Мнения в издании Politico редактора общественного мнения Джейми Деттмера
В ноябре прошлого года высокий генерал США Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, привел Киев в ярость, а также некоторых других воинственно настроенных чиновников из администрации президента Джо Байдена, сравнив конфликт в Украине с Первой мировой войной, и предположив, что ситуация зашла в тупик.
Он сравнил ситуацию с Рождеством 1914 года: "Идёт война, в которой больше невозможно выиграть в военном отношении".
Позже, выступая в Нью-Йорке, добавил: "Когда появляется возможность вести переговоры, когда можно достичь мира, воспользуйтесь ею. Воспользуйтесь моментом".
Через неделю он повторил предположение, что пришло время для переговоров - успешное контрнаступление Украины вокруг Харькова и Херсона означало, что Киев может вести переговоры с позиции силы.
"Россия сейчас находится на спине", - говорил Милли.
Милли ошибся насчет Первой мировой войны. В войне можно выиграть в военном отношении. И это сделали западные союзники в 1918-ом
Милли ошибся насчет Первой мировой войны. В войне можно выиграть в военном отношении. И это сделали западные союзники, во многом благодаря экономическим факторам и их превосходному уровню развития, позволившему бросить больше ресурсов в ужасающую мясорубку.
"С их крупными крестьянскими секторами экономик Центральные державы не могли поддерживать сельскохозяйственное производство, поскольку военная мобилизация перенаправляла ресурсы из сельского хозяйства на фронт. Возникший в результате голод в городах подорвал цепочку поставок, лежащую в основе военных действий", - отметил историк Стивен Бродберри.
Победа, да, она произошла, но ценой ужасающих человеческих жертв. До того, как на Западном фронте все затихло, общие потери, по оценкам, превысили 37 млн человек, включая солдат и мирных жителей, что сделало Первую мировую войну одним из самых смертоносных конфликтов в истории человечества. Вряд ли какие-то домохозяйства в Европе остались нетронутыми. А промышленный характер убийств, в ходе которых молодых парней косили пулеметы и уничтожали артиллерийские залпы, а также травили облака ядовитых газов, преследовал десятилетиями европейскую память, добавляя еще одно пятно на наш воинственный вид.
Призывы к переговорам будут расти по мере того, как на горизонте замаячит год выборов в Европе, и в США
И вот уже не за горами очередной ноябрь, и скоро в Украину придут осенние дожди, что значительно затруднит военные маневры. Есть признаки, что, если Украина к тому времени не обеспечит прорыв на своем южном фронте и не прорвет все три уровня грозной линии укреплений Сергея Суровикина, что до сих пор ускользало от ВСУ в течении трех месяцев ожесточенных боев, то призывы к переговорам будут расти по мере того, как на горизонте замаячит год выборов в Европе, и в США. Они изменят внутреннюю политическую динамику союзников.
Итак, на данный момент все внимание приковано к Запорожскому фронту, куда возлагались надежды украинцев и Запада, после того как был обеспечен прорыв сильно заминированной первой линии российской обороны вокруг села Роботино. Отсюда надежда, что Украина сможет прорвать основные укрепления, поскольку некоторые считают, что РФ будет сложно развернуть необходимые резервы, чтобы обеспечить удержание линии обороны. Даже несмотря на то, что до сих пор она перераспределяла силы относительно быстро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Китайцы несколько раз намекали Путину заканчивать войну. Увидели слабость" - полковник
Только время покажет, удастся ли добиться полного прорыва и сможет ли тогда Украина прорваться вперед, чтобы приблизиться к цели - перерезать "сухопутный мост", соединяющий аннексированный Крым с Россией. Однако то, что украинским силам удалось вернуть только 108 кв км оккупированной территории с момента начала контрнаступления в начале июня, требует осторожности. Кроме того, Пентагон уже пессимистично оценивал перспективы контрнаступления, еще до его начала.
В Киеве недовольны этим пессимизмом и стремятся опровергнуть набирающее силу мнение, что контрнаступление, скорее всего, не принесет ожидаемого результата.
"ВСУ продвигаются вперед. Несмотря ни на что и кто бы что ни говорил, мы идем вперед, и это главное. Мы в движении", - написал в субботу президент Владимир Зеленский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На концерте у Кобзона: сколько генералов потеряла РФ за время войны
Но в частном порядке в Киеве есть еще кое-что о долгой войне.
Конечно, если Украина не добьется значительного прогресса на местах к ноябрю, осторожность Милли возобновится. На этот раз она рискует превратиться в хор, в котором все больше людей будут задаваться вопросом, можно ли выиграть в этой войне. Однако затем мы сталкиваемся с проблемой, которая от начала преследовала западных союзников, поскольку они никогда коллективно не определили четкие цели украинской войны. Отчасти потому, что попытка сделать это, вероятно, поставила бы под угрозу единство союзников. Поэтому "выигрышный вариант" никогда не определялся.
