16 июля Верховная Рада Украины проголосовала в целом за законопроект № 4201 - с почти философским названием: "Об исчислении времени в Украине". Этот закон, если президент его подпишет, отменит с 2025 года перевод стрелок на зимнее/летнее время. Принятым актом устанавливается, что "сезонный переход времени на территории Украины не осуществляется". Учитывая дату принятия - 16 июля - и то, что переходными положениями устанавливается вступление в силу этого закона через три месяца со дня опубликования, следует, что этой осенью, в последнее воскресенье октября, мы еще переведем стрелки на зимнее время, которое и станет следовательно, единственным временем Украины. Украина будет с тех пор жить во втором часовом поясе, который в Европе часто называют восточноевропейским временем.
Принятое решение естественно вызвало заметную общественную реакцию. И это неудивительно, поскольку проблема зимнего/летнего времени имеет много измерений: политическое, экономическое, географическое, медико-биологическое и т.д. Да и обсуждается уже достаточно давно. В дискуссиях о целесообразности/нецелесообразности перевода стрелок весной и осенью в последнее время приведено немало аргументов.
Вроде бы плохое влияние перевода стрелок на самочувствие и даже, например, на дойку коров. И наличие/отсутствие экономического эффекта от перевода стрелок. И вроде бы возможна заинтересованность энергетиков в более долгих вечерах, которые увеличат потребление электроэнергии
Это и вроде бы плохое влияние перевода стрелок на самочувствие и даже, например, на дойку коров. И наличие/отсутствие экономического эффекта от перевода стрелок. И вроде бы возможна заинтересованность энергетиков в более долгих вечерах, которые увеличат потребление электроэнергии и доходы производителей энергии, не говоря о том, как справляться с увеличением темного времени в условиях постоянных атак российского агрессора на нашу энергосистему.
В статьях и сообщениях в социальных сетях среди аргументов против можно встретить и возможное увеличение уровня преступности из-за увеличения темного времени суток и даже недовольства меньшей продолжительностью волшебных летних вечеров. Многие аргументы можно встретить и "за" перевод стрелок. Мультимерность проблемы обуславливает отношение к ней согласно общеизвестной сентенции "сколько людей - столько и мнений". Отдельным предметом дискуссии может быть и то, в каком часовом поясе быть Украине.
В то же время, инициатор законопроекта, а им является лично спикер парламента Руслан Стефанчук, откровенно отмечал политические мотивы как основные в разработке и принятии этого Закона. В пояснительной записке к законопроекту указано: "Законопроект призван обеспечить защиту территориальной целостности и укрепление национальной безопасности Украины, поскольку, как известно, на временно оккупированных территориях Украины установлено время государства-агрессора - Российской Федерации. Поэтому установление и закрепление на всей территории Украины без исключения единого киевского времени в свою очередь позволит укрепить и позиции безопасности Украины и будет способствовать деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий".
Свое видение Стефанчук подтвердил, комментируя законопроект в день его принятия: "Если кто-то говорит, что часовые пояса - это параллельные линии, то, пожалуйста, посмотрите - нигде нет параллельных линий, это всегда геополитическое измерение. Любой часовой пояс - это геополитическое измерение".
Одним из первых символических шагов в процессе обретения Украиной независимости стал переход из третьего часового пояса (гринвичское время плюс три часа) во второй, то есть с московского времени на восточноевропейский
Политическое измерение распределения по часовым поясам трудно отрицать. Собственно, пребывание Украины в "московском" часовом поясе большую часть советской поры красноречиво тому подтверждение: европейская часть СССР и прежде всего, "братские славянские народы" должны были жить по Москве. Одним из первых символических шагов в процессе обретения Украиной независимости стал переход из третьего часового пояса (гринвичское время плюс три часа) во второй, то есть с московского времени на восточноевропейское. Решение об этом было принято Верховным Советом РСФСР 11 июня 1990 года, во главе которого еще даже не было Леонида Кравчука (спикером был Владимир Ивашко).
