Признание основателем Wikileaks Джулианом Асанжем своей вины должно было бы поставить точку в многолетней истории "США против обличителя", но вызвало дискуссии о грани правдолюбия в условиях гибридных угроз. В деталях разбиралась Gazeta.ua.
10 миллионов документов
Ресурс Wikileaks (Викиликс) и ныне публикует множество разоблачительных документов. Из недавнего, например, - о связях испанских правых агитационных организаций с ультраправой партией Vox и мексиканской сектой El Yunque, а тех - с американской ультраправой платформой "Всемирный конгресс семей". Этими данными могут заинтересоваться разве что специалисты, хотя после выборов в Европарламент к успеху правых сил в ЕС приковано внимание многих.
Но в 2006 году мир узнал этот сайт благодаря опубликованным секретным документам о войне в Афганистане и о коррупции в Кении, которая, к слову, на днях признана союзником США вне НАТО.
Документы разлетелись по самым влиятельным мировым СМИ. Пик могущества Викиликс пришелся на 2010-2014 годы, когда было обнародовано видео обстрела американским военным самолетом 12 июля 2007 года Багдада, когда погибли журналисты Reuters. Далее последовали документы по войнам в Ираке и в Афганистане.
Информационной бомбой стали секретные файлы о пытках заключенных в американском лагере для задержанных Гуантанамо, где содержались подозреваемые в причастности к организации терактов. Ни официальных обвинений, ни приговоров судов у этих людей не было. Скандал вокруг Гуантанамо стал одной из причин сворачивания широкомасштабной борьбы с терроризмом, а также прекращения спецопераций США и союзников, например, в Ираке. Всего Викиликс опубликовал более 10 миллионов документов.
Сливы на пользу?
Основатель ресурса, австралийский журналист Джулиан Асанж, тогда объяснял целесообразность утечек информации: "Это не абсолютная свобода слова, но даже такая свобода слова может направлять деятельность правительств и помогать совершенствовать законы".
Действительно, скандал вокруг Гуантанамо повлиял на ход событий в Ираке и Афганистане. Однако в 2016 году на ресурсе была опубликована переписка ряда лиц Демократической партии, в частности руководителя избирательного штаба Хиллари Клинтон Джона Подесты, а также письма к и от Клинтон в должности Госсекретаря США. Причем в 2017 году Асанж утверждал, что переписку Клинтон получил от Госдепа. Агентство Reuters тогда со ссылкой на американские спецслужбы утверждало, что переписку кандидата в президенты от Демпартии США ресурс Викиликс получил от россиян. Клинтон тогда призвала привлечь Асанжа к ответственности, хотя уголовное преследование угрожало ей - в должности госсекретаря США она использовала личную почту для рабочей переписки. В конце концов, Клинтон тогда проиграла выборы и до сих пор считает, что Асанж, как и Россия, были причастны к этому.
Судебные процессы вокруг вмешательства России в американские выборы продолжаются до сих пор. "Асанж должен ответить за это!", - заявляла тогда Хиллари Клинтон.
Вина и преследование
Джулиан Асанж, начинавший как хакер, со своей командой Викиликс утверждал, что получал информацию, взламывая сайты секретных ведомств, для одних стал героем, борцом за правду, разоблачителем, для других - преступником.
Впоследствии выяснилось, информацию ему "сливала" бывшая аналитик разведки Челси Мэннинг, которая отсидела за это преступление семь лет и была помилована президентом Бараком Обамой.
Преследовать Аасанжа в судовом порядке начали еще в 2011 году. В 2018 году началась криминальная история основателя Викиликс: сначала его обвинила в изнасиловании шведка, затем – в обнародовании секретной информации – Соединенные Штаты Америки.
Джулиан, до этого являвшийся для многих символом свободы, по крайней мере, свободы слова, превратился в неоднозначную фигуру. Находясь в Британии и во избежание экстрадиции в США, скрывался 7 лет в посольстве Эквадора. Когда в Эквадоре сменилась власть, он был арестован по ордеру британского суда на территории посольства и отбыл 5 лет в британской тюрьме строгого режима Белмарш.
