Пожалуй, сегодня фактически не осталось украинцев, которые бы не испытывали ненависти к действиям россиян. И пока страна-агрессор пытается запугать нас, разрушая объекты критической инфраструктуры, у нас, в отличие от ее дрожащей покорной нации, только нарастает ярость. Мы не просто не сдаемся, а с каждым массовым обстрелом еще активнее поддерживаем Вооруженные силы донатами "на месть". Но полезна ли такая ярость и жажда отомстить?
Ко мне недавно в эфире обратились с вопросом: "А не вредно ли постоянно находиться в состоянии ненависти?" Действительно, не все эмоции конструктивны. Некоторые из них могут влиять на наше настроение и общее состояние негативно. Поэтому я предлагаю более подробно разобраться, чем действительно вредная ярость, почему идея мести врагу – неплохая стратегия и как ненависть помогает нам в сложные времена.
Отрицательные последствия агрессии
Начну с того, что эмоции ярости действительно не самые лучшие. Высокий уровень ненависти для нас достаточно стрессогенный. Когда мы ощущаем злобу в отношении человека или явления, для нашей нервной системы это предупреждение об угрозе. А поскольку мозг не различает реальную и потенциальную опасность, он мобилизует все силы организма и готовит нас к бою. И такое состояние истощает. Как результат: нарушение качества сна, раздражительность и конфликты с окружающими людьми.
Например, люди ссорятся в социальных сетях, обвиняя других в том, что они выкладывают "слишком счастливые фото" или "недостаточно страдали, потому что не были в оккупации" и так далее. Такие проявления агрессии действительно деструктивны и вредят. Эти нападки персонализированы, то есть мы агрессируем на конкретного человека, и это подкрепляет нашу модель поведения в бытовых вопросах. В результате мы начинаем проявлять агрессию к людям в целом, даже к собственной семье, друзьям и партерам. Так что кроме эмоционального истощения и излишнего стресса, последствиями подобной ссоры могут стать трудности в коммуникации с другими.
Ненависть и ярость с пользой для себя и других
Да, я прекрасно понимаю, что сейчас большинство из нас живет в стрессе и состоянии неопределенности, так что действительно может возникать желание "сорваться на других". И тут ненависть к врагу как раз пригодится. Дело в том, что, в отличие от хейта в социальных сетях и споров с близкими, ярость к стране-террористу направлена на явление, в нашем случае – войну и тех, кто ее начал и поддерживает.
И тут сразу хочу объяснить – ярость отличается от примитивной агрессии и обычного гнева, где человек чувствует несправедливость. Она имеет определенный вектор, то есть человек осознает, на кого она направлен и как его проявлять. И такая ненависть имеет целый ряд приятных бонусов.
1. Ярость нейтрализует страх. Ярость – это состояние, которое очень редко сопровождается страхом. Чаще мы или боимся, или сердимся. И это хорошо прослеживается на примере украинцев. Через несколько дней после октябрьской атаки Киева я встретил у места, куда попала ракета, пожилую пару. Они выгуливали собаку. Я спросил, не страшно ли им здесь находиться? На что мужчина резко ответил: "Так что теперь? Собаке из-за Путина в туалет не ходить?" Им не было страшно, но они были однозначно возмущены.
Когда нам страшно, мы теряем контроль над собственной жизнью. А во время гнева мы наоборот больше сконцентрированы на том, чтобы вопреки всему выжить
Дело в том, что, когда нам страшно, мы теряем контроль над собственной жизнью и становимся уязвимыми к раздражителям. Вместе с тем во время гнева мы наоборот больше сконцентрированы на том, чтобы вопреки всему выжить. Так что злоба – более эффективная модель, чем страх и паника.
К тому же в состоянии злобы мы воинственны и более действенны. И то, как активно взбешенные украинцы донатят на месть – отличный пример. Ненависть нам сейчас как никогда помогает в борьбе.
2. Общий враг объединяет. Пока все мы имеем общую цель – победить. И живем в одном контексте. Мы поддерживаем друг друга и сплачиваемся, чтобы помочь нуждающимся в помощи. Среди моего окружения много людей, приютивших у себя фактически незнакомцев, которые были вынуждены переехать из-за оккупации. В такие моменты мы открыты друг другу.
У каждого из нас есть широкое пространство для конструктивной реализации собственной агрессии: волонтерство, сбор средств на помощь армии, поиск нужной техники или снаряжения
Учитывая, что мы социальные существа, такое единение придает нам уверенность и значимость. К тому же у каждого из нас есть широкое пространство для конструктивной реализации собственной агрессии: волонтерство, сбор средств на помощь армии, поиск нужной техники или военного снаряжения.
3. Ненависть к оккупанту – это естественно. Как-то одна девушка в комментариях к моему посту в социальных сетях написала сообщение типа: "Я выше злости к России и оккупанту. Поэтому не обращаю внимание на войну и вам этого желаю". На самом деле только единицы могут "закрыть глаза на убийства" и "быть выше ненависти к оккупанту".
Мы видим реального врага, его абсурдные решения и преступные действия. Как я уже отмечал, фиксируя опасность, нервная система мобилизует все наши ресурсы. Так что вполне естественно, что весь потенциал направлен именно против агрессора. Испытывать злобу, ненависть и агрессию к оккупанту – это в рамках нормы.
"Смерть врагам" как лозунг единения украинцев
В одном из эфиров меня спросили, насколько положительно желать смерти врагам в наше непростое время. Я ответил, что это весьма положительно, чем возмутил Ольгу Скабееву настолько, что она опубликовала запись этого эфира в социальных сетях.
Ненавидеть оккупанта – это больше о пользе, если направить злобу на дела, приближающие победу
Но в некотором смысле фраза "Смерть врагам" действительно стала общенациональным лозунгом. На самом деле, в пожелании смерти врагам нет никакой проблемы, если это не тратит наш эмоциональный ресурс и не загоняет нас в дистресс. Ненавидеть оккупанта – это больше о пользе, если направить злобу на дела, приближающие победу.
Я ни разу не поддерживаю агрессию в коммуникациях, семье, отношениях и так далее, осуждаю насилие в его проявлениях. Но в контексте ярости к стране-террористу и ее населению – это о самозащите и нашей устойчивости. Мы на своей земле и имеем полное право ненавидеть захватчика. Главное помнить, что ярость имеет большой потенциал, поэтому используйте ее с умом и пользой для себя и страны.
Комментарии