Руководитель Института политических, социологических и маркетинговых исследований Владимир Бондаренко, 49 лет, считает, что прошедшая сессия Верховной Рады была одной из найболее непродуктивной в истории украинского парламентаризма.
- Всего принято лишь 82 закона - треть от запланированных, - отмечает политолог. - Из них львиную долю на последней неделе после того, как президент настоял, чтобы в парламент появились все члены провластной фракции. В зал заседаний пришли даже Василий Хмельницкий и Юрий Иванющенко. Приняли ряд законов, необходимых для евроинтеграции. А главное - протянули нужные чиновникам законопроекты, в частности о векселях и трансферном ценообразовании. Первый закон позволяет возвращать предпринимателям НДС не живыми деньгами, а векселями, второй - облагать доходы компаний, выводящих капиталы в оффшоры. Это на некоторое время облегчит жизнь Кабмина в условиях дефицита бюджетных средств.
Какие самые большие достижения власти за эту сессию?
- Властям удалось создать парламентское большинство, несмотря на то, что она фактически проиграла выборы. Также поколебать ряды оппозиции, выведя из его состава немало "тушек". И хотя они формально присоединились к большинству, но фактически голосуют так, как нужно власти. Были прогнозы о роспуске парламента и досрочных выборах. Но Банковая заставила работать эту Верховную Раду в свою пользу и принимать необходимые для нее законы.
Кроме того, власть запугала депутатов, лишив через суд мандатов Ивана Балогу и Александра Домбровского. Таким образом нардепам-мажоритарникам дали понять: если они не будут работать должным образом, то выборы каждого можно обжаловать в судебном порядке. Такого не было за всю историю украинского парламента.
Что удалось оппозиции?
- Прежде добиться персонального голосования. Это также впервые в истории парламента. Трудно представить, что начнут голосовать сами за себя мультимиллионеры, которые обычно оставляли в зале вместо себя "пианистов". Нередко в роли "кнопкодавов" выступали даже Герои Украины.
Во-вторых, оппозиции удалось заставить президента и Верховную Раду не сойти с выбранного курса на евроинтеграцию и получить международную поддержку. Часто с руководителями Запада встречается Виталий Кличко, недавно ездил в США Арсений Яценюк. А вот власть фактически оказалась в международной изоляции. Дошло до того, что Виктор Янукович вынужден принимать президента Беларуси Александра Лукашенко, которого считают последним диктатором Европы.
К тому же, несмотря на "тушкувание", оппозиционным силам удалось сохранить единство, они не рассорились между собой, а выступают единым фронтом. Это импонирует их избирателям.
Продолжится ли и дальше процесс "тушкувания"?
- Думаю, что да. Ибо где три украинца, там или три гетмана, или три предателя. Некоторые оппозиционные депутаты предпочли бы не выходить из своих фракций, но голосовать в унисон с большинством. Но сама оппозиция пресекает подобные возможности, исключая таких умников. Власть будет пытаться достичь конституционного большинства - 300 голосов вместе с мажоритарщиками, поэтому на отдельных оппозиционных депутатов будут оказывать огромное давление.
Почему у нардепов не дошли руки до выборов в проблемных округах и Киеве?
- Киевские выборы - это отдельная история. Власть вообще их не хочет проводить, воспользовавшись разъяснением Конституционного суда. Потому что понимает, что шансов их выиграть в ее ставленника очень мало.
А отсрочка перевыборов в Верховную Раду в проблемных округах добилась оппозиция. Банковая хотела их провести летом, воспользовавшись тем, что в настоящее время активная часть избирателей отдыхает, явка снижается до 25-30 процентов. Если пролить "золотой дождь" на ветеранский электорат, то можно победить. Но оппозиция, блокируя трибуну, не дала это сделать. Вместе с тем не назначили выборы мэров Херсона, Николаева, Черновцов и других городов. Для оппозиции эти выборы лучше проводить осенью или зимой.
Власти решили проводить все эти выборы после ноябрьского саммита в Вильнюсе, когда будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС. Ведь избирательный процесс может вылиться в возмущение.
Блокирование трибуны - это единственный действенный аргумент оппозиции?
- Можно применять и другие методы. Прежде всего, свое представительство в международных организациях с целью давления на украинскую власть. Использовать трибуну Парламентской ассамблеи Совета Европы. Важно находить ошибки власти и пользоваться ими. Скажем, после событий в Врадиевке надо добиваться отставки министра внутренних дел. Важно улавливать протестные настроения и на их волне развивать наступление. Осенью может быть такая возможность, когда социально-экономическая ситуация ухудшится.
Следует искать и нестандартные методы. В прошлом созыве удачной была операция нардепа от БЮТ Романа Забзалюка, который разоблачил подкуп депутатов, получив 450 тыс. долларов за фиктивный переход во фракцию "Реформы ради будущего".
К сожалению, в нашем парламенте используют подслушивания, подглядывания, провокации, каждая фракция имеет свою разведку. Все всех записывают на видео и диктофоны. Вспомним педофильский скандал в прошлом парламенте. Вина ни одного депутата не была доказана, но на фракцию БЮТ бросили тень. А организатор этой провокации Григорий Омельченко получил звание Героя Украины.
Возможна ли внеочередная сессия, на которой настаивает оппозиция?
- Возможна в случае согласованной повестки дня, в который войдет часть "европейских" законов. Только это может объединить власть и оппозицию. Формально парламент еще не на каникулах. Текущую неделю депутаты должны работать в комитетах, а затем - в округах. Поэтому большинство из них должны находиться на территории Украины и смогут быстро собраться в Киеве.
Будет ли конструктивной следующая сессия ВР?
- В первой половине сессии нардепы будут работать продуктивнее, потому что нужно будет завершить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации. А потом ситуация обострится. Оппозиция снова будет прибегать к протестным действиям. В этом году экономика стабильно падает. Противоречия между основными олигархическими кланами нарастают. Протестные настроения в обществе будут увеличиваться. Руководить страной будет очень трудно. Как самолетом, у которого в полете закончилось топливо.
Комментарии
3