Жители поселка Давыдовка (Шахтерский район, Донецкой области) считают, что местная власть "крышует" нелегальную шахту, которая строится в лесу. Из-за нелегальной стройки, как уверены местные, начали трескаться дома на ближайшей к ней улице Есенина, а из колодцев ушла вода.
- Началось это в июне – к нам приехали какие-то "братки" и вырубили рощу, - рассказала корреспонденту Gazeta.ua жительница улицы Оксана. - Уничтожили 15 столетних дубов, которые в начале прошлого века посадили наши предки. Объявили наши лес и речку частной территорией.
Местные жители охотно показывают стройку, но близко подходить боятся. Они уверены, что хозяева нелегального бизнеса способны на любое преступление. Поэтому в оккупированный лесок иду одна. В кустах замечаю спрятанный строителями транспорт. Территория больше 500 кв. метров обнесена забором. Слышно как работает компрессор, стучат молотки. Рабочие, идущие на смену, не таятся. Говорят, что "дырки", которые они строят, "узаконены". Но признают, что никто из них не оформлен на работу официально.
Из-за забора можно рассмотреть двухэтажные бытовки и две эстакады для конвейеров, с помощью которых поднимают породу. К стройке подведены коммуникации. Вокруг забора там и сям горы породы, которой засыпают лес.
- Они уже построили 2 ствола, приближаются к глубине сто метров, - говорит житель одного из ближайших к стройке дворов Владимир. - Рядом тут у нас есть шахта. Когда-то называлась "Чапаева" - отличная была шахта, с золотым запасом угля. Ее приватизировали, уволили тысячу работников, а сейчас на ее пластах работают нелегально, причем - вынимают уголь из "целиков" (в советское время это не разрешалось, чтобы избежать обрушений).
Жители связывают незаконный объект с шахтоуправлением "Благовещенское" (это и есть бывшая шахта имени Чапаева). Считают, что владелец нелегальной "дырки" и шахты – одно и то же лицо. В начале июля его якобы оштрафовали на 50 тысяч гривен, а Шахтерская милиция даже начала расследование.
Когда на место происшествия прибыла опергруппа, вспоминают местные жители, опрошенные работники не стали скрывать, что роют дырки по заказу "Благовещенского".
- Рабочие, ничуть не смущаясь, продолжали делать своё, - рассказывает присутствовавшая на месте событий корреспондент региональной газеты Валентина Постнова. - На глазах милиционеров они созванивались с руководством и получали указания: не обращать ни на кого внимания, никаких протоколов не подписывать, молчать как партизаны. Рабочих можно понять: работы в этом районе найти невозможно, люди бедствуют. Что касается "Благовещенского" – оттуда массово уволили рабочих из-за того, что нет сбыта угля. Поэтому я удивилась. Задалась вопросом – зачем им разрабатывать еще и незаконную дырку, если уголь невозможно реализовать? Местные жители подсказали: это официально не выгодно работать – налоги платить, обспечивать охрану труда, энергоносители оплачивать. Зато выгодно работать не по законам, а по понятиям. Так что это по сути уход в тень.
Никаких разрешительных документов на работу в лесу у руководителей "Благовещенского" на тот момент не оказалось. Но, невзирая на так называемое расследование, строительство "копанки" продолжилось в прежнем темпе.
Жители Давыдовки до сих пор бурно обсуждают собрание, которое в конце июля провели в их поселке представители шахты вместе с депутатом Шахтерского городского совета, членом фракции Партии регионов Валентиной Таран. Они убеждали людей, что к осушению колодцев и трещинам на домах эта стройка не имеет отношения. Уговаривали смириться и не протестовать.
- Приехали "бритоголовые" на крутых джипах, депутат регионалка, еще прихватили лесничего и какого-то эколога – и давай нас за эту копанку агитировать! Обещали компенсацию ввиде водопровода, но обещания не выполнили, - говорит Владимир. - Мы к депутату: "Вы с народом или с бандюками?". А она нагло в ответ: "Приехали вам рты позакрывать". Уверяли, что копанка навредить не может, что пласт идет не под поселок, а мимо. И лесничий сказал, что все прекрасно - нам посадят новые деревья. Поселок рушится, есть дома, которое из-за выработок надвое раскололись. Природа уродуется. Пишем жалобы всюду, но никто этих "копанщиков" остановить не может – ни прокуратура, ни милиция, ни власть.
Мужчина показывает два сухих колодца, которые несколько лет назад вырыл у себя в огороде и рядом с домом.
- В колодцах всегда была вода – потому что речка рядом. Но как только они начали рыть, вода ушла, 2 месяца сухо. Собираем дождевую, покупаем. Купить стоит 250 гривен за пять кубов – это для нас бешеные деньги, в поселке половина народа - пенсионеры.
Владимир просит его фамилию не называть, так как убежден, что это опасно для его жизни.
- Копанок сейчас в Шахтерском районе почти не осталось, - на условиях анонимности рассказал Gazeta.ua житель Шахтерска, который раньше руководил нелегальной шахтенкой. – Не потому, что уголь выбрали. Уголь есть, причем - в легкой доступности. Но добывать стало не выгодно. И хозяевам копанок, и работягам. Раньше работяга мог на копанке по 3 тысячи в неделю заработать. Мы за каждую тонну людям давали 120 грн., а продавали эту тонну по 500 - 800. А сейчас если где еще копанка осталась, работяга больше 4 тысяч в месяц на ней не заработает. Весь уголь из копанок в Донецкой области теперь покупает одна донецкая компания. Все знают,что за компания и кому принадлежит. У нее монополия, и ее цена закупки угля – 300 грн за тонну. Всего-навсего. Может, "Благовещенское" по цене договорилось? Может, у них какой-то свой сбыт? По такой цене, какую дает за уголь донецкая компания, копанки себя окупить не могут. Тем более, что чиновники и милиция не соглашаются за "крышу" брать меньше, чем привыкли
Комментарии
40