Почти месяц поселок Великая Дымерка Броварского района Киевской области находился под оккупацией российских войск. До полномасштабной войны там проживало более 10 тыс. человек.
Российская армия вошла в населенный пункт 8 марта. Тогда же оккупанты начали обстреливать Великую Дымерку – жилые дома, гражданскую инфраструктуру, а также убивали всех, кого видели на своем пути. Поселок освободили 1 апреля. Великодымерская громада понесла значительные потери. Россияне разрушили более 350 домов. В частности, в Великой Дымерке 160 семей остались без жилья.
Теперь громаду активно поддерживают благотворители и волонтеры. Общество Красного Креста Украины и Кока-Кола совместными усилиями обеспечивают местных жителей всем необходимым. Внутренне перемещенных лиц, живущих в одном из общежитий, обеспечили спальными наборами. Зимой привозили продуктовые наборы и установили генераторы для бесперебойного питания.
Как живут в Великой Дымерке спустя год после освобождения от оккупантов и кто помогает громаде вернуться к жизни, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.
ШАГИ К ПОБЕДЕ
У трехэтажного кирпичного здания собралась толпа. На лестнице крыльца на заднем дворе пожилая женщина с палочкой в руке рассматривает белый грузовик, припаркованный напротив.
Общежитие фермерского хозяйства расположено на краю Великой Дымерки. После деоккупации поселка сюда заселили людей, лишившихся дома в результате боевых действий. Россияне разрушили в громаде более 350 домов. Только в Великой Дымерке без крова осталось 160 семей. Для пострадавших выделили 68 комнат, в общей сложности общежитие может вместить до 200 человек.
Работники Красного Креста Украины достают из грузовика белые большие коробки. С легкостью переставляют их на землю, складывая в пирамиду. Жителям громады привезли спальные наборы, закупленные Обществом Красного Креста Украины на средства гранта, который выделила Фундация Кока-Кола. Всего приобрели 5 тыс. комплектов для 17 центров проживания внутренне перемещенных лиц.
Кока-Кола одна из первых пришла на помощь. Вместе мы сила и мощь, дающая надежду, что люди смогут жить в собственных домах
– Очень приятно, что у нас есть помощники в оказании помощи пострадавшим, – говорит поселковый голова Анатолий Бочкарев. – Это и Красный Крест Украины, и наше местное предприятие Кока-Кола. Честно скажу, что получили от них значительный подарок для громады – гуманитарную помощь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ВПЛ и освобожденные из плена могут получить ваучеры на обучение: как это работает
Благотворители после освобождения от оккупации обеспечили местных жителей продуктовыми, спальными наборами. Закупили генераторы, когда россияне атаковали энергетическую инфраструктуру и начались веерные отключения света.
– Это значительно улучшило условия жизни наших жителей, пострадавших от войны. А в Великодымерской громаде таких больше двух тысяч человек, – подчеркивает поселковый голова. – А если добавить еще юридических лиц, то получится еще больше пострадавших. И всем благотворители оказывают помощь поэтапно. За это сотрудничество им нужно низко поклониться, что находят ресурсы, чтобы это делать. Будем дальше работать на восстановление разрушенных объектов. Кока-Кола одна из первых пришла на помощь. Вместе мы сила и мощь, дающая надежду, что люди смогут жить в собственных домах. Это наши шаги к победе Украины над Российской Федерацией.
ВОДА В БОМБОУБЕЖИЩА
Под стеной и на зеленой лужайке стоят жители общежития. Подходить сначала стесняются. Первой берет набор женщина в синей жилетке до колен, ее яркие рыжие волосы аккуратно собраны сзади. Широко обнимает коробку, благодарит. Торопится к двери общежития, чтобы распаковать и рассмотреть набор.
Позади грузовика стоит Андрей Бублик, директор по корпоративным связям и устойчивому развитию Coca-Cola HBC в Украине, Армении и Молдове. Мужчина старается не привлекать внимания и смущается, когда видит эмоции людей.
