Гражданская платформа "Майдан" возникла как сообщество в социальных сетях "Громайдан" всего около месяца назад, и уже успела собрать десятки тысяч сторонников и вышла за пределы інтернет-пространства. Эксперты и политики предлагают разные версии по поводу причин возникновения этого общественного движения: одни считают его проектом власти, другие - продуктом противоречий в оппозиции, третьи - попытками гражданского общества самоорганизоваться в какую-то "третью силу". Какую же цель ставит перед собой "Громайдан" и чего ожидать от него в дальнейшем? На эти вопросы ответил активист и координатор Гражданской платформы " Майдан" Сергей Дубенко.
Сергей, что же такое "Громайдан"?
- Это не политическая партия и не движение. Это сообщество единомышленников, которых объединяет одна простая цель, - на нашей площадке мы даем возможность высказываться людям, у которых есть идеи по реформированию страны, ищем рациональные, а главное - реалистичные предложения. К сожалению, политики почти не предлагают новых идей. Если бы они были у власти, то уже были бы реализованы, ведь у нее есть для этого все рычаги. Если бы они были у оппозиции - о них хотя бы объявили. Здоровые идеи если и появятся, то снизу. Рано или поздно в стране пройдут выборы. "Громайдан" может выступать как социальный лифт - благодаря нам избиратели узнают о новых людях, у которых есть разумные предложения, и они смогут их оценить. "Громайдан " - это площадка, на основе которой могут появиться новые общественные организации, новые политики.
Как "Громайдан" оценивает события, происходящие сейчас в Киеве?
- Майдан вызван отсутствием диалога между властью и обществом. Но то, что произошло несколько дней назад, когда состоялась ескалация конфликта, - в этом вина и власти, и оппозиции. Оппозиция перестала устраивать протестующих, из их рядов выделилась группа радикально настроенных людей. За ними пошло много простых граждан, недовольных тем, что ни власть, ни оппозиция, не предлагают обществу пути решения конфликта. "Говорить" начали зажигательные смеси. Власть в ответ также применила силу. Это очень опасная тенденция.
Кому больше выгодна такая эскалация конфликта: оппозиции или власти?
- Эскалация конфликта не нужна ни власти, ни оппозиции, ни людям. Случилась она в результате нескольких причин: глухоты власти и оппозиции, отсутствия справедливых предложений и справедливых альтернатив. Мы видели, как Арсений Яценюк призывал всех с улицы Грушевского вернуться на Майдан, но люди его оттуда просто прогнали. Это показывает отношение людей к нынешней оппозиции - они ей просто не доверяют. Или, в лучшем случае, слушают, но принимают собственные решения.
И какой выход из ситуации вы видите?
- К сожалению, события развиваются так быстро, что уже высока вероятность ввода чрезвычайного положения. Но я считаю, что этого нельзя допустить. Нужны переговоры, реальные переговоры, а не их имитация. Думаю, формат переговоров нужно менять. До сих пор их вели двое глухих - власть и оппозиция. Сейчас говорить надо уже не только с лидерами оппозиции, но и с лидерами общественного мнения, которые присутствуют и на улице Грушевского. Необходимо общаться с делегатами Автомайдана, с делегатами Евромайдана. Последние два месяца хорошо показали к чему приводит игнорирование властью гражданского общества - сначала к баррикадам, потом к фаерам, палкам и дубинкам, потом, не дай Бог, - к огнестрельному оружию. "Громайдан" как раз и призывает немедленно прекратить конфликт, сесть за стол переговоров под руководством человека, которому доверяют обе стороны, прийти к соглашению и начать его выполнять. При этом должен появиться какой-то посредник, который будет исполнять регулировочную роль. Например, военный, генерал с погонами.
Вы на Гриценка намекаете?
- Не обязательно. Он - полковник запаса, хотя и бывший министр обороны. Я имею в виду действующего военного. Он возьмет на себя обязательство гарантировать выполнение достигнутых договоренностей. В течение трех, пяти, десяти дней стороны должны договориться. И под руководством этого третьего лица начать пошагово выполнять договоренности - выводить из Киева "Беркут " и Внутренние войска, разоружаться, уменьшать количество участников. Должен быть лидер. Одна из проблем общества в том, что нет единого лидера и нет доверия.
Организация готова назвать такого? У вас есть конкретный человек, который может выполнять функцию национального лидера?
- К сожалению, никто, из тех кого назовем мы, не будет иметь ни какого значения для людей, находящихся на улице Грушевского и на Майдане. Надо спросить у этих людей. Им нужно предложить несколько кандидатур на выбор, пусть сами назовут того, кого они уважают, к мнению которого прислушиваются.
Некоторые СМИ обвинили "Громайдан" в том, что это - проект власти, созданный с целью раскола общества. Как прокомментируете?
- Будем считать, что это следствие подозрительности отдельных личностей. За все время существования "Громайдана", который возник в конце декабря, он ежедневно критикует власть и предлагает варианты выхода из кризиса. И если на данный момент он предлагает формат, отличающийся от стояния на баррикадах в центре города, то это лишь означает, что появились какие-то другие способы борьбы. Возможно, их воспримут люди, которые не готовы воевать, но которые готовы поддержать Майдан и предложить разумные идеи. Что в этом плохого? Мы не делим людей на сторонников Евромайдана и противников, мы делим их на людей, у которые есть важные для общества идеи, и у которых их нет.
Комментарии