Украина - сегодня, Тайвань и страны Балтии завтра
Вместо этого они уклонялись, сохраняя при этом свою грандиозную риторику о том, что на кону стоит демократия, а также необходимость защищать права суверенитета и независимости или увидеть, как и без того шаткий мировой порядок рухнет в пользу автократов, отмечая зарождение новых темных веков. Украина - сегодня, Тайвань и страны Балтии завтра.
Но если это так, то почему западные союзники не подкрепили свои слова делом, используя в полной мере свою экономическую мощь и не переведя заводы на военный рейки, как сделали это во время "Великой войны"? Почему действовали с колебаниями и задержками в поставках боеприпасов и систем вооружения, предлагая их, в лучшем случае, точно в срок или, в худшем случае, с большим отставанием от графиков, и все это к огромному разочарованию украинцев?
Частично, первая причина - попытка добиться единогласного согласия между союзниками. Вторая - страх, пусть и отдаленный, перед ядерной эскалацией, а также сопутствующая оценка того, что для снижения этого риска необходима тщательная калибровка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Контрнаступление можно будет оценить в конце года" – старший лейтенант Армии обороны Израиля
"США сделали достаточно, чтобы предотвратить победу России, но не достаточно, чтобы допустить ее поражение, и последующую потенциальную, по их мнению, ядерную эскалацию", - заметил Джеймс Никси из Chatham House.
Еще одним ключевым фактором было то, что в глубине души союзники Украины никогда по-настоящему не ощущали, что на кону их собственная демократическая судьба. Несмотря на всю их симпатию к Украине и ужас перед варварскими зверствами россиян в Буче и других местах то же самое происходит и с их населением, которое скорее обеспокоено стоимостью жизни.
По мере развития войны, чувство опасности, во всяком случае, уменьшалось. В конце концов, если великий российский медведь не сможет подчинить себе своего меньшего ближайшего соседа, как он сможет захватить страны НАТО, не говоря о том, чтобы угрожать США?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
Для украинцев, конечно, все по-другому. Не удивительно, что Киев кристально ясно определил свои военные цели, а именно - восстановление всей суверенной территории, включая незаконно аннексированный Крым, военные репарации со стороны России и железные гарантии безопасности от Запада, а лучше - членство в НАТО.
Как ни странно, их самыми большими союзниками в борьбе за полную победу в настоящее время являются российские диссиденты. Хотя, по большей части, Киев пренебрежительно держит их на расстоянии. Либеральная оппозиция Владимира Путина напрямую заинтересована в "полной победе Украины". У нее нет другого реального механизма, позволяющего свергнуть российского лидера и разрушить уродливый режим, который он возглавляет.
Но если оставить в стороне российских диссидентов, призыв к переговорам будет только расти, если, в результате, контрнаступления не произойдет сколько-нибудь серьезного военного прорыва.
У России и Украины есть одна общая черта - их союзники не верят, что какая-либо из сторон сможет обеспечить полную победу.
Для Пекина это вполне может быть желательно само по себе - отвлеченный Запад полезен Китаю, а ослабленная Россия будет знать свое место младшего партнера в их двусторонних отношениях. Однако для других, в том числе, для охваченной войной Украины, длительная война нежелательна. По мере того, как часы тикают, мы, вероятно, увидим, как всплывают новые шары для переговоров. Тем не менее, у этого "плана В" есть три большие проблемы.
Никси выделил одну из них, отметив, что "ослабление поддержки сейчас только сделает Украину более уязвимой с последствиями для более широкой европейской и глобальной безопасности, поставит под угрозу уже достигнутые успехи, и даст Путину рычаги влияния, которыми он сейчас не обладает".
Во-вторых, даже если Зеленский согласился на переговоры, а нет никаких признаков, что он в настроении это сделать, у простых украинцев не хватит смелости вести переговоры с Россией, которая без разбора бомбит их дома, убивает, пытает и похищает детей. Они по-прежнему охвачены холодной яростью.
Более того, Путин вполне может согласиться на начало переговоров, но мы уже видели раньше, чем закончились переговоры с ним и его министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Для Путина переговоры - это всего лишь еще одно оружие войны
Для российского лидера переговоры - это всего лишь еще одно оружие войны, используемое, чтобы отвлечь, затормозить, дать время для маневра, для достижения военных и дипломатических целей, и заманить в ловушку благонамеренных и наивных. То, что мы увидели в период между 2014 и 2017 годами, когда Лавров и тогдашний госсекретарь США Джон Керри "вели переговоры" по Сирии. Переговоры помогли Москве спасти сирийского президента Башара Асада от поражения и убедили тогдашнего президента США Барака Обаму убрать палец с курка и проигнорировать собственную "красную черту" в отношении использования Дамаском химического оружия.
Замороженные войны являются сильной стороной Путина - они позволяют ему превращать международную слабость в свою силу и сохранять власть внутри страны, разжигая параноидальный патриотизм, убеждая россиян в том, что иностранные враги стремятся уничтожить Россию.
Дайте "План С" кто-нибудь, пожалуйста?
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
1