- Продолжаем вместе с Национальным комитетом Красного Креста Украины делать добрые дела, – рассказывает Андрей Бублик. – Сегодня мы начинаем на Киевщине следующий этап нашей помощи – обеспечиваем временных переселенцев спальными наборами, которые сейчас самые нужные. Закупили подушки, одеяла, полотенца и постельное белье. Чтобы те, кто был вынужден убегать из своих домов, имели комфортные условия для жизни. Наш путь гуманитарной помощи не начался только 24 февраля. Фактически, компания уже 31 год работает в Украине, инвестирует средства и поддерживает украинское общество, помощь громадам всегда была одним из наших главных приоритетов. С начала полномасштабного вторжения мы получили значительную поддержку от наших штаб-квартир, партнеров, Фундации Кока-Кола. И это позволило увеличить объемы помощи в несколько раз.
С 24 февраля прошлого года компания предоставила более 5 млн л своей продукции тем, кто в этом нуждается. В частности, водой снабжали бомбоубежища и укрытия, школы и общественные учреждения, волонтерские центры, железнодорожные вокзалы.
Фактически, компания уже 31 год работает в Украине, инвестирует средства и поддерживает украинское общество, помощь громадам всегда была одним из наших главных приоритетов
– Работаем по всей стране. Кроме продукции, уже объявили о намерении отстроить детский сад в селе Богдановка Великодымерской громады, – добавляет Андрей Бублик. – Наше сотрудничество продолжается, и планов поддержки на ближайший год у нас немало.
Зимой Кока-Кола закупила 70 тыс. продуктовых наборов для ВПЛ и жителей освобожденных территорий. Один такой набор может обеспечить потребности человека в месяц.
– Вместе с Красным Крестом Украины подобрали наполнение набора в соответствии со стандартами, – продолжает Андрей Бублик. – Считаю, что каждый должен заниматься тем, что умеет лучше всего. Поэтому мы работаем с профессиональными организациями, имеющими проверенную информацию о потребностях на местах. Учитывая масштабы Красного Креста Украины, сотрудничаем с ними, потому что они повсюду, всегда первые, кто приходит после ВСУ на помощь жителям деоккупированных территорий. Они имеют полную картину неотложных потребностей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Соседей замучили в погребе. Издевались, а потом пули пустили в головы" - как Великая Дымерка пережила русскую оккупацию
Обеспечение спальными комплектами жителей центров временного проживания ВПЛ – лишь часть масштабного проекта, которым сейчас занимается Красный Крест Украины на грант Фундации Кока-Кола. За средства гранта Украинский Красный Крест также приобрел генераторы для медицинских учреждений, общежитий образовательных учреждений, интернатов, психоневрологических диспансеров в разных регионах Украины, согласно их размеру и потребностям. Всего 54 генератора: 40 – мощностью 10 кВт и 14 – по 50 кВт. Важно, что эти генераторы остаются в учреждениях независимо от того, будут ли внутренне перемещенные лица проживать в них, или впоследствии найдут себе другое жилье. Это поддержка громад перед следующей зимой и повышение их способности принимать переселенцев и противостоять вызовам, связанным с отключением электроэнергии в течение всего года.
– У нас была тяжелая зима, но впереди возможны вызовы и летом. Да и уже нужно готовиться к следующей зиме. В этом году были уже на Черниговщине, Херсонщине, – вспоминает Андрей Бублик. – Это очень теплая сторона работы, когда общаешься с людьми, слышишь слова благодарности и поддержки всей нашей команде. Понимаешь, что люди действительно нуждаются в этом. Мы помогаем пройти этот нелегкий путь украинцам, и это вдохновляет не только меня, но и всех наших работников делать еще больше и лучше. Потому что каждый литр продукции – это налоги, зарплаты, наполнение бюджета страны. Мы с 24 февраля прошлого года не сократили ни одного рабочего места, платили налоги, а иногда и вперед, чтобы помочь громадам.
ФОСФОРНАЯ БОМБА
В коридоре общежития прохладно в отличие от улицы, где припекает ослепляющее солнце. Его лучи не везде попадают внутрь сквозь приоткрытую дверь и окна. Местами плитка на полу еще не совсем высохла от недавней влажной уборки.
В просторное помещение на первом этаже заносят коробки со спальными комплектами для тех жителей, которые получат их позже, и складывают на пол. По центру комнаты лежит пестрый ковер с коротким ворсом. У двери разместили холодильник и деревянный стол.