Блеклый финал
Все эти годы он отбивался от экстрадиции в США, где ему совокупно угрожало 175 лет заключения. Также работала британская юстиция и австралийская дипломатия. Осенью 2023 года премьер Австралии Энтони Альбанезе обсуждал вопросы Асанжа с президентом США Джо Байденом. В настоящее время он приветствует соглашение, заключенное Асанжем и федеральным прокурором США. Согласно соглашению, основатель Викиликс признает себя виновным в сговоре с целью получения и раскрытия секретных документов.
Судья же засчитывает ему 5 лет отсидки в британской тюрьме как исполнение приговора по этому обвинению и отпускает на свободу. До этого британский суд принял решение в пользу Асанжа по экстрадиции в США. Известно, что Асанж вернулся в Австралию. "Что бы то ни было, но дело тянется слишком долго", - заявил Албанезе.
Все только начинается?
Итак, основатель Викиликс вернулся домой. Жена утверждает, что он будет просить американскую власть (в частности, президента) о помиловании. Однако настроения американской стороны не обещают успеха в этом.
Прокурор США считает – Асанж намеренно провоцировал Маннинг на "слив" тайной информации. Бывший заместитель директора ФБР Эндрю Маккейб назвал обвинительное заключение против Асанжа абсолютно обоснованным, потому что тот нарушил конфиденциальность и составил угрозу нацбезопасности, не говоря уже о том, что укрытие в посольстве превратил в центр дирижирования вмешательством в американские выборы. Бывшие чиновники в Госдепартаменте США в администрациях Дональда Трампа отмечали, что Ассанж делал это исключительно для себя, "источники и методы, которые мы потеряли из-за него, не поддаются подсчету. То, что его освободили - неправильно, потому что это создаст прецедент. Он должен сгнить в тюрьме".
Министерство юстиции США вообще утверждает, что соглашение с Асанжем состоялось без его участия.
Опасный прецедент
В то же время журналистское сообщество обеспокоено, потому что создан опасный прецедент. В свою очередь "это создаст правовые возможности для преследования журналистов, которые просто выполняют свою работу и освещают вопросы, представляющие общественный интерес", - говорится в письме Министерству юстиции США ряда журналистских и правозащитных организаций, таких как Комитет по защите журналистов, Amnesty international , Американский альянс гражданских свобод и других.
Не следует забывать, что утечка информации, организованная, а, возможно, и инспирированная Асанжем, касается военных преступлений, напомнила директор Фонда Electronic Frontier Синди Кон. "Не для такого американских властей нужно применять закон о шпионаже. В первый раз за 100 лет он применяется против журналиста. Это ужасно, потому что журналисты делают это постоянно. Освещают вопросы национальной безопасности и должны держать общество в курсе", - подчеркнула она.
Бывший главный редактор издания Guardian Алан Расбриджер убежден: "Мало кто верит, что это было шпионаж... Это предупреждение журналистам и информаторам о необходимости молчать, и я подозреваю, что оно сработает".
Кандидат в президенты Роберт Кеннеди-младший назвал Асанжа героем и заявил, что собирается помиловать его. "Члены Конгресса звонили мне и спрашивают, знаю ли я о том, что обнародовал Асанж. Я в комитете по разведке – и я не знал этого", - подчеркнул он.
Кто владеет информацией
Журналистов учат, что "кто владеет информацией - тот владеет ситуацией". Всегда были и есть сведения, превышающие по стоимости все мыслимые и немыслимые сокровища мира. Поэтому существует понятие "государственная тайна". Информация действительно может сделать много бед, если ею не уметь пользоваться - или если уметь, а не в пользу государства или общества. С другой стороны, есть общественный интерес, а под "государственной тайной" или под грифом "секретно" могут быть скрыты проступки и настоящие преступления (это хорошо знают обличители коррупции). Поэтому журналисты, узнающие такие факты, имеют право их обнародовать. В их пользу – первая поправка Конституции США, которая говорит, что нельзя ограничивать свободу слова или печати.
Суть шума вокруг дела Асанжа состоит в том, где же граница между государственными тайнами и общественным интересом. И кто это должен определять.
В Международной федерации журналистов подчеркнули, что годами выступали за освобождение Асанжа. А как быть с информационными угрозами, - вопрос остается открытым и, благодаря делу основателя Викиликс, чрезвычайно острым.
Комментарии