Министр иностранных дел России Сергей Лавров не без проблем, но все же прорвался на ежегодную конференцию ОБСЕ, которая проходила в Северной Македонии, председательствовавшей в этой организации в нынешнем году. В этом отношении Лавров был успешнее толпы беженцев с Ближнего Востока, которые с территории России прорывались в Финляндию.
Македония обратилась к Болгарии, через которую пролегал ближайший маршрут прорыва Лаврова, с просьбой дать его самолету пролететь. Болгария согласилась пропустить министра, но не подсанкционного спикера российской дипломатии Марию Захарову. И здесь на помощь России пришли Турция и Греция, пропустившие российский самолет со всеми его пассажирами. Однако это стоило России авиационного керосина на 4 тыс. км обходных маршрутов.
Эта детективная история указывает на новый фронт российской войны против Европы, находящийся на Балканах. Возможно, это второй европейский фронт российского нападения, возможно, третий, если Россия изначально найдет более убедительные, чем ближневосточные беженцы, инструменты дестабилизации на севере Европы и на Балтике.
Нельзя сказать, что Лавров имел успех в ОБСЕ, кроме того факта, что российское участие разрушает эту организацию. Но все же российский министр попал в страну впервые с начала широкомасштабного российского вторжения в Украину. Северная Македония граничит с Албанией, другой страной НАТО, с которой в 1990-е имела сложные отношения. Албания граничит с Сербией, с которой у нее сейчас сложные отношения из-за постоянного напряжения между сербским и албанским населением в Косово. Если посмотреть дальше, Сербия, а именно ее венгерская провинция Воеводина – угроза Венгрии, если та наконец решит выйти из-под российского влияния.

Сербия, сербское гибридное государство в Боснии и Герцеговине, населенные сербами территории на Балканах – один из ключевых инструментов российского давления на Европу. Несмотря на все санкции и логистические проблемы, Россия умудряется поставлять в Сербию трубопроводный газ со скидкой. За покупку каждой тысячи кубометров российского трубопроводного газа кто-то получает откат, и на этом в значительной степени держатся российские агентурные сети в Европе.
В конце ноября на сессии министров иностранных дел Североатлантического союза, в рамках которого состоялось первое заседание Совета Украина – НАТО, вторым по важности вопросом была ситуация на Балканах. Рассматривались меры против попыток сознательной дестабилизации региона. За неделю до сессии генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Косово и Боснию и Герцеговину. В Косово Столтенберг заявил, что НАТО рассматривает возможность дальнейшего увеличения миротворческих сил с целью предотвратить обострение напряжения между сербским меньшинством и этническим албанским большинством и избежать эскалации насилия с проекцией на другие балканские территории. В Боснии и Герцеговине генеральный секретарь НАТО заявил о поддержке территориальной целостности страны и предупредил против нездорового вмешательства России, действия которой угрожают стабильности региона.
Албания предупредила, что этническое насилие в Косово может спровоцировать более широкий конфликт на Балканах
В октябре НАТО увеличило военный контингент в Косово на 1 тыс. – дополнительно к тем 4,5 тыс., которые находились там в последние годы. Албания, как член НАТО, призвала к дальнейшему увеличению, предупредив, что этническое насилие в Косово может спровоцировать более широкий конфликт на Балканах.
Накануне, в сентябре, в Косово произошло одно из сильнейших обострений между сербами и албанцами с момента провозглашения независимости Косово в 2008 году и его признания США и большинством европейских стран. Десятки вооруженных сербов напали на полицейский участок на севере Косово и забаррикадировались в одной из православных церквей. Правительство Косово назвал это террористическим актом. Президент Сербии отрицал всякую причастность своей страны и обвинил премьер-министра Косово Альбина Курти в якобы жестокой этнической чистке косовских сербов при поддержке Запада. Сербия использовала этот инцидент для развертывания на границе с Косово войск с тяжелым вооружением, что стало одной из крупнейших сербских военных операций со времен окончания войны в Косово почти четверть века назад. Госсекретарь США Энтони Блинкен звонил по телефону президенту Сербии Вучичу, требуя немедленного снижения напряженности. Ситуация была очень серьезной. Однако она была быстро забыта на фоне нападения ХАМАС на Израиль всего через неделю после развертывания сербских войск на границе с Косово.
Балканы – уязвимый регион Европы. Из-за нестабильности на Балканах началась Первая мировая война
Балканы – уязвимый регион Европы. Россия всегда пыталась обострить существующие там проблемы – низкий уровень жизни населения ряда территорий, устаревшие этнические и территориальные противоречия. Из-за нестабильности на Балканах началась Первая мировая война, завершившаяся нестабильным миром и возобновившаяся во Второй мировой войне. После Второй мировой войны для Балкан было найдено паллиативное решение – большинство стран региона было собрано в югославскую федерацию, отсоединенную как от европейских институтов, так и от советской империи. После окончания холодной войны югославская федерация рассыпалась, и ЕС и НАТО предложили перспективу членства странам, которые образовались на ее месте. Европейские обязательства выполняются. Словения, Хорватия, Албания, Черногория, Северная Македония – уже члены НАТО, Словения и Хорватия – также члены ЕС. За пределами охвата европейских институтов остаются Сербия, Босния и Герцеговина и частично признанное Косово.
Сербия – ключевая цепь российских попыток дестабилизации, ведь от сербов зависит ситуация с безопасностью как в Косово, так и Боснии и Герцеговине. Уровень развития Сербии достаточен, чтобы рассчитывать на скорейшее членство в ЕС. Но на пути стоит сложное для Сербии условие – согласиться на отдельное существование Косово и его вхождение в европейские институты. Это сложный выбор для Сербии, для которой Косово – историческая конституционная сербская территория.
Какая альтернатива европейскому предложению существует для Сербии? Ее предлагает Россия – шантажировать ЕС и НАТО дестабилизацией
Но какая альтернатива европейскому предложению существует для Сербии? Ее предлагает Россия – шантажировать ЕС и НАТО дестабилизацией, получая скидки за российский газ и минимальные российские инвестиции. Вряд ли Сербия не понимает, какую роль готовит для нее Россия, однако пространство для маневра невелико. В отличие от других пророссийских политиков Европы, лидеры Сербии не могут предложить России институциональное влияние на Европу, ведь Сербия, в отличие от, например, Венгрии и Словакии, не является членом ЕС и НАТО. За неимением институциональных влияний России нужно от Сербии, чтобы та пугала Европу дестабилизацией, а при случае и спровоцировала войну, как в канун Первой мировой.
Но решится ли Сербия вступить в войну на стороне России, если будет проигрывать войну против Украины? Наверное, нет. Поэтому второй или даже третий фронт российской войны против Европы не должен отвлекать европейское внимание от первого – украинского. Там силой американского и европейского оружия в украинских руках строится новый европейский мир.
Комментарии