Женщина в короткой куртке, которую надела на домашний голубой халат, приглашает в свою комнату. Небольшое жилье 67-летней Надежды Олешко находится в конце левого крыла. Сразу напротив – дверь кухни, всего на этаже их две. Слышен запах лука и моркови, жареных на сковороде. На плите кипит чайник, есть духовая печь, микроволновка и шкафы для продуктов. Холодильник в каждой комнате свой.
Надежда Ивановна вместе с семьей поселилась в общежитии через несколько месяцев после освобождения Великой Дымерки. В семье их шестеро – она, дочь с мужем и тремя детьми. Семья потеряла свой частный дом 13 марта.
– Сразу не хотели никуда уезжать. Думали, может, россияне к нам не пройдут, – дрожащим голосом рассказывает Надежда, по щекам катятся слезы. – А тогда 10 числа (марта 2022 года. – Gazeta.ua) у дочери, она отдельно жила, упал снаряд – разбило гараж, окна. Собрались дети и уехали. Заставила и тех детей, которые со мной жили, уехать. А я осталась дома. Уже 13 марта возле нас был убит сосед – молодой парень, перед самым двором расстреляли. Россияне зверствовали в поселке: разъезжали на танках и стреляли во все, что видели.
Надежда Ивановна знакомит с дочерью и встречает нас на пороге комнаты. Внутри стоят одно- и двуспальная кровати, шкаф, стол. На большой кровати разбросаны детские игрушки, внук женщины играет машинкой.
- Теперь я одна живу здесь, потому что внук сильно резвый. Бегает повсюду, – смеется женщина и продолжает рассказ о своем разрушенном доме. – У нас на улице четыре подряд дома уничтожили. Дома нашего нет совсем. Русские его каким-то снарядом зажигали, как фосфорным, потому что все сгорело. Выгорел даже пол. Единственное, что уцелело, – в холодильнике стояла чугунная гусятница с гречкой. Те чугуны, что стояли прямо на кухне, все сгорели.
Детям дали модульный домик, где-то на 24 квадрата. Поставили во дворе
Надежда Олешко работала санитаркой в Броварах. В день, когда россияне сбросили фосфорную бомбу на ее дом, как раз уехала из поселка.
– Позвонили, чтобы ехала на работу. Переселенцы из Чернигова подвезли меня в Бровары. Узнала о доме – это целое кино. Мне пришла смска из Москвы от соседки, которая туда уехала к своим детям. Ей с улицы нашей перезвонили, что у меня и у других соседей уже нет домов.
Дом пылал несколько дней. Уцелел только сарай, там семья обустроила комнату со спальными местами.
– Там жили летом. А теперь детям дали модульный домик, где-то на 24 квадрата. Поставили во дворе. Я жила у родственников, пока не дали комнату в общежитии. Посадили огород возле хаты, так с того и живем, – продолжает Надежда Олешко.
На каждом этаже – две душевые и несколько туалетов, есть стиральные машины и вся необходимая бытовая техника. В своих комнатах жильцы убирают сами, а в других помещениях порядок поддерживают наемные рабочие.
– Но ведь мы не можем здесь жить вечно! Наша семья построить новый дом себе никак не может. Сын до войны на двух работах был – он сварщик. Одну работу во время войны потерял. Работает только он в семье, воспитывает троих детей.
ХЛЕБ ЧЕРЕЗ РЕКУ
Жители разошлись по комнатам – разложили свои комплекты на кроватях, щупают ткань постельного белья и махровые мягкие полотенца. По коридору быстро ходит невысокая женщина в длинном бордовом пальто.
Людмила Ярич работает главой Броварской горрайонной организации Красного Креста Украины. С начала полномасштабного вторжения с командой посетили десятки освобожденных населенных пунктов. Возили продукты и в оккупированные села.
- Сотрудничество Общества Красного Креста Украины с Кока-Кола в Украине продолжается более 14 лет. Можно сказать, что Кока-Кола – один из древнейших и самых важных наших благотворителей, – говорит Людмила Ярич. – Всегда обращались к ним, и они всегда помогали, шли навстречу. К продуктовым наборам, которые идут от донаторов, они дополнительно дают воду, газированные напитки.
