Страны Евросоюза решили самостоятельно создать тяжелый транспортный самолет. До недавнего времени НАТО рассчитывало на арендованные украинские и российские самолеты Ан-124 "Руслан". Они и сейчас являются самыми большими транспортниками в мире. "Русланы" поставлялись в армию СССР с 1987 года, а с 2000-х использовались европейскими военными для переброски сил - тяжелой техники, большого количества солдат одновременно, снабжения и гуманитарной помощи.
Еврокомиссия уже запустила программу ESOCA (European eco-System for Outsized Cargo Airlift – Европейская экосистема воздушной транспортировки негабаритных грузов), результатом которой должно стать создание тяжелого транспортного самолета. Участники программы не скрывают, что причиной ее запуска стали проблемы с доступом к самолетам Ан-124 "Руслан". Ведь количество самолетов этого типа существенно уменьшилось, а использовать российский парк, как это было до начала вооруженной агрессии Москвы, стало невозможно.
Украина с момента создания в 1965 году "Антея" (Ан-22) держит мировое первенство в производстве тяжелых транспортных и военно-транспортных самолетов. И хотя производство было организовано в пределах СССР, именно на знаменитом КБ в Киеве были разработаны и на серийном участке изготовлены крупнейшие в мире самолеты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия".
"Мрию" не уберегли во время российского нашествия в феврале 2022 года, а "Русланов" было выпущено всего 53, из них в Украине - 17, и еще два опытных. На ГП "Антонов" сейчас пять работающих самолетов. В ВКС РФ работают, ориентировочно, два-три самолета. Также, у российской компании "Волга-Днепр" имеется 10 машин, которые используются преимущественно в интересах ВС РФ, а также летают в ОАЭ, Китай и Иран. Еще один "Руслан" есть в ОАЭ и два разрушенных войной в Ливии. Все остальные были в последние десятилетия разукомплектованы и ныне не в летном состоянии.
Программа ESOCA уже начала действовать. Сейчас проект профинансирован на 20 миллионов евро, до конца 2025 года будут продолжаться научно-исследовательские работы. Речь идет и о том, как строить новый транспортник без Украины, потому что предварительные оценки состояния украинского самолетостроения европейских промышленников и экспертов неутешительны.
Лидерами программы в настоящее время являются европейские авиационные гиганты Airbus и Leonardo, но также задействован ряд других компаний и исследовательских учреждений из многих стран: Италии, Франции, Германии, Испании, Греции, Финляндии, Нидерландов и Польши.
Вопрос в том, сможем ли мы спасти отечественную школу военно-транспортной авиации
Тот факт, что в ЕС решительно взялись за проект, свидетельствует, что возобновление сотрудничества с РФ не предполагается – это хорошая новость. Тем более что Россия сама не возобновит производство этих воздушных машин, а с потерей в 2021 году нового Ил-112В РФ фактически потеряла школу военно-транспортной авиации. Но для Украины здесь тоже вызов глобальный и экзистенциальный. Вопрос в том, сможем ли мы спасти отечественную школу военно-транспортной авиации.
К сожалению, с 2015 года Украина не разработала и серийно не выпустила ни одного самолета, а также потеряла ряд важных соглашений и контрактов с европейскими и другими партнерами. Ключевой ошибкой было подчинение в 2015 году ГП "Антонов" и производственных участков в Киеве и Харькове ДК "Укроборонпром" – из-за некомпетентного менеджмента были приостановлены работы по созданию и совместному производству и модернизации самолетов Ан-178-111, Ан-132, а также Ан -124-100 с Европейским союзом и другими странами.
По мнению генерального авиаконструктора Украины, академика Национальной академии наук Украины и Героя Украины Дмитрия Кивы, обратившегося с открытым письмом к Президенту Украины, "...С 2015 года усилиями тогдашнего президента Украины П. Порошенко и премьер-министра А. Яценюка были прекращены работы по созданию и совместному производству и модернизации самолетов Ан-178-111, Ан-132, а также Ан-124-100 с Европейским Союзом и другими странами. Началось целенаправленное уничтожение авиапромышленности Украины, включая разработку и производство транспортных самолетов".
Кроме того, широкомасштабная война изменила отношение европейцев к Украине. На политическом уровне есть полное понимание необходимости привлечения ОПК Украины. "Стратегический подход к нашей оборонной индустрии также должен учитывать вопросы оборонных способностей Украины на самом высоком уровне наших потребностей. Наша стратегия будет завершена только тогда, когда она будет учитывать также потребности Украины и украинские промышленные возможности...". Такое заявление сделала президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен во время выступления на годовой конференции Европейского оборонного агентства (EDA) 30 ноября 2023 года. Возможности углубления сотрудничества заложены и в соглашении безопасности, которое Украина и ЕС подписали в июне 2024 года.
Дмитрий Кива считает, что Киев должен обратиться к участникам проекта ESOCA с конкретными предложениями по совместному производству современных самолетов, и в первую очередь нового самолета на замену Ан-124-100 "Руслан".
Прежде всего, ГП "Антонов" как многолетний разработчик и производитель транспортных и военно-транспортных самолетов, имеет непосредственные наработки по замене узлов и агрегатов на самолете Ан-124-100 европейскими и западными материалами и компонентами. В частности, благодаря применению материалов, комплектующих изделий, двигателей и оборудования европейского производства, модернизированный самолет Ан-124 может иметь максимальный взлетный вес 450 тонн и максимальный коммерческий вес 170 тонн.
Для участия в европейской программе следует сделать партнерам следующие предложения:
• Основную аэродинамику и компоновку самолета оставить на базе Ан-124-100, что сохранит много усилий, ресурсов и времени.
• Двигатели установить английские Rolls Roys или американские General Electric.
• Установить современную стеклянную кабину с пилотажным навигационным оборудованием (Thales, Honeywell).
• Осуществить замену части оборудования и систем европейскими и западными. Конструкторскую и технологическую документацию перенести с бумажной на цифровую.
• Прессованные панели крыла длиной 28 метров необходимо заменить новой конструкцией, изготовленной в ЕС.
• Работы по созданию нового модернизированного самолета должны производиться концерном Airbus, ГП "Антонов" и другими европейскими компаниями.
• Производить крылья самолета возможно в Великобритании, части фюзеляжа в Германии, части агрегатов на ГП "Антонов", а окончательная сборка может производиться во Франции.
• Разработка такого модернизированного самолета будет длиться 4-5 лет и будет стоить около 3 млрд долларов.
В то же время авиаконструктор отмечает, что создание совершенно нового европейского самолета такого класса будет стоить не менее 10 млрд. долларов и потребует срока в 8-10 лет. То есть, экономия от сотрудничества с Украиной для европейских бюджетов очевидна.
Комментарии