Украинские эксперты в области права представили предложения по подготовке нового закона "О всеукраинском референдуме" народным депутатам. Они предлагают отказаться от изменения основного закона в обход Верховной рады.
О подготовке новой редакции закона "О референдуме" вчера было объявлено в ходе круглого стола "Реформа избирательного права: последствия для Украины и ее международных партнеров", пишет "Коммерсант-Украина".
Эксперты Института избирательного права, Центра политико-правовых реформ, Украинского независимого центра политических исследований, консорциума "Центр UA" и Лаборатории законодательных инициатив настаивают на том, что результаты конституционного референдума не должны вступать в силу без утверждения Верховной радой, сообщает издание.
"Необходимо предусмотреть возможность проведения всеукраинского референдума по вопросам изменения Конституции исключительно в порядке, установленном в разделе XIII нынешнего основного закона",— говорится в документе.
Кроме того, эксперты предложили определить несколько видов референдумов (ввести понятие обязательных, факультативных, окончательных, обязывающих и консультативных), сократить с 2 тыс. до 500 человек минимальное количество участников инициативной группы, а также увеличить срок сбора подписей за проведение референдума с 60 до 90 дней.
В новом законе предлагается предусмотреть "эффективную систему обжалования результатов референдума". Кроме того, представители общественных организаций считают целесообразным установить запрет на проведение референдума одновременно с очередными выборами.
Как известно, действующий закон "О всеукраинском референдуме", позволяющий изменять Конституцию в обход парламента и Конституционного суда (КС), подготовил народный депутат Дмитрий Шпенов (Партия регионов). Примечательно, что Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) несколько раз критиковала действующий закон о референдуме. В замечаниях комиссии указывалось на то, что референдум не может быть использован с целью изменения норм Конституции. Кроме того, внесение изменений или принятие новой Конституции должно происходить по процедуре, установленной действующим основным законом,— с обязательным утверждением конституционным большинством Рады.
Комментарии
1