаться поборами гаишников и одновременно за собственное нарушение правил предлагать "командир, давай договоримся".

В тоже время украинцам характерно брать пример с тех, кто выше по статусу. Проще говоря, распространено негласное правило: если начальник ворует, то и мне не грех. И разницы нет - это бюджетные миллионы или мешок зерна из фермерского элеватора. То есть не станет объекта подражания, когда крадут сильные мира сего, то и остальные будт остеригаться.

Главной причиной тотального воровства, как по мне, является бедность и двойные стандарты, когда наказание наступает далеко не для всех. Если власть и правоохранительная система единственным критерием ответственности установит только закон, и страна вылезет из нищеты - тогда воровать будут меньше. Грузия - близкий и понятный нам пример для подражания.

Чего стране ожидать в 2013 году? Каким он будет? Сможет ли Украина справиться с кризисом? Какие вызовы стоят в связи с этим перед страной?

- Прогнозы - вещь часто неблагодарная, потому что события часто приобретают неожиданный поворот. Однако некоторые тенденции на следующий год можно очертить.

Прежде всего отмечу, что не ожидаю каких-то экономических прорывов. Для них просто нет оснований. Экономика за нынешнего экономического курса способна лишь минимально поддерживать существующие показатели. Программы откладываются на неопределенное время. Даже тот размер дефицита госбюджета, который определило правительство - это колоссальная сумма, на самом деле он будет большим. Будет "рвать" везде. Государственная казна пустеет, золотовалютные запасы тают. Дешевых кредитов, которыми являются, в первую очередь, займы МВФ, нам не дадут. Сотрудничество с Фондом сейчас это уже не экономика, а политика, а с этим у нас проблемы.

Кроме того, кризис в украинском варианте - это не только внешнее влияние негативных мировых процессов, но и следствие внутренней неэффективности экономической модели, умноженной на коррупцию и огромный, под 50 процентов, теневой сегмент. Поэтому главный экономический вызов - найти возможности сохранить хотя бы то, что имеем на сегодня. Но даже с этим справиться будет очень непросто.

Как тогда Украина лучше себя вести во внешних отношениях, куда склоняться? Вы за евроинтеграцию, однако власти постоянно демонстрирует отклонение от европейского курса. Чем это может грозить стране?

- Во внешних отношениях надо вести себя согласно с ценностями и правилами того полюса, которого стремимся достичь. Если идем в Европу - то надо слушать, что нам говорят в европейских столицах, и выполнять эти установки. Потому что это нужно не им, а нам. Это Украине нужно менять законодательство, проводить реформы, учиться жить по законам, а не как-то иначе.

Зато из властных кабинетов нередко можно услышать возмущение, мол, не надо нам указывать. Но это приводит лишь к тому, что с нами не хотят разговаривать, потому говорить с глухим - тратить время и силы. Поэтому и начал Киев обращать взгляды на Восток. И еще ничего, если это Индия. Хуже, когда это Россия с ее Таможенным и другими союзами, потому что иметь с ней дело - это подвергать себя риску поглощения в новую империю, которые всегда заканчивали крахом. Ведь Россия и через более двух десятилетий не смогла смириться с существованием независимой Украины. И пока нет ни малейших оснований полагать, что она сделает это в обозримом будущем.

Какова реальная угроза того, что Украина все-таки может оказаться в Таможенном союзе? Что может склонить президента в сторону России?

- Не хочу верить в то, что законно избранный президент добровольно отдаст часть национального суверенитета во внешнее управление. Однако если это произойдет (а вероятность существует), то подписанное соглашение о вступлении в Таможенный союз нужно будет ратифицировать Верховной Радой. Лично я буду против этого. Думаю, парламент, который уже прошел через процедуру яичного одобрения Харьковских соглашений, сможет не допустить нежелательного для Украины сценария. Ведь не к востоку от нас пролегают наши дороги, а в Европу.

Пойдет ли власть на уступки в деле Тимошенко-Луценко?

