Ексклюзивы
вторник, 27 мая 2008 15:04

Летом бензин может подорожать до 7 гривен за литр

В течение двух недель литр самого популярного в стране бензина А-95 подорожал в среднем по Украине на 6% — до 6,25 грн. А рост цен на дизельное топливо превзошел наиболее пессимистичные прогнозы, достигнув 7,5% — до 6,35 грн./л.

Тем не менее Минтопэнерго предполагает, что к середине июня литр 95-го может подорожать еще на 35 коп. — до 6,6 грн.

"Мы уже почти дошли до 1 евро. Если разгар курортного сезона придется на август, то, возможно, будет и больше", — заявил на прошлой неделе заместитель начальника крымского отделения АМКУ Максим Муравьев. И тут же отметил, что владельцы АЗС декларируют 5%-ную рентабельность. "30–80% рентабельности от продажи ГСМ нет", — заявил Муравьев.

В профильном государственном объединении "Укрнефтехимпереработка", на базе которого создан секретариат экспертно-аналитической группы, ежедекадно определяющий ценовой коридор для нефтепродуктов, говорят, что основной фактор удорожания находится за пределами Украины.

"Цена в рознице формируется в нашей стране из двух составляющих: мировых рынков Platts и стоимости нефти, поступающей на переработку в Украину, которая тоже связана с ценой Platts. Думаю, что к концу мая мы увидим еще более серьезные цифры, потому что Platts растет, растет и растет. Прогнозируемые цифры: в районе 6,5 грн. за литр А-95 и 6,6 грн. за литр дизеля. Это объективно, потому что Европа уже давно перешагнула эти цены", — сообщил генеральный директор "Укрнефтехимпереработки" Владимир Емелин.

Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин связывает систематическое повышение стоимости с субъективностью формулы, на основании которой секретариат устанавливает ценовой коридор.

"Кабинет Министров так называемой "формулой рынка" привязал отечественные цены к мировым. А поскольку последние ведут себя совершенно непрогнозируемо, то говорить о тенденциях на украинском рынке очень просто: мы будем идти вслед за нестабильностью мирового рынка. Поэтому уже к концу мая может быть и 6,5, и 6,6 гривень за литр А-95", — говорит Сапегин. По его словам, нынешние результаты расчетов секретариата по формуле в целом совпадают с оценками "Психеи". К примеру, по дизельному топливу расчеты НТЦ выше, чем у Минтопэнерго — они перешагнули 7 грн./л. Но формула, по мнению Сергея Сапегина, дает объективные цены исключительно с точки зрения ее идеологов и не является рыночной.

В "Укрнефтехимпереработке" категорически опровергают это заявление. По информации г-на Емелина, за полтора года существования формулы такая методика полностью себя оправдала. "Она связана не с желанием операторов, а с реальными ценами на мировом рынке и реальными оптовыми ценами заводов-производителей в Украине. За год в два раза увеличилась стоимость нефти, и, естественно, в два раза должны подорожать бензин и дизель. Математику не обманешь", — считает Владимир Емелин.

Украинские нефтеперерабатывающие предприятия в январе–апреле 2008 г. сократили производство бензинов и дизеля на 25,4% (до 1,1 млн т) и 35,2% (до 0,9 млн т) соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Если бы наши НПЗ восстановили хотя бы прошлогодние объемы переработки, то это позволило как минимум удержать цены на стелах. Во-первых, работающие НПЗ — это всегда запас сырья и готовой продукции, которые выступают своего рода стабилизаторами ситуации, особенно с учетом постоянно растущих мировых цен. Тогда как импортеры, занимающие уже почти 50% украинского рынка, стараются работать с колес, минимизируя расходы на хранение товара. Во-вторых, ввозимое топливо, изготовленное в Европе, более высокого качества, но оно не востребовано значительной частью рынка. Например, аграриям нет необходимости использовать для сельхозработ дизтопливо, отвечающее европейским экологическим нормам Евро-3 и тем более Евро-4. Им нужен менее качественный и более дешевый дизель, главными производителями которого в нашей стране являются ныне простаивающие Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ. В-третьих, у украинских предприятий, работающих в основном на российском сырье, лучшая логистика, поскольку они ближе, чем европейские заводы, к источникам сырья.

Но вместо того чтобы "простимулировать" нефтяных магнатов к наращиванию объемов производства и отказаться от привязки к мировому рынку, Кабмин бурно фантазирует об альтернативных источниках изготовления горючего.

На прошлой неделе Юлия Тимошенко заявила, что правительство планирует поставить на промышленную основу выпуск нового вида биотоплива из специального типа водорослей. "Вместе с учеными мы разработали программу, которая даст возможность обеспечить наше государство бензином и дизтопливом из биосырья. Это мировое ноу-хау. Это не то, что выращено на почвах, это не свекла и не подсолнух, не другие механические культуры. Речь идет о специальном типе водоросли, которая растет в специальных трубах и даже не касается земли", — восхищенно рассказывала Юлия Владимировна. Правда, премьер и ученые не уточнили, через сколько именно десятилетий в Украине начнет производиться разработанный ими экзотический вид топлива, сообщает Сегодня.

Сейчас вы читаете новость «Летом бензин может подорожать до 7 гривен за литр». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть