Сегодня питание военных в Украине построено по стандартам НАТО и происходит на основе Каталога. Каталог насчитывает более 400 продуктов питания. Однако закупка МОУ услуги питания по Каталогу предполагает не только приобретение, собственно, еды, но и одновременно возлагает на поставщика ответственность за доставку всех продуктов военным. Инициатива руководителя ГП "Государственный оператор тыла" Арсена Жумадилова о разделении продуктовой и логистической составляющих на отдельные закупки, а также о раздроблении самого каталога не нашла поддержки в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины. Она несет в себе дополнительную нагрузку на военных, а также риски уничтожения продуктовых складов. Об этом в интервью "Апострофу" рассказала волонтер, член Общественного антикоррупционного совета МОУ Дана Яровая.
"Когда мы отошли от советской модели и перешли к Каталогу согласно стандартам НАТО, предусматривающим не только покупку продуктов питания, но и услугу по их доставке, с КСЛ (службы логистики ВСУ) просто отпала эта функция довоза продуктов, отпала функция развертывания логистических хабов, отпала функция хранения и т.д. Сейчас все эти риски несет поставщик. И действительно ВСУ в этом плане легче.
Вот из моих личных разговоров со службой тыла: они говорят, что их логистические машины - это Уралы, которые потребляют топлива на 100 км по 100 литров. Это будет просто золотое питание. Что мы здесь хотим сэкономить в конечном счете? Я не знаю", - сказала она, комментируя инициативу "Государственного оператора тыла" выделить логистику продуктов по "услугам питания по Каталогу".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реформы Умерова: что будет с питанием военных
По словам Яровой, предлагаемые в МОУ изменения, касающиеся отказа от закупок услуги питания по системе Каталога обсуждались с представителями Генерального штаба ВСУ. И военные категорически против таких новаций Жумадилова.
"Как я уже сказала. Об отношении КСЛ – это подразделение службы логистики Генштаба. Они категорически против, потому что даже те логистические хабы, которые они имели до введения Каталога, они были расформированы, плюс в этих хабах нужно устанавливать холодильное оборудование, набирать людей, которые будут работать. Вы же понимаете, что такое развернуть логистический хаб. Кроме того, как только станет известно о существовании такого хаба, мы должны понимать, что это будет одной из первых целей нашего противника в условиях позиционной войны", - пояснила экспертка.
Яровая отметила, что сегодня закупки питания для армии проходят по рыночным и даже по ниже рыночных ценам. Питание одного бойца в сутки вместе с логистикой стоит уже в среднем 110-115 грн. И это не слишком высокая, а даже слишком низкая цена, говорит эксперт. Еще большая экономия на военном питании, к которому стремится "Государственный оператор тыла", практически невозможна.
"На мой взгляд, сейчас мы находимся в рамках цен 110–115 грн. Это стоимость питания одного военного в сутки. Поскольку МОУ закупает не только товар – именно продукты, а еще и логистическую услугу (когда поставщик везет еду вслед за бригадой, куда бы ее не передислоцировали), то это уже даже невысокая цена. Это уже слишком низкая цена. И я вижу риск в том, что будут экономить на качестве", – сказала она.
Яровая отметила, что цены на питание ВСУ, очевидно, будут расти, в частности, из-за появления и деятельности самого ГП "Государственный оператор тыла" при Минобороны. Ведь финансирование этого нового органа будет происходить за счет процента стоимости государственных контрактов, что будет заключать ГП для обеспечения тыловых потребностей армии.
"И вообще, говорить о том, что цена будет уменьшаться нельзя, потому что в агентских услугах "Государственного оператора тыла" уже заложено 0,4%. И они уже увеличат каждую закупку на 0,4%", - резюмировала волонтер.
В МОУ инициировали реформу питания армии с целью экономии бюджетных средств. По предложению руководителя ГП "Государственный оператор тыла" из Каталога питания ВСУ хотят исключить ряд продуктов и закупать их отдельно, а услуги по их доставке – тоже отдельно. Это приведет к разрушению системы питания НАТО в Украине, которую вводили с 2015 года.
В Верховной раде уже заявили, что не намерены поддерживать подобную реформу от оборонного ведомства.
Комментарии
1