О символической политической значимости временного вопроса лишний раз напомнили "временные войны" за московское время на территории Крымского полуострова, которые вел против центральной власти Верховный Совет Автономной Республики Крым в 1990-х годах. Конец борьбе против киевского времени официально положило решение Конституционного суда Украины 1998 года о признании неконституционным Закона Автономной Республики Крым "Об исчислении времени".
Дополнительный импульс политико-часовой вопрос в Украине получил в 2011 году, когда в Российской Федерации был отменен сезонный перевод часов. Властная Партия регионов, чья политика сплошь и рядом заключалась в повторении соответствующих шагов российских властей, решила отменить зимнее/летнее время, одновременно, переведя часы на один час вперед. Соответствующее постановление вынесено в сентябре 2011 года.
Примечательно, что тогда это не являлось переходом на московское время, поскольку европейская часть России жила в четвертом часовом поясе (плюс два часа от центральноевропейского времени). Это решение вызвало бурную негативную реакцию в обществе (на мой взгляд, в значительной степени обусловленную общим неприятием режима Виктора Януковича) и в результате оно "прожило" всего месяц: уже в октябре 2011 года его отменили.
Ну и в очередной раз политико-временные проблемы напомнили о себе в Украине с началом российской агрессии в 2014 году, когда Россия среди первых шагов на оккупированных территориях Украины сменила время с киевского на московское. И продолжила это делать и с началом широкомасштабной агрессии в 2022 году
С другой стороны, очередные временные изменения на территории Российской Федерации, принятые в 2014 г., привели к тому, что уже 10 лет ежегодно семь месяцев Украина живет как Москва. Что, конечно, выглядит раздражительным с символической точки зрения. И, кстати, обуславливает фактическую безальтернативность центральноевропейского времени (в случае окончательного выбора формата единого времени) для Украины.
Еще одна составляющая политико-временного вопроса - евроинтеграционная. Сторонники отмены сезонного перехода времени говорят, что это - европейский тренд. В вышеуказанной пояснительной записке к законопроекту указано, что "европейский парламент 26 марта 2019 года также поддержал идею отменить сезонный перевод часов с 2021 года".
Причем эта позиция Европарламента появилась не на пустом месте: Еврокомиссия провела летом 2018 достаточно репрезентативные онлайн-консультации, по итогам которых 84% поддержали отмену перевода часов. В то же время, упомянутую резолюцию Европарламента 2019 года до сих пор не утвердил Совет ЕС. Этому помешали сначала эпидемия COVID, затем - агрессия России против Украины. Но еще одним значимым фактором является отсутствие консенсуса во многих странах ЕС относительно того, в какой именно часовой пояс переходить.
Принятие какого-то общеевросоюзовского решения по этому вопросу кажется довольно отдаленной перспективой. Поэтому Украина, в случае утверждения и имплементации решения о переходе на одно время, действительно может стать драйвером процесса для остальной Европы
К примеру, во Франции выбирают между центральноевропейским и восточноевропейским временем. В Испании - между центральноевропейским и гринвичским. В Финляндии - между восточноевропейским и московским. А у Ирландии вообще своя история: они отказываются отменять зимнее/летнее время, если оно не будет отменено в Великобритании - чтобы не возникало разницы во времени с Ольстером. Так что принятие какого-то общеевросоюзовского решения по этому вопросу кажется довольно отдаленной перспективой. Поэтому Украина, в случае утверждения и имплементации решения по переходу на одно время, действительно может стать драйвером процесса для остальной Европы.
Любое решение по сезонному переходу времени будет воспринято неоднозначно и в любом случае будет немало недовольных. В Верховной Раде зарегистрировано постановление об отмене принятия закона из-за якобы имеющихся регламентных нарушений (и это оставляет решение в парламенте еще на месяц - пока постановление не будет проголосовано, поскольку следующее пленарное заседание - во второй половине августа).
На сайте президента Украины уже зарегистрирована петиция, которой президента планируют призвать ветировать отмену перехода на летнее время с 2025 года. Так что точка в этом вопросе будет поставлена нескоро. Если закон будет подписан - он заработает только со следующего года, а для Украины сейчас это очень далекая перспектива. А может иметь место и вариант "подвешивания вопроса", когда закон просто не подписывается длительное время, чтобы не слишком будоражить общественное мнение.
Комментарии