В Украине появились преступные группы, специализирующиеся на похищении нерастаможенных авто. Сбывают их на запчасти.
Почему машины "на бляхах" так привлекают грабителей, в интервью Gazeta.ua рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Что так привлекает воров в нерастаможенных автомобилях?
Все просто - безнаказанность. Украинская полиция не имеет права заниматься розыском авто, зарегистрированное в другой стране. К сожалению, ситуация с машинами "на бляхах" сейчас в пользу преступников. Их могут наказать, только когда поймают с поличным.
Украинская полиция не имеет права заниматься розыском авто, зарегистрированное в другой стране
Владельцы украденных авто "на бляхах" все же пишут заявления в полицию.
Да, но правоохранители должны понять кто к ним пришел - владелец ли машины. В ответ видят доверенность, дающую право на управление транспортным средством. Оно на польском или литовском языке. Некоторые имеет украинском или русском языке. Это фальшивки. Их легко купить в интернете.
Я звонил своему приятелю - заместителю министра финансов в Польше. Он посмеялся. По закону, доверенность может быть только на государственном языке, так же как и у нас в Украине. Поручение будет действительно на украинском языке, если в посольстве МИД Польши взять апостиль. Официально подтвердить документ в Министерстве. Сделать его перевод. В противном случае полиция не возьмет заявление о похищении имущества у человека, которому это имущество формально не принадлежит.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нерастаможенные автомобили продают в два раза дешевле
Водители требуют легализовать машины на иностранных номерах.
Легализация нужна, но не избирательная. Все же думаю, принятие этого закона маловероятно. Это не выгодно многим чиновникам, которые покрывают эти схемы, имеют свои фиктивные фирмы в Литве, для отмывания миллионов долларов.
О каких схемах речь?
Например, вы купили у немца машину. Он не позволит вам, чтобы вы ездили на авто, которое на него зарегистрировано. Не захочет платить за вас транспортный сбор, экологический сбор, вероятные штрафы. Он снимет машину с учета, она останется не зарегистрирована. Вам нужно ее поставить на литовскую регистрацию. В Литве созданы десятки фирм, которые сделают это за вас, нужно только заплатить, и они же везут это авто в Украине.
О каких суммах идет речь?
В интернете такие услуги оценивают почти в тысячу евро. По неофициальным данным, в Украине ввезено 2,5 миллиона автомобилей на иностранных номерах. То есть, 2,5 миллиарда долларов наличными украинцы отдали за последний год. Если брать официальные данные ГФСУ, то это 500 тысяч автомобилей - в соответствии полмиллиарда долларов. А теперь представьте, что государство сделает официальное пошлина в 1000 евро, граждане понесут деньги уже не в литовские фирмы, а в бюджет.
Чиновникам, которые "крышуют" эти схемы, не выгодно принятие закона, который урегулирует этот бизнес и направит средства в бюджет, а не к их карманов. Им лучше держать литовские компании, нанять человека, который эти машины будет перегонять.
Легализация машин - очень длительный и довольно дорогостоящий процесс. Будет стоить минимум 400-500 евро
Кто еще заинтересован в сохранении таких схем?
Пограничники. Когда едет машина "на бляхах" и в ней сидит литовец, который после пересечения границы обратно пойдет пешком. Таможенники понимают для чего он едет. За взятку таких водителей пропускают, не устраивают им различных проверок, не сверяют документы.
Водителям "евроблях" не стоит рассчитывать на положительное решение в вопросе легализациии иностранных авто?
Легализация машин - очень длительный и довольно дорогостоящий процесс. Нужно будет идти к литовскому нотариусу, оформлять договор купли-продажи. Снять авто с литовской регистрации. Это будет стоить минимум 400-500 евро. Я говорил с нардепами. В законе, который могут принять, не будет четкого урегулирования расходов, все ляжет на плечи водителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Украине воруют нерастаможенные машины
То есть легализация - не панацея?
Многие говорят об этом законе, но никто не объясняет его. Представьте, что машина, которую вы приобрели, была украдена в Германии и переоформлена в Литве. И мы будем легализировать ворованные машины? Тогда уже Интерпол задаст нам вопросы. Поэтому сейчас многие продают свои иностранные авто за полцены, на запчасти, хотят вернуть хоть какую-то часть потраченных денег.
Как уберечь машины с иностранными номерами от кражи?
У нас есть дыра в нормативных актах, которую умело используют воры. Есть один вариант. Если фирма, в которой вы покупали автомобиль не фиктивная, то владелец литовской фирмы может заявить в полицию Литвы, что его машину угнали в Украине. Литовская полиция даст запрос в Интерпол, а тот, в свою очередь, передает запрос в Украину. Но вопрос в оперативности, процедура обмена информацией может занимать до полугода. За это время машину двадцать раз разберут и продадут.
4,5 тысячи аварий случилось с участием нерастаможенных авто в Украине с начала 2017 года. Погибли 43 человека, травмированы - 429 человек, рассказывают в МВД. Среди этих машин 1197 были на польских номерах, 692 - на литовских, 165 - на болгарских.
Комментарии