Серия летных экспериментов, призванная раскрыть тайну катастрофы Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", полностью подтвердила основную версию следствия о том, что самолет упал из-за одного из пилотов. Летчик, по всей видимости, случайно нажал на педаль тормоза при взлете. Если бы он просто не вмешивался в процесс взлета, трагедии бы не произошло, уверены эксперты.
Накануне специалисты Летно-испытательного института имени Громова завершили испытания на аэродроме в подмосковном Жуковском. Во вторник пилоты-испытатели провели шестой по счету эксперимент, пишет "Коммерсант". Они дважды подняли в воздух Як-42, аналогичный тому, что разбился под Ярославлем. При этом летчики строго соблюдали все установленные экспертами Межгосударственного авиационного комитета параметры (МАК) взлета 7 сентября в аэропорту "Туношна".
Летчик, сидевший в левом кресле командира, во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно оттягивая на себя штурвал и поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. К штурвальной колонке самолета впервые за время экспериментов был присоединен динамометр, измеряющий усилия пилота. Он показал, что из-за нажатой педали тормоза выкрутить руль летчику самолета с "Локомотивом" было крайне сложно.
Выяснилось, что пока руль высоты находился в штатном для взлета положении в 5-6 градусов, усилия от пилота требовались минимальные - всего в несколько килограммов. Однако их данных бортовых самописцев разбившегося Як-42 следует, что руль высоты во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а перед отрывом от земли - до 13 градусов. Чтобы удержать руль высоты в таком положении, пилоту пришлось приложить усилие в 64 кг - при этом он вынужден был с силой давить на тормоза.
Таким образом, версия о том, что пилот разбившегося Як-42 при взлете нажал на тормоза, полностью подтвердилась. Почему это произошло, до сих пор неизвестно. Как бы то ни было, в финальном отчете МАК, который планируется подготовить в скором времени, будет фигурировать именно это объяснение, полагают журналисты.
Версия о том, что самолет погубили не технические неисправности и не некачественное топливо, а ошибка пилотирования, появилась после того, как МАК опубликовал выводы экспертов, из которых следовало, что Як-42 не дала возможности набрать нужную для взлета скорость "дополнительная сила торможения". Говоря простым языком, трагедия произошла из-за того, второй пилот на разгоне нажал на тормоз.
Самолет начал взлет в "пониженном" режиме, что позволяет в течение 3-5 секунд набрать необходимую скорость в 50-70 километров в час. Не достигнув нужной скорости, пилоты поставили "номинал" для ее набора и еще 15 секунд катились по полосе. В это время они изменили положение стабилизатора в позицию, недостаточную для взлета. Как предположил источник, второй пилот, который сидел справа, перед самым взлетом "хлопнул" тормоза, при этом командир тянул на себя штурвал. В итоге экипаж все же принял решение о взлете, и самолет, задев матчу, рухнул на землю.
Самолет Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", летевшей в Минск на матч с "Динамо", разбился 7 сентября под Ярославлем. На борту самолета находились 45 человек. После катастрофы выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов. По счастливой случайности он пострадал не сильно и быстро пошел на поправку.
Комментарии