В первые дни после оккупантов видели такое, что не передать словами. Сгоревшие еще дымящиеся дома, сожженные танки
В Броварском районе больше всего в гуманитарной помощи нуждается именно Великодымерская громада.
- Еще Калитянская громада пострадала - Мокрец, Бервица. Это как раз на границе с Черниговской областью. Мы через Зазимскую громаду туда добирались, когда оккупанты стояли здесь. Там люди были отрезаны вообще от мира. Через реку переправляли хлеб. Как только враги бежали, мы сразу поехали по селам. Загрузили два буса – один одеждой, другой – продуктами. Ночью упаковывали, утром волонтеры повезли в район. В первые дни после оккупантов видели такое, что не передать словами. Сгоревшие еще дымящиеся дома, сожженные танки, - продолжает Людмила Ярич.
Больше работы у Красного Креста Украины в Броварском районе было в первые месяцы после деоккупации региона. Жители выстраивались в очередь по 500 человек, непрерывно гуманитарные наборы раздавали до десяти волонтеров.
– Сегодня уже легче, но Бахмут теперь едет. Люди до последнего там сидели, а теперь уже должны уезжать. Украинцы не стали меньше донатить. И у нас еще есть нуждающиеся в помощи, – говорит напоследок Людмила.
РАССТРЕЛЯЛИ БРАТА
Медсестра Татьяна Савченко живет в общежитии с матерью с начала мая прошлого года. Их дом россияне разрушили в марте. В общежитие попали случайно – услышали разговор в магазине, что дают комнаты.
– В один момент в чем сидели, в том и уехали. Даже документы восстанавливаем по сей день. 15 марта моего старшего брата застрелили, а 27 марта сожгли дом, – рассказывает Татьяна. – Он остался в Дымерке, не захотел уезжать, 500 метров где-то не дошел до дома. Люди рассказывали, что видели, как он шел с белой повязкой на руке – россияне тогда заставляли цеплять. В ста метрах от него проехал танк, он поднял руки вверх. Брата расстреляли из нескольких автоматов. Труднее всего было маме сказать о его гибели. Я приехала 2 апреля в Дымерку, чтобы найти тело брата. Его наши военные прикопали на том месте, где погиб. Пошла посмотреть дом, потому что не знала, что он полностью сгорел. Вещей с собой во время эвакуации не взяли. Вышли из дома в тапочках. Когда выезжали из поселка, то оккупанты стреляли по машине.
Спальный комплект – важное пополнение личного имущества людей, которое им теперь нужно собирать все "с нуля"
Больше всего волновалась за маму, признается женщина.
– Один раз попали по машине, хорошо что не в бак. И слава Богу, все живы, потому что очень много машин стояло расстрелянных. Из них не разрешали людей забирать мертвых. Во второй раз я приехала в Дымерку 10 апреля, брата уже перезахоронили. Страшнее всего было слышать от мамы: "Что там Витя, потому что почти месяц не звонит?" Я говорю: "Ничего не слышала", а сама стою в морге у его тела, – добавила Татьяна Савченко.
Жители общежития постепенно разбирают коробки с постельными наборами – кто-то приезжает с работы, кое-кто стесняется брать при всех. Белые мягкие подушки горой лежат на цветном белье. Весь этот спальный комплект – важное пополнение личного имущества людей, которое им нужно собирать все "с нуля". Сквозь открытую дверь комнат видно, что люди понемногу обживаются. На коробках стоят кастрюли и тарелки, привезенные волонтерами. Тумбочки хозяйки украсили цветами, столы накрыли скатертью. В коридоре слышен детский смех.
От Фундиции Кока-Кола и Красного Креста Украины также 1410 спальных наборов получил модульный городок для ВПЛ во Львове. Еще 485 наборов поедут в Житомирскую больницу №1, 220 – в общежитие Запорожской политехники – всего 17 мест в разных уголках Украины.
Завод Кока-Кола в Украине, расположенный в Большой Дымерке, возобновил работу в мае 2022 года после деоккупации Киевской области.
Кока-Кола обязалась восстановить разрушенный детский сад в селе Богдановка Броварского района Киевщины.
Комментарии