- Кажется, уже всем очевидно, что они оказались за решеткой по политическим причинам. Их заключение было недопустимым и нелогичным по многим соображениям. Следствие было предвзятым, судебный вердикт - неубедительным, и вся эта история имеет иррациональный вид. Лично я сочувствую и Тимошенко, и Юрий Луценко, и этому состраданию совершенно не мешают наши бывшие политические споры и противоречия. Колония для любого является тяжелым ударом по личности, здоровью, характера. Никому такого не желаю.

Для меня главное в этой истории, что заложено трагический и ложный для страны, ее перспективы прецедент. Из-за этого уголовного преследования весь цивилизованный мир знает, что в моей стране в колонию попадают за политику. И поэтому западное сообщество все быстрее дистанцируется от государства, где нарушаются базовые права человека, в частности, на справедливое правосудие.

Власть может выпустить Тимошенко и Луценко на свободу. Поскольку и "посадка" была политической, то и освобождение станет чисто политическим шагом. Меня не убеждают ссылки на необходимость каких-то дополнительных законодательных изменений. Президент вполне может сделать это самостоятельно. Существует достаточно способов оформить этот шаг, не нарушая закона.

Президентская кампания 2015 года уже началась. Какой она будет?

- Наверное, вам известно что-то сокровенное, потому что мне пока не видно признаков того, что в стране идет кампания по выборам президента, до которой еще более двух лет. Различные околополитические болтовня не является для меня следующим признакам.

Как меняется украинское общество при президенте Януковиче?

- Украинское общество изменяется независимо от того, кто в стране президент. Другое дело, с каким знаком - "плюс" или "минус" - эти изменения. Однако в любом случае нельзя и позитивы, и негативы связывать только с именами тех, кто занимает первую должность. Факторов и в развитии общества, и в его стагнации множество, и президент может быть лишь одним из них, но не главным. Общественная сила все равно больше, чем полномочия и возможности президентов, какими бы большими они ни были.

Вообще же общество в конце концов становится таким, каким хочет себя видеть. Когда корысть, зависть, обман становятся доминантами хотя бы в одном слое, всегда достаточно высок риск того, что это, как ржавчина, перекинется на все общественные ценности. То есть хотят все украинцы быть сильными, уважаемыми, открытыми, искренними людьми - таким надо становиться каждому отдельно. Следовательно, всегда нужно начинать с себя.

Каким сейчас есть общество и каким оно будет через несколько лет?

- Украинское общество имеет свой набор недостатков и преимуществ, как и немецкое или, скажем, американское. Точный срез вам дадут социологи, политологи, специалисты по гуманитарных исследований. Мнение политического деятеля будет несколько предвзятым, потому что политика - это идеология, а идеология, в свою очередь, определяет угол зрения на общественные процессы. И нередко градус тупика может давать искаженную картину. Поэтому не думаю, что мои представления на эту тему насколько важны читателям.

Возможен ли раскол Украины на два государства, как в свое время Молдовы и Грузии?

- Если вы имеете в виду Приднестровье и Южную Осетию, то считать их независимыми государствами и субъектами международного права нельзя. Наверное, вас беспокоит вероятность повторения чего-то подобного в Украине. Не думаю, что у нас возможны такие сценарии. У нас существенно иной набор внутренних сдерживающих факторов - политических, экономических, национально-этнических, географических - которые создают внутренние балансы. Наконец, есть еще и Партия регионов, которая имеет власть по всей стране и не хочет ее потерять, а значит, не будет допускать раскола.

Заинтересована ли в этом Россия? Кто от этого выиграет, а кто - проиграет?

- Конечно, Россия в своих неоимперских устремлениях была бы явно не против превратить Украину в один из субъектов федерации. Это решало бы для Кремля ряд масштабных геополитических и геостратегических задач. Соответственно, лишала бы нас всех Родины. Загвоздка в том, что этого не хотят Украина и украинцы. Нам нужно укреплять свою независимость и суверенитет на международной арене. В этом будет залог существования независимой Украины на долгие годы.

Сейчас вы читаете новость «"І влада, й опозиція займаються дурницями"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

31

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть