Середина лета стала сезоном социологических исследований среди европейцев по поводу российско-украинской войны. Как уже писала Gazeta.ua, новое исследование Европейского совета по международным отношениям (ECFR) продемонстрировало, что на Западе не видят и не понимают, как Киев сможет победить Москву.
Украинские социологи также провели опрос, который продемонстрировал определенное изменение настроений украинцев по продолжению войны. Опрос проводился в тыловой части Украины, но в путинской войне тыл не имеет традиционного значения безопасности, он подвергается постоянным обстрелам и несет потери.
Неожиданная сенсация
Опрос в Европе проводился среди граждан 14 стран ЕС и Украины. Следовательно, европейцы склонны считать, что Киев не победит Москву на поле боя. От трети до половины опрошенных полагают, что война закончится переговорами, и до 31% (жители Греции) считают победу РФ наиболее вероятной. Из всех опрошенных стран только в Эстонии преобладает мнение о возможности победы Украины (38%). А большинство украинцев (58%), по выводам европейских социологов, уверены, наши защитники смогут победить и Украина может рассчитывать на поддержку международных партнеров.
А вот итоги опроса и их анализ, проведенные отечественными социологами - центром имени Разумкова по заказу издания "Зеркало недели", - воспринимаются средствами массовой информации, в основном зарубежными, как сенсация.
Итак, 44% украинцев готовы к мирным переговорам с Кремлем. И это только официально. А если добавить тех, кто вообще может говорить о "границах 1991 года", а дома на кухне говорить: "скорее бы уже эта война закончилась", то этот показатель может быть больше, по меньшей мере, приближаться к 50% отметки. Они теряются где-то между указанной официальной отметкой и частью тех, кто не готов к мирным переговорам – таких 35%.
Социологи утверждают, что процент готовых к переговорам растет соответственно от западных к южным областям. На западе готовы к переговорам с Россией только 35% опрошенных, а на юге - 60%. И это, вероятно, может означать, что большинство украинцев начинает склоняться именно к мирному завершению войны.
В то же время опрошенные не готовы ни к каким реальным уступкам, к которым стремится Владимир Путин и даже не в качестве итога мирных переговоров, а как возможность для их начала. Наши соотечественники не готовы согласиться с признанием российского статуса четырех частично оккупированных областей Украины – Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской.
Более того, Владимир Путин требует, чтобы из частей этих областей, которые контролируют украинские власти, были выведены украинские войска.
Также 77% опрошенных не считают возможным отменить западные санкции против РФ. В то же время, только 58% не согласны с закреплением в Конституции нейтрального, безъядерного, внеблокового статуса Украины.
Все же большинство опрошенных – 66% верят в возможность победы Украины на поле боя; 82% уверены, что это возможно, если Запад предоставит нам достаточное количество оружия.
Еще 76% украинцев считают, что победа возможна, если Украина построит мощный оборонный комплекс. Здесь следует отметить, что речь идет именно о необходимости преодолеть внутренние проблемы. Сражаются не только армии, но и государственные машины. Сильный ОПК сам по себе не вырастет. Однако причиной здесь являются не только институциональные проблемы (коррупция, концентрация власти в руках Банковой, несубъектность правительства и парламента), но и очевидная неспособность власти прыгнуть выше головы.
Стоит добавить, что 69% верящих в победу считают, что она возможна только в том случае, если Запад поможет нам человеческим ресурсом.
Психологическое раздражение
В общем, результаты всего исследования указывают на определенное внутреннее противоречие тех, кто участвовал в опросе. Параллельно существуют мнения: как те, которые в общем политическом и общественном мейнстриме и их выражают социологи, так и те, как мы уже отметили, что их выражают в кухнях только близким знакомым и родственникам. И не потому, что украинцы чего-то боятся, а потому что не хотели бы восприниматься даже для самих себя как граждане, готовые уступить национальные интересы и территорию своей Родины.
Итак, как отметил политический журналист Виталий Портников, существует общественное и "кухонное" восприятие реальности. В этом разрезе интересен результат опроса относительно того, плохо ли быть, так называемым "уклонистом". И 46% опрошенных считают, что в этом нет ничего плохого, только 29% имеют противоположную точку зрения. Но не стоит преувеличивать значение именно этого общественного мнения. Она может быть определенной информацией для размышлений и коррекцией действий президента Владимира Зеленского, который и так делает немало и что может для того, чтобы запустить процесс переговоров между Украиной и Россией, но, конечно, так, чтобы Киев не пошел на те уступки, которые их требует Владимир Путин.
РФ желает не переговоров, а победы
Для того чтобы состоялись реальные переговоры, нужно двое участников. Нужно, чтобы настоящее, а не декларируемое любопытство было не только со стороны Украины, но и России. Тем более, что в Украине, скажем, проводится опрос общества, а в России население готово жить нарративами, предложенными президентом РФ Путиным и официальной пропагандой. Таким образом, возможностей для маневра у Путина и его окружения больше, чем у украинской власти, которая все же является властью электорального государства и вынуждена ориентироваться на свои дальнейшие политические и жизненные перспективы.
Но вопрос не в нас, а в том, насколько РФ желает каких-либо переговоров с Украиной? И он не закрыт. Ведь те условия, которые выдвигает Владимир Путин как возможность начала переговоров, стартом даже с натяжкой назвать нельзя.
Они больше похожи на инструмент для внесения мировоззренческого хаоса и дестабилизации ситуации в Украине и облегчения возможности оккупации новых украинских территорий.
Мы, учитывая разные обстоятельства, а в большинстве своем, на все 10 лет войны, не верим в то, что Владимир Путин заинтересован в мирном окончании войны путем переговоров с Украиной, потому что вся его стратегия и тактика указывает, что он стремится полностью покорить Украину. Мнения ни украинской власти, ни людей, ни даже коллективного Запада Владимиру Путину просто не интересны. Но, по всей видимости, до того момента, пока он может надеяться на дальнейшее экономическое сотрудничество со странами Глобального Юга и помощь Китаю в перевооружении своей армии и укреплении военно-промышленного комплекса РФ.
Следовательно, мерить градус украинского общества в нише желания или не желания переговоров с российским агрессором, конечно, нужно, но в то же время следует осознавать, что ни гражданское общество, ни украинская власть на этот процесс не влияют.
Время – основной союзник Путина
Путин уверен, что время является его великим союзником. Тяжелая ситуация на фронте, спровоцированная продолжительным отсутствием поставки вооружения от партнеров, перевела войну в стадию затяжной со ставкой России на истощение Украины.
Путину известны проблемы коррумпированного государственного аппарата под ручным управлением Банковой. А это дополнительная почва для российских ИПСО, способных взорвать в шесть раз меньшую Украину изнутри.
Это именно то, что, по мнению Путина, приведет его к цели. В России никто не воспринимает украинское государство как субъект для переговоров, а лишь как объект для порабощения.
Кроме того, Путину известны проблемы коррумпированного государственного аппарата под ручным управлением Банковой. А это дополнительная почва для российских ИПСО, способных взорвать в шесть раз меньшую Украину изнутри.
В то же время при невозможности переизбрать власть из-за военного положения и нежелания президента Зеленского качественно перезагрузить правительство, мнение о том, что Украине нужно остановиться, выдохнуть, провести выборы и подготовиться к повторному нападению агрессора, вызвало широкую, острую дискуссию в интеллектуальном сообществе.
Определенная ее часть - оппоненты переговоров о замораживании конфликта считает, что передышка позволит выдохнуть и сгруппироваться именно России. А то, что Украина качественно перезагрузит – не факт. Также есть риск, что перемирие или заморозка отвлекут Запад, и мы уже никогда не обратим его внимания. Поэтому нам нужно мобилизоваться и дальше бороться за себя.
За ширмой – серьезные движения
Однако на то, что переговорные процессы активизировались, указывает ряд заявлений президента Зеленского, сделанных после неудачного для Украины Саммита мира. По данным зарубежных медиа, второй раунд Банковая планирует к выборам в США и, возможно, по приглашению России.
Также очевидно, что глава украинского государства отошел от предыдущей Формулы мира. Зеленский уже анонсировал новый план мира, на разработку которого, по его словам, в Украину уйдет несколько месяцев – до ноября. В то же время появилась публичная позиция президента о возможности переговоров через посредника в формате зернового соглашения, заключенного в Стамбуле. Ну и еще одним важным сигналом стала публичная отсылка Владимира Зеленского к референдуму, который он готов провести, "чтобы, принимая решение, опереться на волю народа".
Ряд экспертов считает это правильным технологическим ходом Зеленского, рискующего поставить подпись под результатом переговоров, что может не соответствовать завышенным ожиданиям общества. И обвалить рейтинг. Не забывайте, что увлекаться победным марафоном единых новостей и сидеть в теплой ванне опасно не только для президентов, но и для народов.
Кроме того, ситуация осложняется отсутствием понимания, чего хочет сама Украина. Нет внутренней четко выписанной формулы, что такое для нас победа, парафированная и властью, и народом. Как нет и честной дискуссии о том, что в сложившейся ситуации реально, а что — нереально.
Украина, закрыв глаза и заткнув уши, по-прежнему публично ориентируется на сохранение и возвращение всех территорий к границам 1991 года. А наш президент, с одной стороны, утверждает, что никогда не отдаст Крым. С другой, совсем недавно во время выступления в Институте Рональда Рейгана Зеленский сделал неожиданную и важную ремарку: "...если вы говорите о территории, то должны понимать, что нам нужно прежде всего спасать людей и государство".
В то же время, Запад давно считает победой дальнейшую евроинтеграцию Украины, сохранение демократии и если не вступление, то активное сотрудничество с НАТО. Даже в условиях утраты части территорий.
Ведь решение вопроса войны России с Украиной только для Украины является основным. Для остальных это часть игры. Путина по-прежнему интересует картинка собранных земель бывшего СССР, которая была у него в голове накануне полномасштабного вторжения, когда Россия начала выдвигать ультиматумы по отношению к НАТО и т.д. Диктатор думает о закреплении многополярного мира, отмене санкций и, все же, возобновлении отношений с Западом и т.д.
Переговоры продолжались всегда. Иногда они были более глухими, иногда более или менее выразительными.
В то же время, согласно его плану, Украина должна полностью разоружиться, отказаться от НАТО и прекратить быть антипутинским проектом.
Собственные резоны для прекращения войны имеет и Запад. Ведь кроме ядерного Путина есть ядерная Северная Корея, есть отношения и глобальная конкуренция с Китаем, есть Израиль, ХАМАС, Иран… Для Запада Украина — действительно важный пазл, но только пазл. Место и роль Украины, которая самоотверженно борется за себя, до сих пор еще не определена.
Потому переговоры продолжались всегда. Иногда они были более глухими, иногда более или менее выразительными. Но они постоянно велись через Турцию, Катар, Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Отношения с россиянами поддерживали и Госдеп, и ЦРУ, и Украина через ГУР, и Ермак по линии СВР (службе внешней разведки РФ). Еще в феврале 2024 г. была история с активизацией переговоров на стамбульской основе. Но, как тогда утверждали источники в офисе президента, глава ОПУ Ермак прервал активизировавшуюся коммуникацию, объяснив это тем, что ее следует продолжить после швейцарского Саммита мира, который усилит позиции Украины. Похоже, с ужесточением позиций не сложилось. Ну что ж, уверенно двигаемся к ноябрьским возможностям.
Комментарии